Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Договор на оказание платных образовательных услуг как основание инвестиций в образование

А.В. Кудряшов, проректор по инвестиционной деятельности Самарского государственного университета

Важность образования и образовательного сотрудничества в развитии и укреплении устойчивых, мирных и демократических обществ признается всеми государствами, которые оценивают образование как первостепенную потребность каждого гражданина и призывают объединить усилия по модификации образования своих гражданин. С этой целью была инициирована Сорбонская декларация от 25 мая 1998 года о гармонизации Европейской системы высшего образования, которая подчеркнула центральную роль университетов в развитии европейских культурных ценностей. Декларация обосновала создание Зоны европейского высшего образования как ключевого пути развития образования граждан с возможностью их трудоустройства для общего развития континента. Реформы образования, проводимые в ведущих странах Европы (Великобритания, Германия, Франция, Италия и др.) подтверждают, что многие государства имеют намерения действовать именно в этом направлении.

Естественно, Россия вынуждена учитывать эти процессы и также реформировать национальную образовательную систему. С этой целью приняты ряд важнейших нормативных актов на уровне РФ, в частности: Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Концепция развития сети образовательных учреждений, подведомственных Рособразованию и др. Эти документы устанавливают приоритет образования в государственной политике, определяют стратегию и основные направления развития образования в России, а также формируют цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.

Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая:

- создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

- укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества;

- кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;

- утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.

Доктрина обновляемого образования отражает интересы граждан многонационального российского государства и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни.

Вышеуказанные документы, формирующие доктрину обновления образовательной системы России, определяют основные направления совершенствования законодательства в области образования и являются основой для разработки региональных программ развития образования, которые призваны обеспечить:

- разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;

- формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

- формирование у граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

- непрерывность образования в течение всей жизни человека;

- многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание;

- преемственность уровней и ступеней образования;

- создание программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие открытого образования;

- академическую мобильность обучающихся;

- развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;

- подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.

С учетом поставленных целей образования и имеющихся проблем, каждое образовательное учреждение призвано обеспечить:

- реализацию конституционного права и равные возможности для различных социальных слоев и территориальных групп населения на получение образования высокого качества;

- светский характер образования;

- воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону;

- открытость системы образования в учебном заведении для общественного контроля;

- организацию профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда;

- доступ обучающихся и преподавателей к информационно-дидактическим программам, технологиям, сетям и базам данных, методической, учебной и научной литературе;

- создание правовых условий получения образования как за счет средств бюджетов всех уровней, так и за счет средств обучающихся и их семей, предприятий и организаций;

- создание правовых условий для получения учащимися и студентами образовательных кредитов из малообеспеченных семей;

- интеграцию образования, науки и производства, включая интеграцию научных исследований с образовательным процессом, образования с производством;

- широкое участие педагогов в образовательных программах международных организаций и сообществ.

Однако достижение поставленных целей и задач системы высшего образования требует не только организационных мер, но и значительных инвестиций не только за счет бюджетных средств, но и привлечения финансовых вложений обучающихся. Поэтому платное образование является одним из способов достижения желаемых результатов образовательной реформы в РФ. Отсюда прослеживается значимость договора возмездного оказания образовательных услуг, который в настоящее время широко распространен не только в системе негосударственных (частных) вузов и колледжей, но и используется государственными образовательными учреждениями.

Вместе с тем, правовое регулирование отношений, возникающих процессе оказания (получения) данного вида услуг нуждается не только в глубоком теоретическом исследовании, но и надлежащем правовом регулировании, поскольку имеют место пробелы и противоречия законодательных норм, административное вмешательство со стороны органов управления, конфликты с налоговыми ор­ганами и др.

Кроме того, расширение пределов воздействия на вузовскую сис­тему гражданско-правовых норм потребовало ревизии основ правового статуса вуза не только в системе образования, но и в гражданском оборо­те. При этом наибольших видимых успехов в преодолении возникающих трудностей добились эко­номисты, социологи, педагоги и даже специалисты в области управления в технических системах, сумевшие раньше юристов осознать и оценить перспективность платного обучения.

Правая наука пока не может представить своих достижений в данной области: есть несколько диссертационных исследований, носящих общий характер и, по сути, являющихся первым опытом теоретического осмысления данных правовых категорий. Например, Булатова И.Б. «Проблемы гражданско-правового регулирования платного образования в высших учебных заведениях Российской Федерации». М., 2004; Волчанская Л.М. «Договор возмездного оказания образовательных услуг в системе высшего профессионального образования». Волгоград, 2002; Жукова Т.В. «Договор возмездного оказания образовательных услуг». М., 2004; Столбушинская О.Н. «Защита права на образование по гражданскому законодательству». М., 2005.

