Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Механизм реализации конституционного права на среднее и высшее профессиональное образование

И.В. Тяпкина, преподаватель кафедры информационного права и правоведения Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения

Механизм реализации конституционного права на среднее и высшее профессиональное образование не ограничивается законодательно продекларированными нормами. Вся система организации среднего и высшего профессионального образования направлена на максимально полную реализацию гражданами их конституционного права. В этой системе можно выделить несколько направлений, которые непосредственно обуславливают возможность человека получить среднее и высшее профессиональное образование.

Механизм реализации права на среднее и высшее профессиональное образование представляет совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих нормативных, организационных и инструментальных институтов, при помощи которых устанавливаются правила, регламентирующие поведение субъектов образовательной деятельности, определяются пути преодоления конфликтных ситуаций, возникающих в образовательном процессе, закрепляются меры и процедуры юридической ответственности за неисполнение и нарушение предписаний образовательного законодательства.

Успешная деятельность государства, его органов по правовому регулированию общественных отношений, в том числе в сфере реализации права на образование, предполагает не только правильное осознание границ правового регулирования, но и творческое использование в этих целях наиболее действенных правовых средств.

Механизм правового регулирования реализации права на среднее и высшее профессиональное образование выражает деятельную сторону процесса перевода нормативности права в упорядоченность общественных отношений. При этом правовое регулирование реализации права на образование в средних и высших учебных заведениях представляет собой длящийся процесс, который распадается на стадии, на каждой из которых работают особые юридические средства, в совокупности составляющие механизм правового регулирования. Правовое регулирование реализации права на образование включает в себя следующие стадии:

- издание нормы образовательного права и ее общее воздействие (регламентация общественных отношений);

- возникновение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей при реализации права на образование;

- реализация субъективных прав и субъективных юридических обязанностей, воплощение их в конкретном, фактическом поведении участников общественного отношения, то есть в реализации права на образование;

- применение нормы образовательного права.

Акт реализации права на образование представляет собой основной элемент совокупности юридических фактов, без которого не может реализоваться конкретная норма права. Он всегда носит решающий характер, когда уже есть в наличии другие элементы фактического состава. Так, для осуществления права на поступление в средние и высшие профессиональные учебные заведения акт применения (например, приказ ректора или директора образовательного учреждения о зачислении в студенты) необходим тогда, когда абитуриент представил в приемную комиссию требуемые документы, сдал вступительные экзамены и прошел по конкурсу, то есть когда уже имеются три других юридических факта. Акт применения скрепляет их в единый юридический состав, придает им достоверность и влечет возникновение субъективных персональных прав и обязанностей, преодолевая тем самым препятствия и создавая возможность для удовлетворения интересов граждан.

Это является лишь функцией специальных компетентных органов, субъектов управления, а не граждан, которые не обладают правомочиями применять нормы права, не выступают правоприменительными, а следовательно, в данной ситуации не смогут собственными силами обеспечить удовлетворение своих интересов. Только правоприменительный орган сможет обеспечить выполнение правовой нормы, принять акт, который станет опосредующим звеном между нормой и результатом ее действия, составит фундамент для нового ряда правовых и социальных последствий, а значит, для дальнейшего развития общественного отношения, облеченного в правовую форму.

Важно различать такие понятия, как реализация конституционно-правовых норм, гарантирующих конституционное право на образование и реализация самого конституционного права на образование.

В теории права под реализацией норм права понимается деятельность членов гражданского общества и государства, его органов по переводу действующих норм права в конкретные правоотношения [1; с. 254]. Реализация права представляет собой особую стадию правового регулирования. Как образно выразился А. С. Пиголкин, реализация нормы права есть процесс превращения юридических идеальных моделей в практическую реальность, в действующую систему общественных отношений [2; с. 9].

Большинство авторов выделяют четыре основные формы реализации нормы права:

1. соблюдение – воздержание от совершения запрещенных правом действий;

2. использование – осуществление предоставленных субъективных прав в виде дозволений или правомочий;

3. исполнение – совершение действий в пользу управомоченного лица;

4. применение – принятие компетентными органами государства и должностными лицами специального решения, которым на основе действующих норм права устанавливаются права и обязанности участников конкретного правоотношения.

Нормы конституционного права, закрепляющее основное право на образование могут быть реализованы в любой из вышеуказанных форм. При этом, если субъектами соблюдения, использования и исполнения данных норм являются граждане (физические лица), то в качестве субъектов применения данных конституционных норм могут выступать только уполномоченные органы государственной власти, местного самоуправления.

