Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Роль образовательных учреждений в профилактике преступности несовершеннолетних

НВ. Машинская, заведующая кафедрой уголовного права и процесса Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, кандидат юридических наук, доцент

Н.Ю. Скрипченко, доцент кафедры уголовного права и процесса Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, кандидат юридических наук, доцент

Социально-экономическая и духовно-нравственная ситуация в современной России характеризуется нарастанием социального неблагополучия значительной части населения, падением жизненного уровня, дезорганизацией семейных отношений, девальвация общечеловеческих ценностей, идеологическим вакуумом. Перечисленные факторы, по мнению значительной части криминологов [3 С. 15-19; 4 С. 33 - 35], являются детерминирующими в формировании криминогенной мотивации у несовершеннолетних. Разделяя данную позицию вместе с тем нельзя не принимать во внимание огромную роль школы в жизни каждого подростка. Именно в образовательных учреждениях не только закладываются необходимые знания, умения и навыки, но и формируются интересы, круг общения, раскрываются способности ребенка. Учитывая, огромный потенциал образовательных учреждений в формировании будущей личности, необходимо всесторонне задействовать и реализовать его.

Как показывает практика Архангельского региона, за последние годы наметилась сложные и противоречивые процессы в сфере образования и воспитания подрастающего поколения. С одной стороны наблюдается благоприятная тенденция в области образовательной деятельности школ.

В соответствии с данными Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области на начало 2006 – 2007 учебного года приступили к работе 519 государственных дневных общегосударственных образовательных учреждений (школ), в которых обучаются 137,3 тыс. учащихся. Вместе с тем сократилось число государственных дневных общеобразовательных учреждений на 9 %, в том числе начальных на 44 %, основных – на 11 %, средних - на 1 %.

Подростки имеют возможность получить общее образование повышенного уровня. Так, за анализируемый период в области наряду с базовым (традиционным) типом общеобразовательного учреждения – школой, действует 46 гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением различных предметов, в которых приступили к обучению 14,1 тыс. учащихся (10,6 %). Число школ с углубленным изучением предметов составило 34, в них обучается 7,9 тыс. учащихся, лицеев – 4 (2,0 тыс. учащихся), гимназий – 8 (5,0 тыс. учащихся)[5 C. 6 - 14].

Ежегодно растет численность детей, обучающихся по специальным программам. В настоящее время их насчитывается 486. Такие программы предусмотрены для детей инвалидов, детей с ограниченными возможностями, детей, получающих семейное образование, и образование в форме экстерната. Наряду с этим обучение по специальным программам предусмотрено для детей с девиантным поведением, по которым обучаются 64 ребенка.

Таким образом, развитие образовательных учреждений преимущественно ориентировано на детей с развитыми познавательными и общественными интересами, а от так называемых «трудных» подростков школа все больше дистанцируется. Отрицательное отношение таких детей к учебе противопоставляет их коллективу класса, а также педагогам. Конфликты неуспевающего подростка с одноклассниками и учителями порождают в его поведении явление негативизма. Подростковый и отроческий возраст является продолжением первичной социализации, ведущей деятельностью которого является учеба. Однако несформированность познавательных мотивов у ряда подростков восполняется негативными проявлениями. Как показывает анализ данных уголовной статистики, в подавляющем большинстве случаев в число подростков-правонарушителей попадают те, кто не сумел найти свое место в школьном окружении.

В настоящее время образовательные учреждения, будучи специально предназначенными для выполнения функций обучения и воспитания несовершеннолетних, реализуют их неполно либо не оказывают необходимого влияния. Этому отчасти способствуют объективные причины: низкая заработная плата работников образования (по данным на 2007 год средняя заработная плата учителя составляет менее 7 тыс. рублей), слабая материально техническая база (особенно в отдаленных районах), недостаток профессионально увлеченных кадров и т.д. Сложившаяся ситуация существенно осложняется положениями Закона РФ «Об образовании»[1], которые позволяют образовательным учреждениям «избавляться» от так называемых «трудных» подростков. В итоге появились несовершеннолетние и молодые люди, которые оказались выброшенными из нормальной системы воспитания и образования. Они заведомо лишаются шансов не только на перспективную хорошо оплачиваемую работу, но и на элементарное трудоустройство в условиях безработицы и, как следствие, составляют резерв преступности.

Таким образом, остаются нереализованными профилактический потенциал педагогических коллективов.

Учитывая, что по роду своей деятельности работники образовательных учреждений находятся в тесном контакте с несовершеннолетними, представляется целесообразным максимально использовать арсенал образовательных учреждений в профилактической деятельности. Так, чтобы указанная деятельность приобрела целенаправленный и систематический характер необходимо внести существенные изменения в Закон РФ «Об образовании». Во-первых, его следует дополнить нормой, предусматривающей обязанность федерального органа исполнительной власти в области образования разрабатывать и устанавливать наряду с образовательными государственными стандартами, еще и воспитательные государственные стандарты. Во-вторых, следует принять в форме федерального закона Государственные стандарты дошкольного и школьного воспитания, которые бы устанавливали минимум воспитательных услуг (в том числе в сфере профилактики правонарушений и иных социальных отклонений среди несовершеннолетних), которые должны оказывать дошкольные и школьные образовательные учреждения.

К сожалению, и ФЗ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[2] не отводит учебным заведениям ведущей роли в предупреждении правонарушающего поведения подростков, определив их функции по сути как вспомогательные: «принятие мер по воспитанию и получению основного общего образования», «оказание педагогической помощи детям и подросткам с отклонениями в поведении, имеющим проблемы с обучением», «оказание помощи семье в обучении и воспитании детей» и т.п.