Как видим, проведенные диссертационные исследования направлены на уяснение понятия и сущности возмездных образовательных услуг как института гражданского права, либо в них анализируются общие вопросы защиты прав лиц, получающих такие услуги.

По нашему мнению, в данный момент важно не только проанализировать уже имеющуюся теоретическую базу договора возмездного оказания образовательных услуг, выявить правовые проблемы, тормозящие развитие данного вида правоотношений, и принимая во внимание, что основным условием благоприятного развития договорных отношений возмездного оказания образовательных услуг, являются инвестиции, предложить правовые способы повышения эффективности действия соответствующих правовых норм.

Предварительный анализ имеющихся исследований на монографическом уровне показал отсутствие работ, в которых инвестиционная деятельность рассматривалась как условие договора возмездного оказания образовательных услуг. Правда, есть работы, посвященные инвестиционной деятельности, как гражданско-правовой категории, в которых устанавливаются понятие и существенные признаки инвестиций. Имеются довольно много исследований, посвященных экономическим аспектам инвестиций. В то время как правовые вопросы инвестиций в образование посредством договора пока не получили надлежащего монографического исследования, хотя отдельные статьи по данному вопросу все же имеются [1].

В связи с изложенным, особую актуальность приобретает разработка доктринального определения и существенных условий договора на оказание образовательных услуг, заключаемого на инвестиционной основе. Достичь указанных результатов можно лишь путем решения совокупности задач, а именно:

· определить основные характеристики понятия договора на оказание образовательных услуг как института гражданского права;

· осуществить научный анализ институтов, сопутствующих договору образовательных услуг на инвестиционной основе;

· рассмотреть правовые проблемы охраны прав субъектов, участвующих в договоре на оказание платных образовательных услуг.

Выявленные проблемы правового регулирования отношений, связанных с договором образовательных услуг на инвестиционной основе, позволят найти эффективные способы реформирования государственной системы образования и решить ряд основных задач, в том числе:

- привести структуру государственного управления системой образования в соответствие с новыми экономическими условиями;

- создать комплексную нормативно-правовую базу государственного управления системой непрерывного образования на основе рамочного федерального закона, федеральных законов прямого действия и иных нормативных актов Российской Федерации, регламентирующих соответствующие виды образовательных слуг;

- сформировать концепцию создания и деятельности профессиональных саморегулируемых организаций по проверке качества образовательных услуг.

По нашему мнению, предлагаемые мероприятия позволят вывести российскую систему образования на новый уровень реформирования, повысить качество образовательных услуг, а также приблизить эквивалентность образования международным аналогам.

Договор на оказание образовательных услуг является гражданско-правовым договором и подпадает под регулирующее воздействие 39-й главы ГК РФ. Данный вывод следует из анализа предмета договора и характера отношений, вытекающих из него. Особенность договора состоит в том, что в нем достаточно четко проявляется взаимосвязь между действием как услугой и целью получения такой услуги - желаемым результатом, как следствием услуги. Так, образовательные услуги имеют, как правило, двуединую цель: приобретение обучающимся невещественного результата – знаний, навыков, умения по определенной специальности и получение овеществленного результата – диплом, аттестат, свидетельство, сертификат и т.п. Данная цель оказывает влияние на способ оказания услуги: процесс обучения строится с учетом не только передачи знаний и обучение навыкам работы, но и включает подготовку и сдачу соответствующих экзаменов, а также получение соответствующего документа об образовании. Именно поэтому, еще римские юристы классифицировали обязательства об оказании услуг как предоставление за плату физического труда и осуществление духовной деятельности[2].

Желаемый овеществленный результат достигается усилиями двух сторон, с одной - оказанием услуги, а, с другой – ее потреблением. Поэтому, если одна из сторон не проявляет должных усилий на достижение результата (например, студент не изучает рекомендуемую литературу, не посещает занятий и т.п.), то, несмотря на усилия другой стороны (проведение лекций, семинарских и практических занятий, консультаций, деловых игр и т.д.), желаемый результат не будет получен.

С учетом сказанного, предметом исследуемого договора является образовательная деятельность, которая включает в себя два элемента: образовательные услуги, оказываемые преподавателем, и обучение - деятельность обучаемого, направленная на получение знаний, умений, навыков, которые образуют результат образовательной деятельности, характеризующийся неовеществленностью, и который в своей совокупности представляет собой личные нематериальные блага, неотделимые от личности обучаемого.

Следует отметить еще одно свойство образовательных услуг – непередаваемость, т.е. у лица, передающего знания, умения, навыки, их объем в процессе оказания образовательных услуг не уменьшается. Иными словами, передача знаний, умений, навыков третьим лицам свидетельствует об их неисчерпаемости.