Так, каждый вправе использовать свое конституционное право на получение среднего и высшего профессионального образования, каждый обязан соблюдать нормы, предписывающие воздержаться от каких бы то ни было неправомерных ограничений данного права. При этом уполномоченные органы государственной власти путем применения соответствующих норм права обеспечивают действующий механизм реализации конституционного права на среднее и высшее профессиональное образование.

В отличие от реализации норм конституционного права, закрепляющих конституционное право на образование, реализация гражданином самого конституционного права на среднее и высшее профессиональное образование представляет собой, по мнению Н. В. Витрука, «регламентированный нормами права демократический по своему содержанию и формам процесс, обеспечивающий каждому гражданину те материальные и духовные блага, которые лежат в основе принадлежащих ему субъективных прав, а также защиту этих прав от любых посягательств» [3; с. 5].

Следовательно, рассматриваемые понятия соотносятся как общее к частному, то есть реализация конституционного права на среднее и высшее профессиональное образование представляет собой лишь частную форму реализации нормы права.

Еще в 1966 году С. С. Алексеев, изучая природу прав и свобод человека и гражданина, отметил, что «реализация прав и свобод может выражаться в форме фактического правообладания, пользования, распоряжения ими, или в защите, восстановлении прав в случае их нарушения» [4; с. 93-94]. Позднее, содержание данного понятия углублялось, что привело к следующему пониманию деятельности гражданина по реализации конституционного права: «гражданин как носитель этого права, осознает пределы его содержания, порядок реализации и другие необходимые условия, предусмотренные нормами права и другими социальными нормами, и превращает социальную возможность, закрепленную в праве – в действительность». Следует отметить, что гражданин в данном случае рассматривается не как субъект права, а как его носитель, обладатель, что не раз подчеркивалось в научной литературе.

Как носитель конституционных прав гражданин, в процессе их реализации выполняет следующие последовательные действия:

- принятие решения о конкретных путях и средствах претворения в жизнь конституционного права;

- организация исполнения принятого решения;

- само исполнение этого решения.

В отличие от деятельности гражданина по реализации своего конституционного права, в деятельности правоприменителя (уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления) можно отметить следующие ступени реализации (применения) правовых норм:

- установление общих признаков носителей прав и свобод, их правосубъектности;

- установление соответствия конкретному фактическому составу нормы права;

- толкование законов и иных нормативных правовых актов о правах и свободах;

- восполнение пробелов в законодательстве, регулирующем правовые механизмы реализации прав и свобод;

- выработка конкретного решения, охватывающего фактический состав юридического отношения;

- обеспечение соблюдения прав и свобод.

Описывая механизм реализации конституционных прав человека и гражданина, В. О. Лучин упоминает такие обязательные элементы, как «разнообразные социальные и юридические факторы, формы, способы, условия и гарантии осуществления конституционных норм в соответствии с демократическими процедурами, принципами законности и социальной справедливости» [5; с. 5.].

Помимо указанных основных принципов реализации конституционных норм, можно выделить и ряд специфических принципов реализации конституционного права на среднее и высшее профессиональное образование:

- общепризнанные принципы международного права;

- принципы государственной политики в области реализации конституционного права на среднее и высшее профессиональное образование;

- руководящие положения и идеи, свойственные только правовым отношениям в сфере реализации конституционного права на среднее и высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях.

Закон Российской Федерации «Об образовании» очерчивает механизм реализации права на образование. В соответствии с пунктом 2 статьи 1 этого закона механизм реализации права на образование состоит из федеральной программы развития образования и на основании статьи 2 принципов государственной политики в области образования. Отметим, что в статье 5 Закона Российской Федерации «Об образовании» предусмотрены гарантии прав граждан в области образования: государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания самой системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования [6].

Важно отметить, что помимо законодательных социальных гарантий, государство обеспечивает гражданам право на среднее и высшее образование путем создания соответствующей системы образования, которая представляет собой совокупность:

- взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

- сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

- органов управления образованием, подведомственных им учреждений и организаций.

