Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  


Федеральный центр образовательного законодательства начинает публикацию документов Полного собрания законов Российской империи, в той или иной степени касающихся вопросов образования, обучения и воспитания российского юношества.

Полное собрание законов Российской империи – плод титанической работы по систематизации законов, принятых в России начиная с 1649г., осуществленной по заданию императора Николая I Вторым отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярией под руководством известного реформатора, члена Государственного совета по департаменту законов, человека необычайных дарований Михаила Михайловича Сперанского.

Обращение к такому уникальному историко-правовому источнику, как Полное собрание законов Российской империи, позволяет прикоснуться к истокам русской школы, её правовому обеспечению и регулированию, проследить процесс возникновения и этапы становления профессионального образования (военного, медицинского, филологического, сельскохозяйственного и т.п.), обратить внимание на то, как законодательно регулировалась такая тонкая сфера, как воспитание подрастающего поколения, познакомиться с экономической составляющей образования, а также взглянуть на иные, весьма любопытные и очень важные сюжеты отечественного образовательного права.

Безусловно, говорить о существовании образовательного права, например, в XVII веке, было бы неверным. Институт государственной школы тогда только зарождался. До формирования привычной нам системы образования было ещё далеко. Да и собственно термин «образование» не применялся, а речь шла о просвещении в широком смысле этого слова, включающем в себя не только и не столько научение грамоте, но, прежде всего, вопросы воспитания на традиционной христианской, точнее, православной основе. Не будем забывать, что учителя и воспитатели для подрастающего поколения привлекались, в первую очередь, из среды духовенства, а храмы и монастыри были не только нравственно-духовными, но и культурно-образовательными центрами, что не могло не отразиться в нормативном материале того времени. Появление государственных образовательных учреждений, рост их числа, их дифференциация отразилась на количестве и тематике нормативных правовых актов. Знакомство с документами из Полного собрания законов Российской империи дает возможность увидеть захватывающий процесс структуризации и систематизации отечественного образования.

Нормы, касающиеся вопросов воспитания, обучения, как наверняка заметит читатель, довольно продолжительное время не обособлялись в отдельные акты, а были частью документа, решающего комплекс связанных по смыслу задач. С течением времени появилась потребность выделять вопросы, касающиеся школы (в самом широком смысле этого слова) и её институтов, в отдельные нормативные правовые акты, что позволяет проследить эволюцию целей и задач, которые достигались и решались государством посредством просвещения и для просвещения.  

Так давайте же с помощью страниц Полного собрания Законов Российской империи прикоснемся к истории отечественного просвещения и истокам образовательного права России.

Очень надеемся, что проделанная Федеральным центром образовательного законодательства работа будет интересна и полезна историкам образования, юристам, учителям, сотрудникам профильных департаментов, Министерства образования и науки Российской Федерации, всем, интересующимся вопросами истории и юридической практики в образовательной сфере.

В приведенных документах в основном сохранена оригинальная стилистика, орфография и пунктуация. В основу подбора и публикации документов лег хронологический принцип. Составители постарались сделать выборку документов наиболее репрезентативной. Материалы предваряются краткой характеристикой правления того или иного российского самодержца, а также его изображением.

В разделе используются фотографии-портреты из журнала "Родина", № 1, 1993г.


Мы будем признательны за высказанные читателями отзывы, предложения и пожелания.


Возврат к списку