Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Комментарий к статье 9

1. В настоящее время в Российской Федерации все высшие учебные заведения являются юридическими лицами (что следует из п. 1 ст. 8 комментируемого Закона) и, как и прочие правосубъектные лица, обладают правом на имя (наименование). Правосубъектность этих лиц специфична, что связано как со спецификой той отрасли законодательства, которая регулирует их деятельность, так и с особыми социально-государственными задачами, возложенными на вузы. Когда наряду с гражданско-правовым законодательством существует и специальное правовое регулирование статуса юридического лица, в таком случае всегда устанавливается, что его наименование должно отражать не только организационно-правовую форму данного субъекта, но и являться маркером (указателем), сигнализирующим о том, что правосубъектность такого юридического лица определяется не только и даже не столько общими нормами гражданского законодательства, сколько специальными нормами, в данном случае - нормами законодательства об образовании.

В комментируемом Законе установлено, что все вузы в Российской Федерации относятся к одному из трех видов - "университет", "академия" либо "институт". Однако в самое ближайшее время в дополнение к этим трём видам добавится ещё один – федеральный университет. Это предусматривает законопроект, внесённый в Государственную Думу Федерального Собрания РФ Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 1030-р «О проекте Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов»[1], в частности, предусмотрены поправки в п. 1 ст. 9 комментируемой статьи. Согласно данным Электронной регистрационной карты на Законопроект № 87129-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов» (далее – Законопроект № 87129-5)[2] по состоянию на 26.01.2009г. Законопроект прошёл третье чтение в ГД ФС Российской Федерации 14 января 2009 года и на следующий день был направлен в СФ ФС Российской Федерации. Финансово-экономическое обоснование Законопроекта № 87129-5 содержит положение о том, что принятие этого закона не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, поскольку финансовое обеспечение будет являться следствием принятия соответствующего решения Президента Российской Федерации и акта Правительства Российской Федерации по каждому создаваемому федеральному университету.

П. 2 ст. 2 Законопроекта № 87129-5 установлено, что федеральный университет является высшим учебным заведением, которое:

реализует инновационные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, интегрированные в международное образовательное пространство;

обеспечивает формирование кадрового и научного потенциала комплексного социально-экономического развития региона;

обеспечивает системную модернизацию высшего и послевузовского профессионального образования;

осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации кадров, в том числе работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников, на основе применения современных образовательных технологий;

выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, обеспечивает интеграцию науки, образования и производства в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения;

является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

Таким образом, можно выделить несколько ключевых составляющих, на основе которых федеральный университет выделен в отдельный вид вузов, и поставлен на первое место:

- инновационная составляющая,

- интеграция в международное образовательное пространство,

- один из ключевых элементов комплексного социально-экономического развития региона,

- современные образовательные технологии, в том числе, информационные,

- нацеленность на практическое применение результатов интеллектуальной деятельности.

Такие характеристики федерального университета обусловлены той особой ролью, которая ему отведена государством как новому и опорному звену перспективной федеральной образовательной политики и отражает новейшие изменения национальных приоритетов в области высшего образования. Со всей очевидностью создание федеральных университетов на организационном уровне потребует некоторого времени, поэтому статья 4 Законопроекта № 87129-5 предусматривает, что деятельность федеральных университетов, созданных до вступления в силу соответствующего федерального закона, подлежит приведению в соответствие с нормами комментируемого закона в срок до 1 января 2010 года.

2. Университеты. Вне зависимости от вида все вузы реализуют образовательные программы высшего профессионального образования. При этом университеты реализуют образовательные программы по широкому спектру направлений подготовки. Сравнительная многопрофильность университета по сравнению с прочими вузами отмечена не только в определении законодателя, но и во многих лингвистических определениях этого понятия. На эту особенность указывал еще В.И. Даль: "Университет (от лат. u№iversitas - совокупность, всеобщность) - высшая школа, учебное заведенье первой степени, по всем отраслям науки"[3].

Программы послевузовского профессионального образования также вправе реализовывать все вузы, но и тут по числу направлений подготовки университеты стоят на первом месте. В отличие от институтов, реализация послевузовских образовательных программ университетами и академиями обязательна для предоставления и (или) сохранения этим учебным заведениям такого статуса.

