Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Комментарий к ФЗ от 31 декабря 2014 года № 489-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

КОММЕНТАРИЙ

к Федеральному закону от 31.12.2014 № 489-ФЗ 

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"



Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 489-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вносит изменения в три федеральных закона: Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Трудовой кодекс Российской Федерации , Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и " Федеральный закон от 5 мая 2014 года № 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".

Условно настоящий Федеральный закон можно разделить на две концептуальные части.

Первая часть Федерального закона (статьи 1 – 4) вносят изменения в части правового регулирования отношений, связанные с ограничениями на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

Вторая часть Федерального закона (статья 5) вносит изменения в правовое регулирование отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Указанная выше условная первая часть Федерального закона обеспечивает реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2013 г. № 19-П "По делу о проверке конституционности пункта 13 части первой статьи 83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 3511 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.К.Барабаш, А.Н.Бекасова и других и запросом Мурманской областной Думы".

Статьей 1 рассматриваемого Федерального закона вносятся изменения в статью 11 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Изменения касаются процедур создания, прав и организации работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, создаваемые высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Для образовательных организаций высшего образования наиболее актуальным является положение Федерального закона, которым установлено, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, принимают решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), с учетом вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения преступления, отношения к исполнению трудовых обязанностей, а также с учетом иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.

Статьей 2 рассматриваемого Федерального закона вносятся изменения в Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Наиболее значимые изменения вносятся статьей 3 настоящего Федерального закона в Трудовой кодекс Российской Федерации.

Этой статьей вносятся изменения в статьи 331 и 351.1 Трудового кодекса, а также он дополняется статьей 331.1.

В статью 331 «Право на занятие педагогической деятельностью» вносятся изменения в части некоторых оснований, по которым запрещается допуск к педагогической деятельности. Абзацы третий и четвертый части второй этой статьи излагаются в новой редакции и предусматривают, что к педагогической деятельности не допускаются лица:

"имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;".

Одновременно эта статья дополняется частью третьей, которой предусматривается возможность допуса к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске лиц к педагогической деятельности, из числа указанных в абзаце третьем части второй настоящей статьи, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены ".

Рассматриваемой статьей Трудовой кодекс Российской Федерации дополняется статьей 331.1. «Особенности отстранения от работы педагогических работников». Эта новела устанавливает обязанность работодателя наряду со случаями, определенными положениями статьи 76 Кодекса, отстранить от работы (не допускать к работе) педагогического работника при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса. При этом определено, что работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) педагогического работника на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.

Рассматриваемой статьей Федерального закона дается новая редакция статьи 351.1. «Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних». По существу, этой статьей устанавливаются аналогичные вышеприведенным изменениям в Трудовой кодекс Российской Федерации положения с точки зрения установления ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

Статьей 4 настоящего Федерального закона вносятся изменения в часть 3 статьи 32 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Новым положением предусматривается, что физические лица, которые в соответствии с трудовым законодательством не допускаются к педагогической деятельности, не только не вправе осуществлять образовательную деятельность, но и отстраняются от работы.

Статьей 5 рассматриваемого Федерального закона вносятся существенные изменения в Федеральный закон "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".

В частности, важные изменения вносятся по вопросам высшего образования.

Так статья 2 дополняется положениями о том, что;

последипломное образование по образовательным программам клинической ординатуры и интернатуры, реализуемым в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе до дня принятия, приравнивается к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры;

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, устанавливает соответствие специальностей клинической ординатуры и интернатуры, указанных в части 1.1 настоящей статьи, специальностям ординатуры, установленным законодательством Российской Федерации.

Статья 5 дополняется актуальными положениями о порядке приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования. Этими положениями устанавливается, что:

контрольные цифры приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования в 2015 году могут устанавливаться без проведения публичного конкурса организациям, осуществляющим образовательную деятельность и расположенным на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя:

1) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по представлению органов государственной власти Республики Крым и органов государственной власти города федерального значения Севастополя, осуществляющих государственное управление в сфере образования;

2) за счет бюджетных ассигнований бюджетов Республики Крым и города федерального значения Севастополя - органами государственной власти Республики Крым и органами государственной власти города федерального значения Севастополя;

для приема в 2015 году на обучение по образовательным программам высшего образования лиц, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также лиц, которые являются постоянно проживавшими на день принятия на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя гражданами Российской Федерации и обучались в соответствии с государственным стандартом и (или) учебным планом общего среднего образования, утвержденными Кабинетом Министров Украины, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, выделяются места в рамках контрольных цифр приема на обучение в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Прием указанных лиц в 2015 году на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета на такие места, а также за счет средств физических и (или) юридических лиц осуществляется по выбору поступающих на основании результатов единого государственного экзамена и (или) по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией высшего образования самостоятельно;

требования к перечню и формам вступительных испытаний и иные особенности приема на обучение по образовательным программам высшего образования в 2015 году лиц, указанных в части 3.1 настоящей статьи, а также особенности приема на обучение по образовательным программам высшего образования в 2015 году в организации, осуществляющие образовательную деятельность и расположенные на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Часть 1 статьи 7 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" дается в новой редакции и определяет условия засчитывания в стаж педагогической работы периодов работы в должностях педагогических и научно-педагогических работников в организациях, осуществлявших образовательную деятельность на территории Украины.


Возврат к списку

Архив комментариев