Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Комментарий к статье 10

Процесс создания и реорганизации высших учебных заведений регулируется общими нормами о создании и реорганизации юридических лиц: гл. 4 ГК РФ; ст. 11, 111, 28, 29, 31, 33, 34 Закона об образовании, ст. 10, 24 комментируемого Закона; ст. 5, 6 Федерального закона № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»[1], постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2004 г. № 71 «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений»[2], постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации»[3], приказами Минобрнауки России и иных федеральных органов исполнительной власти, муниципальными нормативными правовыми актами.

Создание и реорганизация негосударственных высших учебных заведений также регулируется нормами гл. III Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Решение о создании и реорганизации федерального государственного учреждения высшего образования принимается Правительством РФ. Проекты решений о создании и реорганизации федеральных высших учебных заведений подготавливаются федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), по согласованию с Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России и Минфином России.

Высшие военно-учебные заведения создаются и реорганизуются Правительством РФ по представлению Минобороны России, МВД России, ФСБ России, ФСО России, МЧС России.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют полномочия учредителя после создания или реорганизации высшего учебного заведения, если иное не предусмотрено актом Правительства Российской Федерации в отношении отдельных государственных высших учебных заведений федерального подчинения.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закона “Об общих принципах организации законодательных представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[4] предоставление высшего профессионального образования было отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации. С 1 января 2005 г. субъекты РФ по согласованию с Минобрнауки России могут издавать нормативные правовые акты только по вопросам управления, реорганизации и ликвидации подведомственных субъектам РФ высших учебных заведений, осуществлявших свою деятельность по состоянию на 31 декабря 2004 г.

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничений полномочий»[5] восстановлено право органов местного самоуправления городских округов создавать муниципальные высшие учебные заведения. Внесенные в ст.10 комментируемого закона изменения (Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») позволили также легализовать деятельность высших учебных заведений, созданных органами местного самоуправления муниципальных районов.

Негосударственные высшие учебные заведения могут создаваться (учреждаться): отечественными и иностранными организациями всех форм собственности, их объединениями (ассоциациями и союзами); отечественными и иностранными общественными и частными фондами; общественными и религиозными организациями (объединениями), зарегистрированными на территории Российской Федерации; гражданами РФ и иностранными гражданами.

Высшее учебное заведение, как юридическое лицо, считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 2 ст. 51 ГК РФ). Государственная регистрация юридических лиц осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти — ФНС России.

Государственная регистрация высшего учебного заведения осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[6], постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц»[7], постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»[8] и иными нормативными правовыми актами.

Федеральным законом от 10 января 2006 № 18-ФЗ «О внесении изменений в некоторых законодательные акты Российской Федерации»[9] были внесены изменения и дополнения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», касающиеся порядка создания негосударственных вузов. Согласно ст. 131 Федерального закона «О некоммерческих организациях» решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом. После 18 апреля 2006 г. внесение регистрирующими (налоговыми) органами в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации негосударственного высшего учебного заведения осуществляется на основании принятого органом Росрегистрации решения.

Для государственной регистрации негосударственного высшего учебного заведения при его создании в Росрегистрацию представляются следующие документы:

—заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;

—учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах;

—решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;

—сведения об учредителях в двух экземплярах;

—документ об уплате государственной пошлины;

—сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;

—при использовании в наименовании некоммерческой организации личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование;

—выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя — иностранного лица.

Государственные и муниципальные высшие учебные заведения создаются только в организационно-правовой форме учреждения. Негосударственные вузы могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений»[10] и Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» вводят два типа государственного или муниципального учреждения — бюджетное и автономное учреждение. В сфере высшего образования указанное нововведение затрагивает федеральные и муниципальные высшие учебные заведения.

Высшее учебное заведение, в организационно-правовой форме учреждения, может быть создан одним лицом — собственником имущества (ст. 120 ГК РФ). В то же время ст. 11 Закона об образовании допускает совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений. По всей видимости, норма Закона об образовании о совместном учредительстве может быть распространена только на негосударственные высшие учебные заведения, которые созданы в любой из организационно-правовых форм, предусмотренных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», кроме учреждения.

Высшие учебные заведения могут реорганизовываться в формах, предусмотренных ст. 57 ГК РФ. В сфере высшего образования образовательные учреждения, как правило, реорганизуются в форме присоединения к высшему учебному заведению другого юридического лица или выделения. Высшее учебное заведение, к которому присоединяется другое юридическое лицо, считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. В случае реорганизации в форме выделения высшее учебное заведение считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При присоединении юридического лица к высшему учебному заведению последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. При выделении высшего учебного заведения его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

Пункт 2 ст. 34 Закона об образовании содержит норму, предусматривающую досрочное прекращение действия лицензии и свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения, если происходит изменение статуса образовательного учреждения и его реорганизация в форме, не предусмотренной пунктом 2 ст. 34 Закона РФ «Об образовании».

В п. 2 ст. 34 Закона об образовании перечисляются формы реорганизации образовательного учреждения, проведение которых не прекращает действие лицензии и свидетельства о государственной аккредитации, выданных такому образовательному учреждению.

При реорганизации высшего учебного заведения в форме преобразования (изменения организационно-правовой формы), выделения филиала в самостоятельное юридическое лицо, присоединения к высшему учебному заведению юридического лица, не являющегося образовательным учреждением, создания автономного образовательного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального высшего учебного заведения лицензии и свидетельства о государственной аккредитации высшего учебного заведения переоформлению не подлежат.

Федеральным законом «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об образовании”, Федеральный закон “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” и статью 2 Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием разграничения полномочий”» внесены значительные изменения в вопросы регламентации деятельности образовательных учреждений и в вопросы разделения компетенций между Российской Федерации и субъектами РФ в части лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений.

Право на реализацию соответствующих образовательных программ возникает у высшего учебного заведения с момента выдачи ему лицензии на ведение образовательной деятельности. Данная норма комментируемой статьи основывается на норме п. 1 ст. 49 ГК РФ, в соответствии с которой отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Осуществление образовательной деятельности высшими учебными заведениями, не имеющими соответствующей лицензии, не допускается и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), на высшее учебное заведение, осуществляющее образовательную деятельность без соответствующей лицензии, может быть наложен административный штраф в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб.

Лицензирование высших учебных заведений по всем реализуемым ими образовательным программам осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее – Рособрнадзор)(пункт 5.2. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 300). Порядок лицензирования образовательной деятельности высших учебных заведений определяется Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2000 г. № 796[11]. (далее – Положение о лицензировании образовательной деятельности). Однако необходимо отметить, что в последнее время федеральное законодательство, регламентирующие вопросы лицензирования образовательной деятельности, претерпело значительные изменения, вследствие чего Положение о лицензировании образовательной деятельности во многом не согласуется, а зачастую и противоречит Закону об образовании и комментируемому Закону. В связи с этим в настоящее время ведется работа по подготовке новой редакции указанного Положения, текст которого будет использоваться в настоящем комментарии (далее – проект Положения о лицензировании).