Между тем, жизнь убедительно доказывает, необходимость наличия четкой, эффективной государственной политики в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних со стороны образовательных учреждений. Указанная деятельность образовательных учреждений должна быть детально урегулирована федеральным законодательством. В частности, круг субъектов, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренных ст. 4 ФЗ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» должен быть дополнен образовательными учреждениями. Действующая редакция анализируемой статьи предусматривает в качестве таковых лишь органы управления образованием.

Анализ данных уголовной статистики свидетельствует, что подростки, не посещающие без уважительных причин образовательные учреждения оказываются безнадзорными и чаще совершают правонарушения. Однако данная категория не является объектом индивидуальной профилактической работы в соответствии с названным законом. Учитывая остроту указанной проблемы, представляется целесообразным дополнить ст. 5 рассматриваемого Федерального закона данной категорией лиц. В этой связи существенной доработки требует и статья 6, предусматривающая основания проведения индивидуальной профилактической работы. Действующая редакция данной нормы направлена на работу только с теми несовершеннолетними, которые уже совершили либо правонарушение, либо преступление. Между тем, среди оснований проведения индивидуальной профилактической работы, следует указать заявление администрации образовательного учреждения о наличии «трудного» подростка и необходимости осуществления в отношении него профилактической работы.

Учитывая общий характер многих положений анализируемого закона, представляется своевременным и полезным принятие законодательного акта, регламентирующего реализацию государственной политики в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на уровне региона.

Закон субъекта РФ не должен дублировать Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», поскольку цель региональных нормативных актов состоит в детализации и конкретизации федерального законодательства. Кроме этого, региональный закон не должен носить формальный характер, в нем должны быть определены круг органов и учреждений, которые обязаны осуществлять работу по профилактике безнадзорности и преступности несовершеннолетних, а также основы их взаимодействия на уровне региона. Предлагаемый нормативно-правовой акт должен детально регламентировать деятельность органов управления образования, наделив их как организационными, так и координационными полномочиями в сфере профилактики преступности несовершеннолетних. К первым следует отнести деятельность, направленную на сбор и анализ информации о «трудных» подростках, проведение мониторинга преступности несовершеннолетних в отдельно взятом регионе, а также прогноз криминальной активности подростков. Указанная деятельность позволит органам управления образования эффективно осуществлять координационную работу различных служб в области профилактики преступности несовершеннолетних.

Кроме того, в законе целесообразно перечислить категории несовершеннолетних, в отношении которых должна осуществляться профилактическая работа. Для достижения указанной цели нужно законодательно предусмотреть введение в каждом образовательном учреждении должности социального педагога и психолога, а также четко регламентировать их полномочия. В частности, в специальной статье надлежит закрепить обязанность социального педагога и психолога выявлять «трудных» подростков. При этом обязательно уведомлять о наличии такой группы подростков органы управления образованием и социальной защиты населения с целью оказания содействия в организации профилактической работы с выявленной категорией несовершеннолетних. Социальный педагог и психолог одновременно должны ходатайствовать перед администрацией образовательного учреждения о формировании класса педагогической поддержки (если у выявленных несовершеннолетних обнаружены отклонения в поведении, пробелы в учебе и т.п.). Набор детей в такой класс целесообразнее осуществлять с согласия их родителей (законных представителей) и сопровождать составлением плана мероприятий, направленного на индивидуальную профилактику антиобщественного поведения. В классе педагогической поддержки должен быть гибкий учебный план, минимальное количество учащихся, проведение профориентации обучающихся, привлечение их к труду, занятиям спортом, в кружках и т.п.

В законе необходимо отразить, что при наличии заявленного администрацией образовательного учреждения ходатайства в органы управления образованием об открытии класса педагогической поддержки и одновременно представления учебного плана и плана внеклассной работы органы управления образованием обязаны рассмотреть данное ходатайство в течение месяца (или иного разумного срока) и при наличии оснований принять участие в формировании класса.

Ответственность за непринятие надлежащих мер в случае выявления указанных несовершеннолетних несет администрация образовательного учреждения, а при неприятии мер по оказанию организационного содействия – начальник управления образованием.

Указанные полномочия не выходят за рамки Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и не противоречат его положениям. В частности, в п.2 ч.1 ст.14 данного Закона сказано, что органы управления образованием в пределах своей компетенции вправе осуществлять меры по развитию семьи образовательных учреждений, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним, имеющим отклонение в развитии или поведении.

Восполнение выявленных законодательных пробелов поможет более четко скоординировать работу по профилактике безнадзорности и преступности несовершеннолетних, повысит эффективность их деятельности и улучшит юридическую технику законопроекта.

Принятию указанного нормативного акта должно предшествовать широкое обсуждение его положений представителями служб и учреждений, работающих с несовершеннолетними.

Литература:

1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 (ред. от 16.03.2006) // Собрание законодательства РФ. 15.01.1996. № 3. Ст. 150.

2. Закон РФ от 26 июня 1999 г. (в ред. от 05.01.2006) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 23.

3. Аминов Д.И., Гладких В.И., Голодняк А.Ю. Особенности криминогенной детерминации преступлений, совершаемых подростками из маргинальной среды. // Российский следователь 2003. №. 3. С. 15 – 19.

4. Лебедев С.Я. Традиционное и нетрадиционное в преступности несовершеннолетних: новая идеология предупреждения // Российский следователь. 2004. № 2. С. 33 – 35.

5. Система образования города Архангельска: состояние и результативность (2006 – 2007 год) // Информационно-аналитический сборник. Архангельск, 2007. С. 6 – 14.