Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  


Алексей Михайлович.jpg

Алексей Михайлович (1629-1676, царствовал в 1645-1676 гг.)


В годы правления царя Алексея Михайловича произошло немало важных событий. Были приняты меры по экономическому развитию России (например, в 1667 г. появился протекционистский Новоторговый устав), укреплению её государственности, реформированию приказной системы и организации местного самоуправления, расширились территориальные пределы государства.

 Во всех делах, начинаниях царь Алексей Михайлович продолжал, с одной стороны, традиции старой Руси, с другой – не чурался новшеств, более того – стремился к ним, понимая, что Россия сильно отстала от европейских стран во всяких мастерствах, просвещении и военном деле[1].

Известный дореволюционный историк В.О. Ключевский так отзывался о политике «тишайшего» царя: «В этом лице отразился первый момент преобразовательного движения, когда вожди его еще не думали разрывать со своим прошлым и ломать существующее. Царь Алексей Михайлович принял в преобразовательном движении позу, соответствующую такому взгляду на дело: одной ногой он еще крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес было за ее черту. Да так и остался в этом нерешительном переходном положении…».

Развивающаяся приказная система нуждалась в грамотных чиновниках – подьячих. Но «Москва того времени не имела ни правительственных, ни отечественных школ. Но зато в ней было много мелких частных училищ: так много, что желавшему обучать своего сына грамоте не нужно было их разыскивать. Эти училища содержались «учителями» или «мастерами» из среды духовенства»[2].

Уже упомянутый нами В.О. Ключевский замечал, что организаторы частных школ второй половины XVIIв. часто принадлежали к правительственному классу. Так, доверенный советник царя Фёдор Ртищев на свои деньги пригласил малоросских монахов, которые должны были не только переводить иностранные книги на русский язык, но и обучать всех желающих греческому, латинскому, славянскому языкам, риторике, философии и другим наукам. По настоянию Ртищева молодые дворяне посещали такие занятия.

Власть озаботилась организацией государственных школ. Так, для обучения подьячих в 1665 г. была открыта школа при Заиконноспасском монастыре, возглавлял которую Симеон Полоцкий.

В те же 60-е годы прихожане церкви Иоанна Богослова в Китай-городе подали челобитную с просьбой открыть им при церкви школу, а в ней «устроение учения различными диалекты: греческим, словенским и латинским». Власти разрешили заводить «гимнасион», выразив надежду что «трудолюбивые спудеи радуются о свободе взыскания и свободных учений мудрости»[3].


1649 г.,17 мая

№ 7*

Грамота Киевскому митрополиту Сильвестру Косову «О присылке в Москву ученых иеромонахов Арсения Сатановского и Дамаскина Птицкого для проверки Славянского перевода Библии с Греческим»[4]

Ведомо нам, Великому Государю, Нашему Царскому Величеству учинилося, что учители священно-иноки Арсений, да Дамаскин Птицкий Божественного писания ведущи и Еллинскому языку навычны, и с Еллинского языка на Славенскую речь перевести умеют, и Латинскую речь достаточно знают, а Нашему Царскому Величеству такие люди годны, и Мы, Великий Государь, Наше Царское Величество, велели о тех учителях послати Нашу Царского Величества грамоту к Зосиме, Епископу Черниговскому, потому что тебя Митрополита в то время в Киеве не было; а ныне Мы, Великий Государь, Наше Царское Величество, велели о том к тебе послати Нашу Царского Величества грамоту: и вам бы Митрополиту Нам Великому Государю послужить и Нашего Царского Жалованья себе поискать, и тех учителей приговорити и прислати к Нам, великому Государю, к Нашему Царскому Величеству, для справки Библии Греческия на Славянскую речь, на время нам Великому Государю послужити; а на Москве, у Нашего Царского Величества побыти им вольно, по их воле и хотению. А как они к Нам, Великому Государю приедут, и Мы, Великий Государь, пожалуем их Нашим Царским жалованьем, смотря по их к Нам, Великому Государю, службе. А будет они, послужа Нашему Царскому Величеству, похотят ехать назад, и по Нашему Царскому жалованью им тогда отъехать добровольно же, со всеми их людьми и с животы, безо всякого задержания и зацепки, а ся наша Царского Величества грамота им и опасная.



[1] История России с древнейших времен до конца XVII века // А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров. М., 1997. С.499-500.


[2] Соболевский А.И. Образованность в Московской Руси XVI-XVII вв. // Педагогика. - № 6, 1998, с.66-67.


[3] История России с древнейших времен до конца XVII века // А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров. М., 1997. С. 560.


[4] ПЗРИ. Собрание первое: с 1649г. по 12 декабря 1825г.Т 1. Документы «Царствования государя и Великого Князя Алексея Михайловича. – Указы. (1649-1675)г.». С.166. 


©Прокофьева Е.А., ФГБНУ "ФЦОЗ"

Возврат к списку