Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Комментарий к статье 4

В комментируемой статье представлена структура системы высшего и послевузовского профессионального образования в Российской Федерации.

Понятие системы образования раскрывается в статье 8 Закона РФ "Об образовании". В комментируемой статье система образования была уточнена и дополнена по сравнению с вышеприведенным определением с учетом целей и задач высшего и послевузовского профессионального образования.

1.Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, федеральные государственные требования к послевузовскому профессиональному образованию и образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования.

Данный элемент структуры системы высшего и послевузовского профессионального образования характеризует содержательную сторону образовательного процесса.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, федеральные государственные требования к послевузовскому профессиональномуобразованию и образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования выступают в качестве важнейших гарантов качества высшего и послевузовского профессионального образования и единства федерального образовательного пространства в условиях реализации принципа автономии высших учебных заведений и академических свобод (ст. 3 комментируемого Закона), предполагающего свободу педагогических работников высших учебных заведений излагать учебный предмет по своему усмотрению и свободу студентов получать знания согласно своим склонностям и потребностям.

Кроме этого, как закреплено в статье 5 комментируемого Закона, федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предназначены для обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации. Они служат основой для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования. С их помощью осуществляются признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании.

Требования к содержанию высшего профессионального образования, закрепленные в федеральных государственных образовательных стандартах, должны быть реализованы при разработке образовательных программ.

2. Высшие учебные заведения, научные учреждения и образовательные учреждения соответствующего дополнительного профессионального образования.

Вторым компонентом системы высшего и послевузовского профессионального образования являются такие участники образовательных правоотношений, как:

1) высшие учебные заведения, статус которых закреплен статьей 8 комментируемого Закона. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) утверждено Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71[1];

2) научные учреждения. В ст.5 Федерального закона от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»[2] научная организация определяется как «юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации». Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность[3].

Научные учреждения включены в структуру системы высшего и послевузовского профессионального образования в декабре 2007 года в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки»;

3) образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, Типовое положение о которых было утверждено Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610[4].

Названные участники образовательных правоотношений становятся структурным элементом системы высшего и послевузовского профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм при условии, что они имеют соответствующие лицензии.

3. Учреждения, организации и предприятия научно-исследовательского, производственного и культурно-просветительского профиля, деятельность которых направлена на обеспечение образования или другим способом связана с образованием.

Такие учреждения становятся структурным элементом системы высшего и послевузовского профессионального образования, если обеспечивают условия для функционирования и развития высшего и послевузовского профессионального образования и их деятельность оказывается связанной с деятельностью образовательных учреждений. Находясь в системе высшего и послевузовского профессионального образования, разного рода научные, проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармацевтические, культурно-просветительские и иные учреждения, организации и предприятия решают задачи по проведению фундаментальных и прикладных научных исследований, методическому обеспечению образовательного процесса, организации и проведению производственной практики обучающихся и т.п.

Место таких учреждений, организаций и предприятий в системе высшего и послевузовского профессионального образования определено в статье 13 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 13).

4. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и подведомственные им учреждения, организации и предприятия.

Данному элементу структуры системы высшего и послевузовского профессионального образования посвящены статья 37 Закона РФ "Об образовании", а также статья 24 комментируемого Закона.

Деятельность органов, осуществляющих управление в сфере образования, направлена на обеспечение государственных образовательных стандартов и функционирования системы образования на уровне государственных нормативов.

Существенные коррективы в систему управления образованием внесла административная реформа в Российской Федерации. В соответствии с пунктом 12 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"[5] действовавшее ранее Министерство образования Российской Федерации было упразднено, а пунктом 13 Указа предписано образовать:

Министерство образования и науки Российской Федерации;

Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки;

Федеральное агентство по образованию.

Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России).

Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 года № 280[6]. В нем Минобрнауки России определяется в качестве федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

В ведении Минобрнауки России находятся несколько федеральных служб и агентств, два из которых входят в систему органов управления образованием: Рособразование и Рособрнадзор;

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

Положение о Рособрнадзоре было утверждено Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 года № 300[7]. В нем Рособрнадзор определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки;

Федеральное агентство по образованию (Рособразование).

Положение о Рособразовании утверждено Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 года № 288[8]. Рособразование определяется в нем как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания, молодежной политики и развития общедоступных образовательных ресурсов.

Большое количество образовательных учреждений находятся в ведении различных федеральных органов исполнительной власти - Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федерального агентства по культуре и кинематографии, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, Федерального агентства транспорта, Федерального агентства по сельскому хозяйству и др. "Отраслевые" министерства осуществляют управленческие функции по отношению к находящимся в их ведении образовательным учреждениям. Соответствующие функции чаще всего возлагаются на управления (департаменты) кадров и общеобразовательных учреждений, создаваемые в структуре "отраслевых" министерств и агентств.

Вопросам управления системой высшего и послевузовского профессионального образования посвящена глава IV комментируемого Закона (см. комментарии к ст. 24, 26).

5. Общественные и государственно-общественные объединения, действующие в сфере высшего и послевузовского образования, объединения работодателей.

Появление общественных и государственно-общественных объединений в структуре системы высшего и послевузовского профессионального образования связано в первую очередь с автономией высших учебных заведений и спецификой вузовского самоуправления.

Место творческих союзов, профессиональных ассоциаций, обществ, научных и методических советов и иных объединений в системе высшего и послевузовского профессионального образования определяется законодателем в статье 15 комментируемого Закона.

Так, например, интересы обучающихся высших учебных заведений могут представлять общественные организации обучающихся. В системе высшего и послевузовского профессионального образования могут создаваться без образования юридических лиц государственно-общественные объединения типа учебно-методических объединений высших учебных заведений, научно-методических, научно-технических и других советов и комиссий.

Федеральные органы исполнительной власти, ученые советы высших учебных заведений рассматривают и учитывают в своей деятельности рекомендации общественных организаций и государственно-общественных объединений в системе высшего и послевузовского профессионального образования (п. 5 ст. 15 комментируемого Закона).

Объединения работодателей включены в структуру системы высшего и послевузовского профессионального образования в декабре 2007 года в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования».


[1] СЗ РФ. 2008. № 8. Ст. 731.

[2] СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.

[3] Под научной (научно-исследовательской) деятельностью понимается деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе фундаментальные и прикладные научные исследования. Научно-техническая деятельность – это деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы (ст. 2 Федерального закона от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»).

[4] СЗ РФ. 1995. № 27. Ст. 2580.

[5] СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.

[6] СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2562.

[7] СЗ РФ. 2004. № 26. Ст. 2670.

[8] СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2570.