Второй законодательно установленный признак университета напрямую связан с первым. Реализуя образовательные программы высшего профессионального образования, университет осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников. При этом из стен университета выходят работники-профессионалы высшей квалификации и, что особо подчеркивается законодателем, научные и научно-педагогические работники.

Третий критерий заключается в том, что вузы в России наряду с подготовкой специалистов являются научно-исследовательскими центрами. Особенности университета заключаются в том, что (1) в нем одновременно должны проводиться и фундаментальные[4], и прикладные[5] научные исследования и (2) такие исследования должны выполняться по широкому спектру наук. Хотя невозможно не отметить условность прилагательного "широкий", поскольку в Законе нигде не указана даже приблизительная количественная характеристика-эквивалент, на которую можно было бы ориентироваться.

Четвертый и последний критерий относится только к университетам и академиям и заключается в том, что эти вузы являются ведущими научными и методическими центрами в областях (в случае с академиями - в области) своей деятельности. В целом это означает, что в случае, если в одной и той же области научной деятельности исследования ведутся работниками сразу нескольких вузов, к примеру университета и института, то во избежание неэффективного выполнения двойной работы, а также для согласованности направления исследований сотрудники института должны взаимодействовать с научными кадрами университета и даже, более того, руководствоваться в своей деятельности научно-методическими разработками университетских работников.

3. Академии. Слово "академия" греческого происхождения. В качестве обозначения высшей школы это название было введено в IV веке до н.э. Платоном. Платон читал лекции в роще Академа в пригороде Афин, названной так в честь героя древнегреческого эпоса. Основанная Платоном Академия первоначально представляла собой учебное братство, в котором знания не только передавались, но и приумножались. В средние века академиями стали называть многие вузы Западной Европы.

По своему назначению академия близка университету. Основное отличие было точно подмечено В.И. Далем: "...в университете равно преподаются все науки; в академиях, более частно, одна отрасль их"[6]. Тот же разграничивающий критерий положен в основу современного понимания основного отличия: академии готовят высококвалифицированных работников для определенной области научной и научно-педагогической деятельности. Важно отметить, что здесь акцент делается именно на научно-педагогической деятельности выпускников академии. Если для университета одинаково важно готовить и профессионалов-практиков, и ученых-преподавателей высшей квалификации, то в случае с академией этот баланс смещается в сторону подготовки научно-педагогических кадров.

В связи с этим третий признак академии состоит в сравнительно узкой направленности научно-исследовательской деятельности ее работников. Как и работники университета, работники академии должны выполнять и фундаментальные, и прикладные исследования, однако в какой-либо определенной области науки или культуры. Соответственно, в области своей деятельности академия должна являться ведущим научным и методическим центром.

4. Институты. Как высшее учебное заведение институт[7] <113> (от лат. institutum - учреждение, установление) также реализует образовательные программы высшего профессионального образования. Однако при этом институту не обязательно реализовывать образовательные программы послевузовского профессионального образования.

Второй признак ограничивает область деятельности института определенной областью профессиональной деятельности. По второму признаку институт близок академии, но, в отличие от последней, призван осуществлять подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации исключительно работников-практиков, но не подготовку научных и научно-педагогических кадров.

В институте так же, как и в академиях, и в университетах, должны проводиться научные исследования. Однако есть два существенных отличия: (1) в институте могут не вестись либо фундаментальные, либо прикладные исследования (но по смыслу абз. 4 п. 4 ст. 9 комментируемого Закона институт не вправе не вести вообще никаких научных исследований!) и (2) институт не является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности, то есть научно-исследовательская работа должна проводиться с учетом разработок исследователей университетов и академий в соответствующей отрасли науки.