Не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации (п. 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, п. 2 ст. 48 Закона об образовании).

Лицензирование федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования по военным профессиональным образовательным программам осуществляется также Рособрнадзором в порядке, предусмотренном Положением о лицензировании образовательной деятельности.

По своей сути лицензирование образовательной деятельности высших учебных заведений представляет собой процесс подтверждения соответствия условий осуществления образовательной деятельности, предлагаемых высшим учебным заведением, обязательным (лицензионным) требованиям, предъявляемым к ней.

К сожалению, федеральные лицензионные требования к условиям осуществления образовательного процесса по образовательным программам различного уровня и направленности, минимальные нормативы обеспеченности соискателя лицензии необходимой учебной и материальной базой, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов, предусмотренные п. 19 Положения о лицензировании образовательной деятельности, так и не были установлены Минобразованием России, позднее Минобрнауки России.

В проекте Положения о лицензировании предлагается отнести к лицензионным требованиям и условиями при осуществлении образовательной деятельности следующее:

а) соответствие организационно-правовой формы и учредительных документов соискателя лицензии (лицензиата) требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании»;

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) зданий, строений и сооружений (единой обособленной части здания, строения или сооружения), принадлежащих ему на праве оперативного управления или иных законных основаниях, и соответствующих строительным нормам и правилам для общественных зданий и сооружений (СНиП), требованиям и правилам пожарной безопасности, санитарным и гигиеническим правилам и нормативам (СанПиН), предъявляемым к образовательным учреждениям, а также ведение лицензиатом образовательной деятельности в зданиях, строениях и сооружениях (единой обособленной части здания, строения или сооружения), заявленных им как места ведения образовательной деятельности для получения лицензии;

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) учебных кабинетов, лабораторий, объектов, необходимых для проведения практических занятий, предусмотренных образовательными программами заявленного уровня и направленности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (федеральных государственных требований), утверждаемых Министерством образования и науки Российской Федерации, и (или) типовых положений об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее - соответственно федеральные государственные образовательные стандарты (федеральные государственные требования) и типовые положения об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов);

г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования учебных помещений, обеспечивающих возможность реализации образовательных программ заявленного уровня и направленности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (федеральных государственных требований) и (или) типовых положений об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;

д) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) учебно-методического обеспечения образовательного процесса (учебная и учебно-методическая литература, атласы, карты, энциклопедии, справочники, справочно-библиографические и периодические издания), необходимого для реализации образовательных программ заявленного уровня и направленности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (федеральных государственных требований) и (или) типовых положений об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, а также нормативами, утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации;

е) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на законных основаниях информационных ресурсов (доступ к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет, информационно-справочным и поисковым системам, базам данных), необходимых для реализации образовательных программ заявленного уровня и направленности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (федеральных государственных требований) и (или) типовых положений об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, а также нормативами, утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации;

ж) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) помещения для работы медицинских работников и (или) подразделений медицинских учреждений или договора с юридическим лицом, имеющим лицензию на право ведения медицинской деятельности, о медицинском обслуживании обучающихся, воспитанников и работников соискателя лицензии (лицензиата);

з) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оснащенных помещений для питания обучающихся, воспитанников, а также для работы подразделений организаций общественного питания или договора с предприятием общественного питания об организации питания обучающихся и работников соискателя лицензии (лицензиата);

и) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимого для реализации образовательных программ заявленного уровня и направленности контингента работников, порядок комплектования, численность, образовательный ценз и квалификация, а также объем учебной нагрузки которых соответствуют требованиям статей 55 и 56 Закона Российской Федерации «Об образовании», статей 331-333 Трудового кодекса Российской Федерации, типовых положений об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов и федеральных государственных образовательных стандартов (федеральных государственных требований);

к) наличие решения совета (ученого, педагогического) образовательного учреждения о возможности организации подготовки по заявленным к лицензированию образовательным программам (для образовательного учреждения профессионального образования); наличие представления руководства соответствующей религиозной организации (объединения) - для образовательного учреждения, созданного такой религиозной организацией (объединением); а также наличие представления соответствующих централизованных религиозных организаций (объединений) – для образовательного учреждения, созданного религиозной организацией (объединением), входящей в структуры централизованных религиозных организаций (объединений);

л) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) документации, предусмотренной Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов и федеральными государственными образовательными стандартами (федеральными государственными требованиями), в части регламентации организации образовательного процесса по каждой заявленной (реализуемой) образовательной программе (образовательная программа, рабочие программы дисциплин, учебный план, учетная и отчетная документация), соблюдение лицензиатом порядка ее ведения и хранения;

м) соблюдение лицензиатом предельной численности обучающихся и воспитанников в пределах установленной лицензией квоты, если иное не предусмотрено Законом Российской Федерации «Об образовании», типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;

н) соблюдение лицензиатом требований к максимальному объему учебной нагрузки обучающихся, установленных для образовательных программ соответствующего уровня и направленности в соответствии с типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается высшему учебному заведению лицензирующим органом, которым является Рособрнадзор.

Исходя из п. 12 ст. 33 Закона об образовании в лицензии, выдаваемой высшему учебному заведению, указываются:

— наименование и место нахождения высшего учебного заведения, перечень, уровень, направленность образовательных

программ, по которым предоставляется право на ведение образовательной деятельности, и нормативные сроки их освоения;

—наименование и место нахождения филиалов высших учебных заведений, перечень, уровень, направленность образовательных программ, по которым таким филиалам предоставляется право на ведение образовательной деятельности, и нормативные сроки их освоения;

—контрольные нормативы, предельная численность обучающихся, воспитанников, установленные для высшего учебного заведения и каждого филиала, срок действия лицензии.

В связи с тем, что лицензия на право ведения образовательной деятельности без приложения недействительна, законодатель определяет содержание лицензии, включая содержание ее приложения.

В настоящее время форма бланка лицензии на осуществление образовательной деятельности и приложений к ней установлена приказом Министерства образования Российской Федерации от 23 апреля 2001 г. № 1800[12]. Согласно проекту Положения о лицензировании форма бланка лицензии на право ведения образовательной деятельности и приложений к ней будет утверждаться Рособрнадзором.