Кроме того, результат образовательных услуг не подлежит денежной оценке, который, однако, способен принести значительные материальные блага. В то же время, сами образовательные услуги оцениваются сторонами и отражаются в договоре. Стоимость образовательных услуг, как правило, зависит от их вида, результата, который хочет достичь учащийся, а также от уровня квалификации учителя (преподавателя). С учетом изложенного стоимость образовательных услуг определяется сторонами договора достаточно конкретно.

Договор на оказание образовательных услуг относится к группе публичных договоров по следующим основаниям:

- обучающийся имеет право требовать для себя условий обучения, обозначенных в уставе ВУЗа;

- ВУЗ обязан заключить договор с любым желающим, прошедшим соответствующие испытания (экзамены) и выдержавшим конкурс;

- ВУЗ не вправе оказывать предпочтение одному абитуриенту перед другим в отношении заключения договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными нормативными правовыми актами. Авторское мнение об отнесении договора на оказание вузом образовательных услуг к публичному договору поддерживается не всеми авторами[3].

Одновременно договор на оказание образовательных услуг следует квалифицировать как договор присоединения. Этот вывод основан на обязанности обучающегося выполнять все обязанности, установленные в данном ВУЗе, для студентов (иных обучаемых лиц) и отсутствии права вносить изменения в образовательный процесс, т.е. обучаемый должен присоединиться к условиям договора.

Научно-практический анализ признака возмездности оказания образовательных услуг, показал, что такие договоры могут заключаться как оплатой со стороны обучаемого (возмездные), так и без таковой (бюджетные).

Что касается обучения за счет бюджетных средств, то для обучаемого такие услуги являются безвозмездными и поэтому их реальная цена остается за рамками материального интереса учащегося. При этом правовая природа отношений, возникающих между ВУЗом и обучающимся, не имеет единой научной концепции. В работах, прямо или опосредованно затрагивающих этот вопрос, высказаны различные точки зрения:

- В.И. Шкатулла относит отношения, возникающие в процессе оказания безвозмездных образовательных услуг к педагогическим [4];

- С.В. Барабанова придерживается мнения, что в таких договорах отсутствует элемент равенства сторон, и поэтому квалифицирует их как административные [5];

- В.М. Сырых, анализируя общие положения образовательного права как отрасль российского права, приходит к убеждению, что образование за счет бюджета относится к социально-обеспечительным мерам государства [6];

- Д.В. Мурзин придерживается мнения, что образовательные услуги, оказываемые на условиях безвозмездности, следует относить к гражданско- правовым [7].

По нашему мнению, факт получения образовательных услуг для обучаемого без оплаты не влияет на вывод о гражданско-правовой природе отношений по нескольким причинам:

а) ст. 423 ГК РФ устанавливает, что договоры могут быть как возмездными, так и безвозмездными, соответственно, услуги, являясь предметом договора, также могут оказываться как за плату, так и без таковой со стороны потребителя. Иначе говоря, признак возмездности на является квалифицирующим для гражданско-правовых отношений.

б) на самом деле, образовательные услуги, осуществляемые вузом за счет бюджетных средств, являются бесплатными только для студентов, для вуза – это возмездный вид деятельности, поскольку затраты на обучение финансируются из государственного и муниципального бюджетов. Более того, п. 2 ст. 423 ГК РФ содержит определение безвозмездного договора, в котором подчеркивается отсутствие встречности предоставления именно от другой стороны договора, т.е. государство (субъект Российской Федерации, муниципальный орган) оплачивают деятельность ВУЗа, что свидетельствует о возмездности договора на оказание ВУЗом образовательных услуг. Иначе говоря, в основе образовательной деятельности сторон находятся имущественные отношения.

в) стороны договора находятся в равном положении, так как их отношения характеризуются свободой воли на вступление в правоотношения, при нарушении условий договора одной стороной, другая вправе защитить свои интересы доступными способами, руководствуясь ст. 12 ГК РФ.

С учетом изложенного представляется, что отношения между ВУЗом и студентом-бюджетником должны квалифицироваться как гражданско-правовой договор на оказание образовательных услуг, который является консенсуальным, двусторонним, возмездным (для вуза), платным или бесплатным (для обучающегося).

Если же в договоре предусмотрена обязанность обучаемого оплачивать услуги ВУЗа, то это условие является основанием для квалификации такого договора как возмездного. При оплате услуг по обучению инвестором, который является, по сути, заказчиком образовательной деятельности конкретного студента, имеет место договор в пользу третьего лица, т.е. обучающегося (ст. 430 ГК РФ).

