Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Особенности арендных отношений государственного образовательного учреждения, владеющего недвижимым имуществом на праве оперативного управления

О.В. Зобова, юрисконсульт ГОУ Профессиональный лицей № 10 г. Новокузнецка

Вопрос возможности сдачи в аренду недвижимого имущества, принадлежащего на праве оперативного управления государственному образовательному учреждению, имеет немаловажное значение в экономической и хозяйственной деятельности учреждения.

В первую очередь, руководителю учреждения при сдачи в аренду недвижимого имущества, необходимо помнить, что согласно п.2 ст. 33 Федерального закона О Федеральном бюджете на 2007 год от 19.12.2006 № 238-ФЗ арендодатели –бюджетные учреждения в т. ч. и образовательные учреждения, имеющие государственный статус и финансируемые на основании смет доходов и расходов направляют доходы, полученные от сдачи в аренду федерального имущества, находящегося в оперативном управлении, на свое содержание в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования содержания и развития своей материально-технической базы сверх сумм, предусмотренных законодательством РФ на содержание указанных учреждений.

Во-вторых, в соответствии со ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

Согласно п.11 ст. 39 Закона «Об образовании» учреждение вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества.

В силу прямого указания Закона в качестве арендодателя имущества, закрепленного за образовательным учреждением на праве оперативного управления может выступать само государственное образовательное учреждение, при этом отдельного согласия собственника имущества на заключение каждого договора аренды не требуется, т.к. такое согласие уже получено и закреплено в Уставе учреждения или в учредительном договоре (Руководители учреждений! Внимательно изучайте свои учредительные документы!)

Существует и сложившаяся на сегодняшний день судебная практика по данному вопросу. Суды исходят из положений п. 11 ст. 39 Закона об образовании, поскольку п. 3 ст. 120 ГК допускает возможность регулирования особенностей правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений законом и иными правовыми актами.

На практике же, при сдачи в аренду федерального недвижимого имущества государственные образовательные учреждения продолжают обращаться за согласованием каждого договора аренды в Территориальные управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (ТУ ФАУФИ), как к государственному органу, исполняющему полномочия собственника федерального имущества. При этом порой не получают данного согласования от ТУ ФАУФИ и считают, что таким образом они лишаются возможности использования дополнительного источника финансирования. Хотя, исходя из положений Указа Президента РФ от 09.03.2004 « О системе и структуре федеральных органах исполнительной власти»; Положения о ФА по образованию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 № 288; Положения о ФА по управлению федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 №691, полномочия собственника в отношении федерального имущества, закрепленного за государственным образовательным учреждением на праве оперативного управления, осуществляет Федеральное агентство по образованию, но никак не ТУ ФАУФИ. Кроме того, согласно п.5.14 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, данный государственный орган (в т.ч. через свои Территориальные органы- ТУ ФАУФИ) осуществляет согласование сделок с недвижимым имуществом, в отношении федеральных государственных унитарных предприятий. А образовательные учреждения, владеющие федеральным имуществом на праве оперативного управления, имеют статус государственного учреждения.

В связи с чем, считаем, что государственные образовательные учреждения, владеющие имуществом на праве оперативного управления, вправе заключать двусторонние договоры аренды, без согласования с ТУ ФАУФИ, т.к. в настоящее время отсутствует нормативно-правовой документ, обязывающий государственное образовательное учреждение согласовывать договоры аренды дополнительно и с ТУ ФАУФИ .

В-третьих, согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.1998 № 685 ( ред. от 23.03.2006 № 156) заключение договора аренды объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности осуществляется на конкурсной основе.

Однако, на основании пп. «г» п. 3 указанного Постановления Правительства РФ договор аренды может заключаться без проведения конкурса исключительно в случае, если федеральным законом установлен особый порядок распоряжения федеральным имуществом.

Общее содержание права оперативного управления имуществом учреждения определено ст.ст. 48,120,296,298-300 ГК РФ.

Особенности права оперативного управления имуществом образовательного учреждения определены ст. 39 «Закона об образовании».

Сводный департамент экономики и финансов Минобрнауки России в своем разъяснении на запрос Федерального агентства по образованию № 01-58-167/16-01-12 от 10.11.2004 о возможности заключения образовательными учреждениями договоров аренды дал следующие разъяснения « особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными нормативными актами (п.3 ст. 120 ГК РФ); в соответствии с п. 11 ст. 39 Закона об образовании образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества; действие законодательства РФ об образовании распространяется на все образовательные учреждения на территории РФ независимо от организационно-правовых форм и подчиненности (ст. 12 «Закона об образовании»).

Таким образом, на основании ст. 298 ГК РФ, учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом. Положение данной статьи о запрете отчуждать или распоряжаться учреждению закрепленным имуществом является общим для распоряжения имуществом на праве оперативного управления.

Но возможны и иные (особенные) случаи распоряжения учреждением ,закрепленным за ним имуществом на праве оперативного управления. Так, согласно п. 11 ст. 39 Закона об образовании образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества. Т.е. федеральным законом установлен особый порядок распоряжения недвижимым имуществом.

Исходя из вышесказанного, считаем, что государственное образовательное учреждение вправе заключать договоры аренды без проведения конкурса.