Большим прорывом в законодательстве Российской Федерации в области образования стало указание в приложении к лицензии высшего учебного заведения образовательных программ, которые реализуются в филиале высшего учебного заведения. Ранее филиалы получали отдельную лицензию, что не соответствовало п. 6 ст. 33 Закона об образовании, в соответствии с которым лицензия выдается образовательному учреждению. Кроме того, наконец-то решилась давняя проблема — филиалы высшего учебного заведения смогут реализовывать образовательные программы, которые не реализует высшее учебное заведение, на основании единой общей лицензии и для высшего учебного заведения и для филиала, что не потребует получение высшим учебным заведением лицензии на право ведения образовательной деятельности по образовательным программам, по которым высшее учебное заведение не собирается вести образовательную деятельность, а получает ее исключительно для своего филиала.

Для получения лицензии высшее учебное заведение — соискатель лицензии должен представить в Рособрнадзор заявление учредителя с указанием наименования и организационно-правовой формы соискателя лицензии, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке (в проекте Положения о лицензировании планируется предусмотреть указание на номер лицевого счета для бюджетных государственных учреждений), перечня заявленных к лицензированию образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, срока действия лицензии.

Необходимость указания в заявлении срока действия лицензии обусловлена тем, что по общему правилу лицензия выдается не менее чем на три года, однако по заявлению соискателя лицензии она может быть выдана и на меньший срок (п. 22 Положения о лицензировании образовательной деятельности). Проект Положения о лицензировании впервые устанавливает предельный срок выдачи лицензии на право ведения образовательной деятельности – не более 6 лет.

К заявлению должна быть приложена выписка из решения ученого совета высшего учебного заведения о возможности организации подготовки по образовательным программам, заявленным к лицензированию.

Помимо этого высшее учебное заведение — соискатель лицензии предоставляет в Рособрнадзор следующее:

—копии устава и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом). В дополнение к указанным документам предоставляются документы, подтверждающие факт внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, а негосударственные некоммерческие организации в соответствии с п. 8 ст. 131Федерального закона «О некоммерческих организациях» представляют также свидетельство о государственной регистрации.

Для лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой филиалом вуза, дополнительно представляется копия утвержденного в установленном порядке положения о филиале;

—копию документа, подтверждающего факт постановки на учет в налоговом органе юридического лица, по месту нахождения на территории Российской Федерации соискателя лицензии (с предъявлением оригинала, если копия не заверена нотариусом);

—сведения о структуре соискателя лицензии, укомплектованности штатов, предполагаемой численности обучающихся, воспитанников;

—сведения о наличии у соискателя лицензии необходимых для организации образовательного процесса зданий и помещений, объектов физической культуры и спорта, общежитий, об обеспечении обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием с приложением копий документов, подтверждающих право соискателя лицензии на владение, пользование или распоряжение необходимой учебно-материальной базой в течение срока действия лицензии (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом).

Законодатель устанавливает обязательное требование, согласно которому лицензия на право ведения образовательной деятельности может быть выдана высшему учебному заведению только при наличии у него необходимой учебно-материальной базы на праве собственности, оперативного управления, безвозмездного пользования или аренды (п. 4 ст. 10 комментируемого Закона).

При этом высшее учебное заведение должно учитывать, что право собственности, право оперативного управления подлежат государственной регистрации в соответствии со ст. 131 ГК РФ, договор аренды, заключенный сроком более года, также подлежит государственной регистрации (ст. 609 ГК РФ). В связи с чем, высшее учебное заведение представляет документы, подтверждающие государственную регистрацию вышеуказанных вещных прав на недвижимые вещи. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним определен Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»[13].

Если высшее учебное заведение представило для лицензирования образовательной деятельности договор аренды помещения для организации учебного процесса в государственном или муниципальном учреждении, являющимся объектом социальной инфраструктуры для детей, то он в обязательном порядке представляет в Рособрнадзор заверенную в установленном порядке копию документа, подтверждающего проведение учредителем экспертной оценки последствий договора аренды для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»)[14].

Договора безвозмездного пользования (договора ссуды), принимаемые при лицензировании образовательной деятельности вузов, должны быть заключены в соответствии с требованиями статьи 690 Гражданского кодекса Российской Федерации, где право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит ее собственнику и иным лицам, управомоченным на то законом или собственником. В случае если договор безвозмездного пользования заключен не с собственником имущества, он может быть принят на лицензирование образовательной деятельности только при условии согласования такого договора с собственником имущества. При предоставлении договоров безвозмездного пользования необходимо прикладывать документы, подтверждающие право собственности юридического или физического лица, которые предоставляют в безвозмездное пользование вузу необходимые для организации образовательной деятельности помещения.

Необходимо также обратить внимание на важное условие при представлении документов, подтверждающих наличие у высшего учебного заведения учебно-материальной базы. Они должны быть оформлены на срок действия лицензии на право ведения образовательной деятельности, который заявлен высшим учебным заведением — соискателем лицензии.

Для подтверждения вузом сведений об обеспечении обучающихся и работников медицинским обслуживанием вуз может представить договор безвозмездного пользования с медицинским учреждением, которому он предоставляет с согласия учредителя (собственника) или самостоятельно, если они вправе распоряжаться соответствующим имуществом самостоятельно, в пользование движимое и недвижимое имущество для медицинского обслуживания обучающихся и работников высших учебных заведений и прохождения ими медицинского обследования (пункт 4 статьи 27 комментируемого Федерального закона в редакции Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 286-ФЗ).

Прочие документы, которые учебное заведение – соискатель лицензии представляет в Рособрнадзор:

- заключение территориальных органов Роспотребрнадзора о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса, заключение органов Государственного пожарного надзора о соблюдении на объектах соискателя лицензии требований пожарной безопасности;

-перечень дисциплин, входящих в каждую заявленную образовательную программу, с указанием объемов аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки по этим дисциплинам;

- сведения об обеспеченности учебной литературой и материально-техническом оснащении;

- сведения о кадровом обеспечении образовательного процесса, квалификации педагогических работников и условиях их привлечения к трудовой деятельности (для соискателей лицензии, имеющих намерение осуществлять подготовку по программам послевузовского профессионального образования, — сведения о научных руководителях);

- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии. В соответствии с подп. 71 п. 1 ст. 33333 НК Российской Федерации[15]размер государственной пошлины за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии составляет 300 руб.;

- опись документов, представленных для получения лицензии.