Для реализации конституционного права на среднее и высшее профессиональное образование необходимо наличие в обществе и государстве специальных условий, позволяющих использовать данное право. Реально удовлетворить свое право получения среднего или высшего профессионального образования человек сможет только в том случае, если государство и общество создают и поддерживают специальную образовательную систему. Такую образовательную систему в сфере среднего и высшего профессионального образования образуют государственные, муниципальные и негосударственные образовательные учреждения. Их организационно-правовой статус определен Законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным законом Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также Типовым положением «Об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации» [7]. Государственные средние и высшие профессиональные учебные заведения могут находиться в ведении Российской Федерации или ее субъектов. Создаются и реорганизуются образовательные учреждения органами исполнительной власти соответствующего уровня по согласованию с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Муниципальные средние и высшие профессиональные учебные заведения создаются и реорганизуются соответствующими органами местного самоуправления. Негосударственные образовательные учреждения создаются учредителем (учредителями), юридическими или физическими лицами, по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования имеют систему централизованного государственного или муниципального финансирования, поэтому в этих образовательных учреждениях граждане могут реализовать свое право – получить среднее и высшее профессиональное образование бесплатно. Так, статья 40 Закона Российской Федерации «Об образовании» определяет, что «основой государственных гарантий получения гражданами Российской Федерации образования в пределах государственных образовательных стандартов является государственное и (или) муниципальное финансирование образования» [6].

Наряду с подготовкой специалистов за счет средств федерального или муниципального бюджета, образовательные учреждения могут осуществлять платную деятельность в области образования. Введение платной (коммерческой) образовательной деятельности образовательным учреждением можно рассматривать как расширение доступности среднего и высшего профессионального образования. Однако в данном случае осуществление гарантии происходит за счет финансирования стороной, реализующей право.

Платное образование не противоречит международным и конституционным нормам. В настоящее время университеты Европейских государств и США осуществляют подготовку специалистов только на условиях самофинансирования получения образования [8]. Но финансовая основа в данном случае не должна подменять собой принцип конкурсного отбора. Плата за обучение не тождественна гарантии его получения. Она выступает лишь в качестве гарантии возможности, при условии соблюдении порядка конкурсной состязательности. Требования, предъявляемые к абитуриентам и студентам, получающим образование на коммерческой основе аналогичны требованиям, предъявляемые к студентам, обучающимся за счет федерального или муниципального бюджета. Нарушение данного принципа приводит к формализации высшего образования, к разрушению основ и традиций российского образования.

В связи с этим существенно важным элементом в системе реализации гражданами своего конституционного права на образование и права получения ими среднего и высшего профессионального образования является процедура поступления в образовательные учреждения данных ступеней, то есть момент, когда конституционное право на среднее или высшее профессиональное образование переходит из пассивной в активную категорию. В Российской Федерации порядок приема в средние и высшие профессиональные учебные заведения регулируются пунктом 3 статьи 16 Закона Российской Федерации «Об образовании»[6] и пунктом 1 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»[9]. Правила приема в средние и высшие профессиональные учебные заведения, регулирующие процедуру поступления, выступают в качестве ограничительного механизма. Они являются нормативным развитием конституционного тезиса – «на конкурсной основе» и устанавливают порядок состязательности при поступлении в средние и высшие профессиональные учебные заведения.

Таким образом, реализация конституционного права на среднее и высшее профессиональное образование представляет собой процесс, состоящий их трех стадий: 1) уяснение (толкование) конституционного права на среднее и высшее профессиональное образование; 2) формирование воли субъекта, связанной с желанием использовать предоставленное ему субъективное право; 3) вступление в конкретное правовое отношение.

Подводя итог, важно отметить, что существующая сеть средних и высших профессиональных учебных заведений в России, различных по своей организационно-правовой основе (типы и виды), призвана решать единую задачу – максимально полно удовлетворять потребности граждан в получении среднего и высшего профессионального образования и выступает в качестве основного условия реализации конституционного права.

Литература

1. Сырых В. М. Теория государства и права: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2004.

2. Пиголкин А. С. Понятие правоприменения и его место в механизме социального регулирования. М.: Юрлит, 1985.

3. Витрук Н. В., Копейчиков В. В. Реализация прав и свобод личности как процесс. Реализация прав граждан в условиях развитого социализма. М., 1983.

4. Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966.

5. Лучин В. О. Теоретические проблемы реализации конституционных норм. М.: Юридическая литература, 1993.

6. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в ред. от 10 июля 1992 г. № 3266, с изм. и доп.) // Российская газета. 2007. № 159. 25 июля.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 г. № 264 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001 № 16. Ст. 1595.

8. G. Holt, S. Boyd, B. Dickinson, J. Loose, S. O’Donnell Education in England, Wales and Northern Ireland: a guide to the system. National Foundation for Educational Research. London. 1999; M. Grossley and K. Watson. Globalization, context and difference. Comparative and International research in education. Routledge Falmer. London. New York. 2003.

9. Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в ред. от 19 июля 1996 г., с изм. и доп.) // Российская газета. 2007. № 141. 27 октября.