Такая квалификация договора возмездного оказания услуг поддерживается не всеми специалистами и практиками. Например, Министерство образования и науки РФ рассматривает договор на оказание платных образовательных услуг с участием исполнителя, заказчика и потребителя платных услуг в качестве трехстороннего договора.

В обоснование своей позиции отметим, что договор вуза, заключенный с инвестором, имеет цель - оказание образовательных услуг обучающемуся, а заказчик лишь оплачивает обучение. Что полностью соответствует п.1 ст. 430 ГК РФ (Договор в пользу третьего лица).

Если обучаемый не достиг 18-летнего возраста, то договор на оказание ВУЗом платных образовательных услуг он вправе подписать лишь при наличии письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя (ст. 26 ГК РФ).

Заслуживает внимания практика последних лет, направленная на целевую контрактную подготовку специалистов с высшим и средним профессиональным образованием и разработанную для этих целей форму Типового контракта между студентом и учебным заведением высшего (среднего) профессионального образования, заключаемого в рамках целевой контрактной подготовки специалистов. В частности, из Положения о целевой контрактной подготовке специалистов следует, что контингент обучающихся в рамках целевой контрактной подготовки специалистов формируется на добровольной основе из числа лиц, обучающихся за счет средств федерального бюджета, путем заключения контрактов между студентом и учебным заведением (п. 3). Иными словами, между ВУЗом и студентом возникают отношения, основанные на принципе свободного волеизъявления сторон. Кроме общеобязательных прав и обязанностей сторон, предусмотренных Типовым контрактом, они могут предусмотреть и иные права и обязанности (см. п. 2.6, 3.3).

К существенным условиям договора на оказание вузом платных образовательных услуг относятся следующие: 1) предмет; 2) срок обучения; 3) размер платы за обучение и порядок осуществления расчетов заказчиком; 4) ступени и формы получения образования; 5) вид документа об образовании; 6) условия расторжения договора; 7) ответственность сторон.

При этом существенные условия договора на оказание образовательных услуг определяются не только сторонами, но и требованиями федеральных законов, постановлениями Правительства РФ, а также предусмотренными ГОС ВПО и учебными планами ВУЗа. Указанные документы функционально между собой взаимосвязаны и рассчитаны на продолжительный период времени.

Одновременно образовательные услуги характеризуются:

- различиями объема,

- разнообразием способов их оказания (например, в последнее время получило широкое распространение дистанционное обучение),

- отсутствием гарантий;

- нематериальным характером;

- системностью и профессиональной направленностью,

- неограниченным сроком использования,

- невозможностью оценки ожидаемого личного эффекта от образовательного процесса,

- зависимостью от индивидуальных особенностей,

- т.д.

Наряду с перечисленными признаками образовательные услуги отличаются от иных видов услуг:

1) цель их оказания является не просто передача знаний, умений, навыков, но и помощь в усвоении этих знаний и умений со стороны обучающихся;

2) результат образовательных услуг (знания, умения, навыки) зависит от уровня профессионализма профессорско-преподавательского состава и системы контроля знаний обучаемого: зачеты, экзамены, аттестация и т.п.

3) значимость образовательных услуг во многом определяется потребностями общества (востребованные профессии),

перечень можно продолжить.

Подводя итог проведенному анализу правовых вопросов инвестиций в образование, отметим:

в правотворческой деятельности применительно к образовательным услугам следует найти оптимальное соотношение нормативного и договорного регулирования отношений по возмездному оказанию образовательных услуг, чтобы избежать излишней правовой регламентации договорных отношений и не нарушить принцип свободы договора. При этом законодатель должен учесть, что ни в одном из действующих федеральных законов, прямо или косвенно регламентирующих рассматриваемые отношения, не сформулировано определения договора возмездного оказания образовательных услуг.

Литература:

1. Шкарлупина Г.Д. О государственном регулировании платных образовательных услуг // Законодательство и экономика. 2006. N 10.

2. Пучков Е.А. Правовое регулирование договора возмездного оказания услуг: Автореф . . . дис. канд. юрид. наук. М., 2006.

3. Волчанская Л.М. О договоре возмездного оказания образовательных услуг // Высшее образование в России. 2001. N 1. С. 101.

4. Шкатулла В.И. Образовательное право: учебник для вузов. М., 2001. С. 39-40;

5. Барабанова С.В. Государственное регулирование высшего образования в Российской Федерации: административно-правовые вопросы. Казань, 2004. С. 74

6. Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. М. 2002.

7. Мурзин Д.В. Моделирование безвозмездного обязательства по оказанию услуг // Цивилистические записки: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2. М. Екатеринбург. 2002. С. 370.