Заявление и сведения, которые необходимы для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности:

- об укомплектованности штатов, предполагаемой численности обучающихся, воспитанников;

- о зданиях и помещениях, используемых для организации и ведения образовательного процесса;

- о социально-бытовом обеспечении обучающихся, воспитанников и работников[16];

- сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой или иными информационными ресурсами и материально-техническом оснащении;

- об обеспеченности образовательного процесса специализированным и лабораторным оборудованием;

- о местах проведения практик;

- о педагогических работниках, а также сведения о научном руководителе, предоставляемые соискателем лицензии должны соответствовать формам, утвержденным приказом Минобразования России от 23 апреля 2001 г. № 1800 «Об утверждении форм бланков лицензии на осуществление образовательной деятельности, приложений к ней и документов, представляемых на лицензионную экспертизу».

Образец заполнения платежного поручения по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии на право ведения образовательной деятельности, а также реквизиты счета, на который должны быть переведены денежные средства в счет уплаты государственной пошлины, приведены в письме Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 1 октября 2007 г. № 01-416/05-01.

При реализации тех или иных программ, либо при реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, высшее учебное заведение представляет дополнительные документы, подтверждающие возможность реализации указанных программ.

Например, высшее учебное заведение, имеющее намерение осуществлять подготовку водителей автотранспортных средств, дополнительно представляет заключение ГИБ ДД МВД России о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям.

Высшее учебное заведение, осуществляющие подготовку трактористов и машинистов самоходных машин, дополнительно представляет свидетельство Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники о соответствии установленным требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса.

Высшее учебное заведение, которое осуществляет подготовку рабочих промышленных производств (объектов) по основным профессиям, перечень которых, утвержден Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, дополнительно представляет согласованные программы обучения с органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Если высшее учебное заведение, имеет намерение осуществлять подготовку, повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку специалистов по вопросам защиты государственной тайны и (или) в области информационной безопасности, то оно дополнительно представляет копию выданной ФСБ России или ее территориальными органами лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и образовательную программу, согласованную с ФСБ России и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и утвержденную Минобрнауки России.

Высшее учебное заведение, имеющее намерение вести профессиональную подготовку лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, представляет образовательную программу, согласованную с МВД России.

Согласно проекту Положения о лицензировании высшее учебное заведение, имеющее намерение реализовывать образовательные программы с использованием частично или в полном объеме дистанционных образовательных технологий, представляет сведения, подтверждающие наличие соответствующего методического и ресурсного обеспечения, заменяющего частично или в полном объеме традиционные образовательные ресурсы.

Предусмотренный Положением о лицензировании образовательной деятельности перечень документов, предоставляемых соискателем лицензии для получения лицензии, является исчерпывающим. Требовать от соискателя лицензии представления иных документов запрещается.

Представленные для получения лицензии документы регистрируются Рособрнадзором, а копия описи документов с отметкой об их приеме передается высшему учебному заведению — соискателю лицензии. Указанные документы должны храниться в течение всего срока действия лицензии.

Проект Положения о лицензировании предусматривает, что в случае представления соискателем лицензии неполного комплекта документов, документов, содержащих технические ошибки либо оформление которых не соответствует требованиям проекта Положения о лицензировании, лицензирующий орган в течение 5 дней с даты поступления документов направляет (вручает) соискателю лицензии уведомление с приложением перечня недостающих документов и (или) документов, оформление которых не соответствует установленным требованиям. В случае, если в течение двух месяцев с даты уведомления указанные документы не будут представлены вузом-соискателем лицензии в Рособрнадзор, комплект документов, представленный для получения лицензии, возвращается соискателю лицензии.

В течение 20 дней со дня регистрации заявления со всеми необходимыми документами заявление о выдаче лицензии должно быть рассмотрено и создана экспертная комиссия.

Экспертная комиссия создается Рособрнадзором, и в ее состав входят представители органов исполнительной власти, органа местного самоуправления, на территории которого расположено образовательное учреждение, а также представители образовательных учреждений, научных организаций и эксперты из числа лиц, прошедших соответствующую подготовку. Порядок подготовки указанных экспертов определяется Минобрнауки России. Членами экспертной комиссии не могут быть лица, состоящие в трудовых или гражданско-правовых отношениях с соискателем лицензии.

Экспертная комиссия проводит экспертизу, предметом и содержанием которой является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса в высшем учебном заведении требованиям органов государственной власти Российской Федерации и органа местного самоуправления, на территории которого расположено высшее учебное заведение, к обеспеченности такого высшего учебного заведения учебной площадью, санитарным и гигиеническим нормам, требованиям к охране здоровья обучающихся и работников, оборудованию учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательному цензу педагогических работников и укомплектованности штатов. Поскольку образовательная деятельность высшего учебного заведения подлежит лицензированию по каждой образовательной программе, по которым высшее учебное заведение собирается проводить обучение, то при проведении экспертизы в обязательном порядке должны учитываться уровень и направленность таких образовательных программ.

Пункт 10 ст. 33 Закона об образовании предусматривает, что требования экспертизы не могут превышать среднестатистических показателей для территории, на которой зарегистрировано образовательное учреждение — соискатель лицензии.

Расходы, связанные с проведением экспертизы, должны быть оплачены учредителем высшего учебного заведения — соискателя лицензии. Также подлежат оплате и расходы, связанные с изготовлением бланка лицензии. Порядок определения размера платы за проведение экспертизы и изготовление бланка лицензии на осуществление образовательной деятельности утвержден приказом Минобразования России от 13 апреля 2001 г. № 1690[17]. В настоящее время планируется исключить из Положения о лицензировании образовательной деятельности возможность взимания платы за изготовление бланка лицензии.

Экспертиза проводится в течение 30 дней с даты создания экспертной комиссии. Экспертиза проводится, как правило, с выездом экспертной комиссии в вуз..По результатам экспертизы подготавливается заключение, которое подписывают председатель и члены экспертной комиссии. Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается Рособрнадзором на основании заключения экспертной комиссии в срок не более 60 дней со дня регистрации заявления.

Законодатель предусматривает, что для проведения экспертизы, проводимой в отношении высших учебных заведений, реализующих образовательные программы частично или в полном объеме посредством дистанционных образовательных технологий, должны быть установлены соответствующие особенности Рособрнадзором, если иное не установлено федеральными законами. В соответствии с п. 9 ст. 33 Закона об образовании особенности предмета и содержания экспертизы, проводимой в отношении образовательных учреждений, использующих дистанционные образовательные технологии для реализации образовательных программ частично или в полном объеме, устанавливаются Минобрнауки России.

Согласно подп. 5 п. 2 ст. 32 Закона об образовании под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Высшее учебное заведение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном приказом Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»[18].

Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются:

—наличие в документах, представленных вузом-соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

—отрицательное заключение экспертной комиссии, установившей несоответствие условий ведения образовательного процесса, предлагаемых высшим учебным заведением — соискателем лицензии, государственным требованиям и их среднестатистическим показателям для территории, на которой он зарегистрирован.

В соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности уведомление об отказе в выдаче лицензии с указанием причин отказа направляется высшему учебному заведению — соискателю лицензии в письменной форме в трехдневный срок со дня принятия лицензирующим органом такого решения.

Проект Положения о лицензировании предлагает изменить указанный срок с трехдневного на пятидневный.

Согласно п. 13 ст. 33 Закона об образовании отрицательное заключение по результатам экспертизы и основанный на нем отказ в выдаче лицензии высшему учебному заведению могут быть оспорены учредителем в суде.

Пункт 27 Положения о лицензировании образовательной деятельности предусматривает основания, при которых допускается переоформление лицензии на право ведения образовательной деятельности. Однако не все указанные основания можно применить на сегодняшний момент, например, переоформление лицензии при реорганизации без изменения организационно-правовой формы не возможно, так как это противоречит ст. 34 Закона об образовании, в соответствии с которой при реорганизации лицензиата в форме преобразования, выделения филиала в самостоятельное юридическое лицо, присоединения к образовательному учреждению юридического лица, не являющегося образовательным учреждением, создании автономного образовательного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального образовательного учреждения лицензиат вправе осуществлять образовательную деятельность на основании лицензии, выданной ему, до окончания срока действия лицензии. При иных формах реорганизации лицензия утрачивает силу.

В связи с чем, в данном случае целесообразно перечислить основания для переоформления лицензии, которые предусматривает проект Положения о лицензировании образовательной деятельности.

При изменении наименования лицензиата и места его нахождения высшее учебное заведение — лицензиат обязан не позднее чем через пятнадцать дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц подать заявление о переоформлении лицензии и представить соответствующие документы, подтверждающие указанные изменения.

Переоформление лицензии производится без проведения экспертизы в срок, не превышающий 20 дней со дня регистрации заявления со всеми необходимыми документами.

Такими документами являются учредительные документы высшего учебного заведения, подтверждающие изменение его наименования или его места нахождения, зарегистрированные в установленном порядке законодательством Российской Федерации.

До переоформления лицензии лицензиат осуществляет образовательную деятельность на основании ранее выданной лицензии.

Впервые в проекте Положения о лицензировании образовательной деятельности устанавливаются случаи, при которых лицензиат — высшее учебное заведение должен представить документы для изменения предельной численности обучающихся, предусмотренной в приложении к лицензии на право ведения образовательной деятельности.

На сегодняшний момент существует только Перечень документов, предоставляемых высшими учебными заведениями, независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, их филиалами, государственными образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования федерального подчинения и их филиалами для изменения предельной численности контингента обучающихся, установленной лицензиями на право осуществления образовательной деятельности, утвержденный приказом Минобразования России от 22 июля 2003 г. № 3116[19].

Согласно проекту Положения о лицензировании в случае изменения условий образовательного процесса, приводящих к нарушению контрольных нормативов, зафиксированных в приложениях к лицензии, и лицензионных требований, установленных проектом Положения о лицензировании, лицензиат обязан в двухнедельный срок с момента произошедших изменений представить в лицензирующий орган заявление, согласованное с учредителем, о переоформлении лицензии в части соответствующего приложения с указанием новых сведений о лицензиате и документы, подтверждающие указанные изменения.

Такое переоформление лицензии производится без создания экспертной комиссии в срок, не превышающий 30 дней со дня регистрации заявления с полным комплектом необходимых документов, путем оформления и выдачи нового приложения к ней взамен ранее выданного.

В случае, если заявление было зарегистрировано с неполным комплектом необходимых документов, исчисление тридцатидневного срока начинается с момента представления полного комплекта необходимых документов, независимо от даты регистрации заявления.

На основании представленных документов Рособрнадзор вносит изменения в приложение к лицензии.

Представление в лицензирующий орган неполных или недостоверных сведений является основанием для отказа в переоформлении лицензии (в целом или в части приложения к ней). Соответствующее уведомление об отказе в переоформлении направляется (вручается) лицензиату в письменной форме с указанием причин отказа.

Лицензирование образовательной деятельности по новым для высшего учебного заведения образовательным программам производится независимо от наличия у него лицензии на право ведения образовательной деятельности по другим образовательным программам. При этом высшее учебное заведение представляет согласно проекту Положения о лицензировании заявление учредителя; сведения о педагогических работниках, привлекаемых к ведению образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам соответствующего уровня и направленности; сведения о планируемой численности обучающихся, воспитанников, в том числе по заявленным к лицензированию образовательным программам; учебный план (перечень дисциплин (предметов), входящих в каждую заявленную образовательную программу, с указанием объемов учебной нагрузки (для образовательных учреждений профессионального образования - аудиторной и внеаудиторной) по этим дисциплинам; учебный план (перечень дисциплин (предметов), входящих в каждую заявленную образовательную программу, с указанием объемов учебной нагрузки (для образовательных учреждений профессионального образования - аудиторной и внеаудиторной) по этим дисциплинам; сведения об оборудовании учебных помещений, наличии учебно-методического обеспечения образовательного процесса, а также информационных ресурсов, необходимых для реализации заявленных к лицензированию образовательных программ; выписку из решения ученого совета вуза о возможности организации подготовки по заявленным к лицензированию образовательным программам (для образовательного учреждения профессионального образования); документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение заявления о выдаче лицензии; опись документов, представленных для получения лицензии.

Проект Положения о лицензировании предусматривает представление высшим учебным заведением дополнительно по каждой новой образовательной программе (за исключением образовательных программ послевузовского и дополнительного профессионального образования) заключения территориального подразделения Федеральной службы по труду и занятости о потребности региона в кадрах соответствующей квалификации.

Перечень новых образовательных программ включается в очередное приложение к действующей лицензии.

Проект Положения о лицензировании предусматривает при утрате лицензии выдачу дубликата лицензии в течение 10 дней после получения соответствующего письменного заявления лицензиата, а не временного разрешения, как это установлено в действующей редакции Положения о лицензировании образовательной деятельности.

Статья 34 Закона об образовании устанавливает, что при реорганизации лицензиата в форме преобразования, выделения филиала в самостоятельное юридическое лицо, присоединения к образовательному учреждению юридического лица, не являющегося образовательным учреждением, создании автономного образовательного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального образовательного учреждения лицензиат вправе осуществлять образовательную деятельность на основании лицензии, выданной ему, до окончания срока действия лицензии.

При изменении статуса лицензиата и его реорганизации в иной не указанной в абзаце первом п. 2 ст. 34 Закона об образовании форме или его ликвидации лицензия утрачивает силу.