5. Одна из основных целей законодательно установленной видовой классификации вузов - дифференцировать критерии аккредитации. Данные критерии утверждаются аккредитационным органом (Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки) согласно Приказу Рособрнадзора от 30.09.2005 № 1938 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений» (в редакции от 25.04.2008г.)[8] <114> и сильно различаются в зависимости от того, каким аккредитационным статусом обладает (при первичной аккредитации и переаккредитации - на какой статус претендует) высшее учебное заведение. Трем видам вузов соответствуют три аккредитационных статуса – "университет", "академия", "институт" – и соответствующие наборы критериев аккредитации. Для университетов установлено наибольшее количество критериев государственной аккредитации, а с 2008 года некоторые критерии, в частности, спектр реализуемых основных образовательных программ, возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования (число аспирантов на 100 студентов контингента, приведенного к очной форме обучения) даже ужесточились, поэтому для поддержания этого статуса вузу требуется значительное материально-техническое, финансовое, но, в первую очередь, кадровое обеспечение, в том числе, научно-педагогические кадры высочайшей квалификации.

Установление государственного аккредитационного статуса –добровольная процедура только для негосударственных вузов. Неаккредитованные вузы не могут выдавать дипломы государственного образца, не имеют свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения. Для государственных и тех негосударственных вузов, которые желают выдавать выпускникам дипломы государственного образца, установление аккредитационного статуса – процедура обязательная и периодически повторяющаяся. Она регламентирована Положением о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 522[9]. В соответствии с п. 3 указанного Положения целью государственной аккредитации вуза, как и любого другого образовательного учреждения, в частности, является установление его государственного статуса (типа, вида, категории).

Очевидно, что от того, к какому из трех видов принадлежит вуз, зависят не только критерии аккредитации (если вуз аккредитуется), но и, в конечном итоге, набор образовательных программ, которые реализуются в данном образовательном учреждении. В связи с этим вид вуза необходимо обязательно включать в его наименование, что и требует п. 5 комментируемой статьи. Это вызвано и чисто практическими потребностями, например, удобства поиска по каталогам вузов определенного профиля.

6. В отличие от государственной аккредитации, которой обладают не все вузы, статус вуза (государственный либо негосударственный) определяется всегда при создании и выдаче вузу лицензии на ведение образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования на территории Российской Федерации. В статус любого вуза обязательно входят сведения о его организационно-правовой форме, включая отражение факта наличия или отсутствия государственной аккредитации, а также указание одного из трех видов, к которому принадлежит данное высшее учебное заведение. Все указанные элементы статуса в обязательном порядке должны быть включены в его официальное наименование.

Указанные три вида вузов не отражают полный спектр исторически сложившихся и употребляемых наименований высших учебных заведений. Помимо университетов, академий и институтов, существуют консерватории (например, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (университет) «Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского»), высшие училища (Высшее театральное училище (институт) имени М.С. Щепкина), высшие школы (Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Государственный университет - Высшая школа экономики). Так, консерватория (от ит. co№servatorio - сохраняю) –высшее музыкальное учебное заведение, готовящее специалистов в области музыкального искусства.

Специальное наименование может отражать и область деятельности вуза, например "Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана". В некоторых случаях можно встретить симбиоз двух видов в одном наименовании вуза, например "Московский государственный институт международных отношений МИД РФ (МГИМО - Университет)", что отражает стремление некоторых высших учебных заведений сохранить старое, более известное и узнаваемое наименование, однако не вполне соответствует желанию законодателя унифицировать наименования высших учебных заведений.

Во всех случаях если наименование вуза содержит специальное название образовательного учреждения, отличное от одного из трех законодательно установленных видов, то в наименовании наряду с основным названием должен указываться один из трех видов вуза.


[1] СЗ РФ. 28.07.2008. № 30 (ч. II), ст. 3655.

[2] С текстом Законопроекта № 87129-5 можно ознакомиться на официальном сайте ГД ФС РФ в сети «Интернет», URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=87129-5&02

[3] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 4. СПб.: ТОО "Диамант", 1996. С. 498.

[4] Под фундаментальными научными исследованиями понимается экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды (ст. 2 Федерального закона от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»).

[5] Прикладные научные исследования – это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач (ст. 2 Федерального закона от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»).

[6] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 1. СПб.: ТОО "Диамант", 1996. С. 9.

[7] Этот термин может обозначать исключительно научно-исследовательское учреждение, не являющееся вузом.

[8] РГ. 27.10.2005. № 241.

[9] СЗ РФ. 2008. № 29 (ч. 2). Ст. 3520.