Законодатель установил конкретные формы реорганизации, при которых лицензия не утрачивает силу. В этот перечень не попала реорганизация образовательного учреждения в форме присоединения к нему юридического лица, являющегося образовательным учреждением, что создает определенные проблемы для высших учебных заведений. В настоящее время в связи с оптимизацией сети государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования это самая распространенная форма реорганизация для высших учебных заведений.

Для урегулирования данного вопроса проект Положения о лицензировании предусматривает, что в этом случае в целях обеспечения продолжения ведения образовательной деятельности образовательному учреждению или его правопреемнику может быть выдана лицензия сроком до одного года. Такая лицензия выдается на основании заявления; копии документа, подтверждающего факт изменения статуса или реорганизации образовательного учреждения; копии учредительных документов; сведений о наличии у соискателя лицензии необходимых для осуществления образовательного процесса зданий, строений и сооружений (единой обособленной части здания, строения или сооружения), оборудованных учебных помещений, объектов, необходимых для проведения практических занятий, в том числе объектов физической культуры и спорта, а также об обеспечении обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием; копии документов, подтверждающих право соискателя лицензии на владение, пользование и (или) распоряжение ими на законных основаниях; выписки из решения ученого совета вуза о возможности организации подготовки по заявленным к лицензированию образовательным программам; документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за рассмотрение заявления о выдаче лицензии; описи документов, представленных для получения лицензии.

Кроме того, для решения указанной проблемы проектом федерального закона № 87129-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов», который принят 14 января 2009 года в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, вносится дополнение в абзац первый пункта 2 статьи 34 Закона Российской Федерации «Об образовании», согласно которому при реорганизации образовательного учреждения в форме присоединения к нему одного или нескольких образовательных учреждений лицензия и свидетельство о государственной аккредитации реорганизованного образовательного учреждения переоформляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с учетом лицензий и свидетельств о государственной аккредитации присоединяемых образовательных учреждений на период до окончания срока действия лицензии и свидетельства о государственной аккредитации реорганизованного образовательного учреждения.

Контроль за соблюдением вузом предусмотренных лицензией условий и надзор за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования обеспечивается Рособрнадзором.

Правила осуществления контроля и надзора в сфере образования утверждены постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2007 г. № 116[20].

Рособрнадзор имеет право:

—проводить проверки условий ведения образовательной деятельности лицензиата;

—запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок;

—составлять по результатам проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;

—направлять лицензиату (а в случае необходимости — его учредителю) если было допущено нарушение условий, предусмотренных лицензией и (или) законодательства Российской Федерации в области образования —обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения и устанавливать срок его устранения. Указанный срок не может превышать шесть месяцев.

—осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.

При этом высшее учебное заведение в соответствии с законодательством Российской Федерации обязан предоставлять необходимую информацию и документы, а также обеспечивать условия для проведения проверки.

В соответствии с п. 14 ст. 33 Закона об образовании в случае, если было допущено нарушение предусмотренных лицензией условий и (или) законодательства Российской Федерации в области образования, Рособрнадзор направляет в высшее учебное заведение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения и устанавливает срок его устранения.

В случае неисполнения указанного предписания Рособрнадзор вправе приостановить действие лицензии полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным образовательным программам с указанием срока устранения выявленного нарушения.

Указанный срок не может превышать шесть месяцев.

Проект Положения о лицензировании предусматривает также приостановление действия лицензии в случае грубого нарушения лицензионных требований и (или) предусмотренных лицензией условий и (или) законодательства Российской Федерации в сфере образования;

Если в установленный срок указанное нарушение не будет устранено, лицензия подлежит аннулированию. Решение об аннулировании лицензии принимается Рособрнадзором и может быть оспорено в суде.

Аннулирование лицензии лицензирующим органом является новеллой в законодательстве Российской Федерации в области образования, так как ранее Закон об образовании предусматривал изъятие лицензии лицензирующим органом, что так и не было применено на практике, а Положение о лицензировании образовательной деятельности предусматривает аннулирование лицензии на основании решения суда.

Проект Положения о лицензировании предусматривает, что основанием для аннулирования лицензии является также ведение лицензиатом образовательной деятельности в период приостановления действия лицензии.

Возобновление лицензии осуществляется в том же порядке, что и ее получение.

Рособрнадзор ведет реестр лицензий, в котором указываются сведения о лицензиате. Информация, содержащаяся в реестрах лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц и размещается на сайте Рособрнадзора www.obr№adzor.gov.ru.

7. Государственная аккредитация вуза осуществляется на добровольной основе и признана обеспечить доверие потребителя образовательных услуг и государства к образовательной деятельности аккредитованного образовательного учреждения. Кроме того, с помощью государственной аккредитации образовательных учреждений государство создает единую систему оценки условий, содержания и результатов их деятельности, обязательную для государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений. Государственная аккредитация представляет вузу и обучающимся в нем лицам ряд определенных привилегий, в частности право на выдачу документов государственного образца; право обучающихся на отсрочку от призыва на военную службу; право образовательного учреждения пользоваться печатью с изображением Государственного Герба Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации неоднозначно трактует, что является объектом государственной аккредитации – высшее учебное заведение или направление подготовки (специальности).

С одной стороны законодатель предусматривает государственную аккредитацию вуза, при которой устанавливается государственный статус (тип, вид) вуза, с другой стороны высшее учебное заведение имеет право выдавать выпускникам соответствующие документы государственного образца об образовании по направлениям подготовки (специальностям), по которым вуз прошел государственную аккредитацию, отсрочка от призыва на военную службу предоставляется, если студент обучается по очной форме по направлениям подготовки (специальностям), по которым вуз также прошел государственную аккредитацию, т.е. в данном случае подразумевается государственная аккредитация направления подготовки (специальности).

Государственная аккредитация высших учебных заведений осуществляется в соответствии с Положением о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 522 (далее – Положение о государственной аккредитации). На январь 2009 года ни Минобранауки России ни Рособрнадзором не принят ни один из нормативных правовых актов, необходимых для реализации Положения о государственной аккредитации, что создает определенные сложности при государственной аккредитации вузов.

Целью государственной аккредитации высшего учебного заведения является установление его государственного статуса (типа, вида), подтверждение уровня реализуемых образовательных программ и их направленности, а также соответствия содержания и качества подготовки выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Первая государственная аккредитация высшего учебного заведения может проводиться не ранее чем на стадии итоговой аттестации обучающихся.

Имеющее государственную аккредитацию высшее учебное заведение не реже чем один раз в пять лет проходит государственную аккредитацию.

Затраты на проведение государственной аккредитации оплачиваются высшим учебным заведением.

Государственная аккредитация вуза, реализующего образовательные программы в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности, проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Для проведения государственной аккредитации вуз представляет в Рособрнадзор заявление о проведении государственной аккредитации, согласованное с учредителем (учредителями), с приложением документов, необходимых для проведения государственной аккредитации. Перечень документов, формы, порядок их представления и рассмотрения устанавливаются Минобрнауки России (пункт 9 Положения о государственной аккредитации).

Форма заявления о государственной аккредитации высшего учебного заведения утверждена приказом Минобразования России от 3 июля 2001 г. № 2578 «Об утверждении Порядка рассмотрения документов при проведении государственной аккредитации высшего учебного заведения», зарегистрирован Минюстом России 18 июля 2001 г., регистрационный № 2804, указанным приказом также утвержден Порядок рассмотрения документов при проведении государственной аккредитации высшего учебного заведения, который возможно применять только в части не противоречащей законодательству Российской Федерации в области образования.

Представленные документы регистрируются Рособрнадзором и хранятся в течение срока действия свидетельства о государственной аккредитации.

Рособрнадзор может отказать вузу при принятии документов, необходимых для проведения государственной аккредитации, в случае отсутствия у вуза лицензии на право ведения образовательной деятельности.

Государственная аккредитация высшего учебного заведения включает в себя установленную законодательством Российской Федерации экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников высшего учебного заведения федеральным государственным образовательным стандартам, а также экспертизу показателей деятельности высшего учебного заведения, которые необходимы для определения его вида.

В случае государственной аккредитации вуза в период действия его свидетельства о государственной аккредитации для установления иного государственного статуса проводится экспертиза показателей деятельности вуза, необходимых для определения его вида.

Государственная аккредитация ранее аккредитованного вуза по новым для него образовательным программам проводится на основании экспертизы соответствия содержания и качества подготовки выпускников такого вуза требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Государственная аккредитация филиалов вузов проводится совместно с государственной аккредитацией вуза, обособленными структурными подразделениями которых эти филиалы являются, на основании экспертизы соответствия содержания и качества подготовки выпускников, обучавшихся в таких филиалах, федеральным государственным образовательным стандартам.

Экспертиза соответствия содержания и качества подготовки выпускников вузов федеральным государственным образовательным стандартам и реализуемым образовательным программам, экспертиза показателей деятельности вуза, необходимых для определения его вида проводится комиссией по государственной аккредитации в соответствии с графиком, установленным Рособрнадзором. В состав этой комиссии включаются эксперты из числа лиц, прошедших соответствующую подготовку в порядке, установленном Министерством образования и науки Российской Федерации, представители органов исполнительной власти, образовательных учреждений, научных организаций и осуществляющих деятельность в области образования общественных объединений, а также представители обучающихся и объединений работодателей (пункт 18 статьи 33 Закона об образовании).

Порядок создания и работы комиссии по государственной аккредитации устанавливается Рособрнадзором.

Для информационно-методического сопровождения процедуры государственной аккредитации и обеспечения объективности принимаемых решений формируются федеральный и региональные банки данных, содержащие показатели деятельности образовательных учреждений и научных организаций (далее - банки данных государственной аккредитации). Порядок формирования и ведения банков данных государственной аккредитации, а также доступа к сведениям, содержащимся в них, устанавливается Рособрнадзором.

По решению Рособрнадзора выполнение работ, связанных с информационно-методическим сопровождением процедуры государственной аккредитации, формированием и использованием банков данных государственной аккредитации может быть возложено на подведомственные Рособрнадзору государственные организации и учреждения (далее - государственные организации). Такой функцией может быть наделено Росаккредагентство, которое находится в ведении Рособрнадзора.

Государственные организации осуществляют информационно- методическое сопровождение на основании заключаемых с образовательными учреждениями или научными организациями договоров возмездного оказания услуг. Форма примерного договора и порядок исполнения работ по осуществлению процедуры государственной аккредитации, в том числе ее информационно-методического сопровождения, устанавливается Рособрнадзором.

В настоящее время форма примерного договора на осуществление информационно-методического сопровождения процедуры государственной аккредитации высшего учебного заведения утверждена приказом Минобразования России от 8 февраля 2000 г. № 380.

Перечень показателей деятельности вузов, необходимых для определения его вида , и показателей деятельности его филиалов, а также критерии этих показателей, утверждаются Минобрнауки России с учетом сведений, содержащихся в банках данных государственной аккредитации.

В настоящее время показатели деятельности вузов и критерии государственной аккредитации, используемые при экспертизе показателей деятельности вузов различных видов утверждены приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30 сентября 2005 г. № 1938 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений», зарегистрирован Минюстом России 19 октября 2005 г., регистрационный номер 7092. Однако их применение при государственной аккредитации вузов вызывает сомнение, т.к. они утверждены не уполномоченным на это органом.

Согласно указанному приказу к показателям деятельности высших учебных заведений относятся: показатели государственной аккредитации, определяющие аккредитационный статус по типу "высшее учебное заведение"; показатели государственной аккредитации, используемые для определения вида высшего учебного заведения (институт, академия, университет).

В перечень показателей государственной аккредитации, определяющие аккредитационный статус по типу «высшее учебное заведение» входят следующие показатели: содержание и уровень подготовки, качество подготовки, воспитательная деятельность образовательного учреждения

Показатели государственной аккредитации, используемые для определения вида высшего учебного заведения (институт, академия, университет), включают спектр реализуемых основных образовательных программ, возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования, научную, научно-техническую деятельность и ее результативность, методическую работу, квалификацию педагогических работников.

Вуз вправе отозвать заявление о проведении государственной аккредитации на любом этапе ее проведения до принятия решения коллегиальным органом. Повторное рассмотрение указанного заявления образовательного учреждения или научной организации рассматривается не ранее чем через 1 год после его отзыва.

Вопрос о государственной аккредитации рассматривается коллегиальным органом Рособрнадзора на основании заключения комиссии по государственной аккредитации вуза и сведений о соответствии показателей деятельности вуза критериям показателей, необходимых для определения его вида. Полномочия коллегиального органа и его персональный состав определяются Рособрнадзором. Аккредитационная коллегия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки создана приказом Федеральной службы в сфере образования и науки от 24 июня 2004 г. № 16, этим же приказом утверждено положение об указанной коллегии.

Состав Аккредитационной коллегии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 22 сентября 2004 г. № 234. В состав Аккредитационной коллегии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки включаются представители органов исполнительной власти, образовательных учреждений, научных организаций и осуществляющих деятельность в области образования общественных объединений, а также представители обучающихся и объединений работодателей.

На основании результатов рассмотрения коллегиальным органом вопроса о государственной аккредитации вуза Рособрнадзор принимает решение о государственной аккредитации вуза или об отказе в государственной аккредитации, о лишении вуза государственной аккредитации полностью или по отдельным образовательным программам либо о приостановлении или возобновлении действия свидетельства. Решение коллегиального органа оформляется распорядительным документом Рособрнадзора

Свидетельство о государственной аккредитации, выданное вузу, подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, а также дает право на выдачу лицам, успешно завершившим обучение по образовательным программам, прошедшим государственную аккредитацию, документов государственного образца о высшем профессиональном образовании. Свидетельство выдается на 5 лет. Формы бланка свидетельства о государственной аккредитации образовательных учреждений (организаций) высшего профессионального образования и приложения к нему утверждена приказом Рособрнадзора от 30 сентября 2005 г. № 1939.

В свидетельстве указываются наименование аккредитационного органа, регистрационный номер, дата выдачи и срок его действия, полное наименование вуза в соответствии с их уставами и место нахождения вуза, а также - установленный государственный статус. В приложении к свидетельству указываются образовательные программы, прошедшие государственную аккредитацию, а также квалификации, которые будут присваиваться выпускникам вузов.

Свидетельство без приложения недействительно.

В случае установления вузу при государственной аккредитации иного государственного статуса, отличного от установленного ранее и (или) от указанного в наименовании, ему выдается временное свидетельство не более чем на 6 месяцев. Такое свидетельство дает вузу на соответствующий срок все права образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию. Свидетельство выдается вузу на основании заявления и документов, подтверждающих приведение его наименования в соответствие с установленным государственным статусом. При этом в его наименовании не допускается указание нескольких видов образовательных учреждений.

Указанный запрет (например, вузу, созданному с видом «университет», устанавливается при государственной аккредитации вид «институт») обусловлен необходимостью недопущения введения в заблуждение потребителя образовательных услуг. Кроме того, это также продиктовано тем, что исходя из пункта 6 статьи 9 комментируемого Федерального закона в наименовании вуза указывается только вид, установленный при государственной аккредитации, и никакой иной.

Свидетельство о государственной аккредитации и (или) приложение (приложения) к нему может быть переоформлено Рособрнадзором на основании согласованного с учредителем (учредителями) соответствующего заявления и представленных соответствующих документов в следующих случаях:

а) изменение наименования, места нахождения вуза, а также изменение места нахождения их филиалов;

б) прекращение реализации образовательной программы, ранее прошедшей государственную аккредитацию;

в) утрата или порча свидетельства и (или) приложения (приложений) к нему.

Рособрнадзор осуществляет в аккредитованных вузах и их филиалах государственный контроль качества образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», по результатам которого:

а) принимает решение о направлении предписания об устранении несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся соответствующим федеральным государственным образовательным стандартам либо несоответствия показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида и категории, установленным критериям этих показателей;

б) лишает вуз государственной аккредитации полностью или по отдельным образовательным программам.

Рособрнадзор в соответствии с законодательством Российской Федерации может приостановить действие выданного вузу свидетельства о государственной аккредитации полностью или по отдельным образовательным программам либо лишить вуз государственной аккредитации полностью или по отдельным образовательным программам в порядке, определенном Минобрнауки России.

При устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия свидетельства, его действие может быть возобновлено. Для возобновления действия свидетельства вуз направляет в Рособрнадзор заявление о возобновлении действия свидетельства с приложением документов, подтверждающих устранение причин приостановления действия свидетельства.

Решение Рособрнадзора о приостановлении, возобновлении действия свидетельства о государственной аккредитации, об отказе в государственной аккредитации или о лишении государственной аккредитации доводится до сведения вуза, учредителя (учредителей), органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, или органа местного самоуправления, на территории которого находится образовательное учреждение или научная организация, а также правоохранительных органов Российской Федерации.

При реорганизации вуза в форме преобразования, выделения филиала в самостоятельное юридическое лицо или присоединения к вузу юридического лица, не являющегося образовательным учреждением, а также при создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального образовательного учреждения образовательное учреждение вправе осуществлять определенные в его уставе виды деятельности на основании свидетельства до окончания срока его действия.

При изменении государственного статуса вуза и его реорганизации в форме, не указанной в предыдущем абзаце, свидетельство о государственной аккредитации утрачивает силу, если федеральным законом не предусмотрено иное.

Пути решения проблемы, связанной с наличием свидетельства о государственной аккредитации при реорганизации вуза в форме присоединения к нему юридического лица, являющегося образовательным учреждением, освящены при комментарии процедуры лицензирования образовательной деятельности вузов.

При ликвидации вуза в период действия свидетельства о государственной аккредитции руководитель вуза или его учредитель (учредители) обязаны представить в Рособрнадзор информацию органа государственной регистрации о ликвидации юридического лица для признания утратившим силу действия его свидетельства.

Рособрнадзор ведет реестры свидетельств вузов.

Информация, содержащаяся в реестрах свидетельств, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц и на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки www.obr№adzor.gov.ru.

Наряду с государственной аккредитацией существует общественная аккредитация. Это признание уровня или заслуг учебного заведения любыми общественными или профессиональными организациями, союзами, ассоциациями. Общественная аккредитация очень важна для престижа высшего учебного заведения, но не может заменять государственную и не влечет за собой каких-либо гарантий со стороны государства.

Законодатель предусматривает установление Правительством Российской Федерации отдельных порядков лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, реализующие образовательные программы содержащие сведения, составляющие государственную тайну, - образовательных учреждений Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации. При этом для каждого указанного федерального органа исполнительной власти, в чьем ведении находятся образовательные учреждения, будут разработаны отдельные порядки.

Кроме того, Правительством Российской Федерации будет установлен отдельный порядок лицензирования и государственной аккредитации федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых этими высшими учебными заведениями. Перечень указанных высших учебных заведений утверждается Указом Президента Российской Федерации.


[1] СЗ РФ. 2006. № 45. Ст. 4626.

[2] СЗ РФ. 2004. № 7. Ст. 537.

[3] СЗ РФ. 2008. № 8. Ст. 731.

[4] СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3607.

[5] СЗ РФ. 2006. № 1. СТ. 10.

[6] СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3431.

[7] СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2585.

[8] СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2586.

[9] СЗ РФ. 2006. № 3. Ст. 282.

[10] СЗ РФ. 2006. № 45. Ст. 4627.

[11] СЗ РФ. 2000. № 43. Ст. 4249.

[12] БНА. 2001. № 25.

[13] СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594.

[14] СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.

[15] СЗ РФ.1998. № 31. Ст. 3824.

[16] Вестник образования. 2007. № 21.

[17] БНА. 2001. № 20.

[18] БНА. 2005. № 32.

[19] Документ опубликован не был (см. СПС «КонсультантПлюс»).

[20] СЗ РФ. 2007. № 9. Ст. 1098.