Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  


Новое в правовом регулировании целевого обучения


С 1 января 2019 года вступили в действие изменения, внесенные в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон об образовании), в отношении целевого обучения.

В соответствии с указанными изменениями договор о целевом приеме (между образовательным учреждением и гражданином) с 1 января 2019 года не заключается. Подлежит заключению только договор о целевом обучении (между заказчиком обучения и гражданином). При этом заключению договора о целевом обучении предшествует изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность.

В Закон об образовании введена статья 71.1, в соответствии с которой прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты предусмотрен только при заключении договора о целевом обучении со следующими органами/организациями:

1) федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

2) государственными и муниципальными учреждениями, унитарными предприятиями;

3) государственными корпорациями;

4) государственными компаниями;

5) организациями, включенными в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, формируемый в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации";

6) хозяйственными обществами, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

7) акционерными обществами, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации;

8) дочерними хозяйственными обществами: государственных компаний; хозяйственных обществ, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования; акционерных обществ, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации;

9) организациями, которые созданы государственными корпорациями или переданы государственным корпорациям в соответствии с положениями федеральных законов об указанных корпорациях.

Заключенный договор о целевом обучении учитывается как преимущество при поступлении на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования в случае, если численность поступающих превышает число бюджетных мест.

В соответствии с п. 43 Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 г. № 36, результаты индивидуальных достижений и (или) наличие договора о целевом обучении учитываются при равенстве результатов освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанных в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации.

При наличии результатов индивидуальных достижений и договора о целевом обучении учитывается в первую очередь договор о целевом обучении.

Квота приема на целевое обучение по специальностям, направлениям подготовки высшего образования устанавливается согласно части 2 статьи 71.1 Закона об образовании с учетом потребностей экономики в квалифицированных кадрах и отраслевых особенностей.

Прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования в пределах установленной квоты осуществляется по конкурсу, проводимому по каждой совокупности условий поступления и каждому из оснований приема на обучение:

на места в пределах особой квоты;

на места в пределах целевой квоты;

на места в рамках контрольных цифр за вычетом особой квоты и целевой квоты.

Таким образом, в вузе организуется отдельный поток приема абитуриентов, поступающих в рамках целевого приема. Между этими абитуриентами проводится отдельный конкурс на бюджетные места.

Существенными условиями договора о целевом обучении являются обязательства заказчика целевого обучения и гражданина.

Обязательства заказчика целевого обучения:

- организовать предоставление или предоставить гражданину, заключившему договор о целевом обучении, в период обучения меры поддержки, включая меры материального стимулирования, оплату дополнительных платных образовательных услуг, предоставить в пользование или оплачивать жилое помещение в период обучения, а также предоставлять другие меры поддержки;

- трудоустроить гражданина, заключившего договор о целевом обучении, не позднее срока, установленного этим договором, с указанием места осуществления трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией.

К обязательствам гражданина, заключившего договор о целевом обучении, относятся:

- освоение образовательной программы, указанной в договоре (с возможностью изменения образовательной программы и (или) формы обучения по согласованию с заказчиком);

- осуществление трудовой деятельности в течение не менее трех лет в соответствии с полученной квалификацией с учетом трудоустройства в срок, установленный таким договором.

Ранее обязательства заказчика и гражданина по организации и прохождению учебной, производственной и преддипломной практики относились к существенным условиям договора о целевом обучении. Теперь образовательное учреждение учитывает предложения заказчика целевого обучения по прохождению гражданином практики, а также по запросу заказчика предоставляет ему сведения о результатах освоения им образовательной программы.

Студентам, заключившим договор о целевом обучении, должны на общих основаниях согласно части 2 статьи 34 Закона об образовании предоставляться меры социальной поддержки и стимулирования. Договором целевого обучения в качестве мер социальной поддержки студента с 1 января 2019 года - должно быть предусмотрено, что заказчик целевого обучения оплачивает предоставляемые вузом платные образовательные услуги (подпункт "а" пункта 1 части 2 статьи 56 Закона об образовании).

Это значит, что образовательное учреждение может получать плату от заказчика целевого обучения за оказание дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором о целевом обучении.

При этом оказание данных услуг должно быть оформлено договором в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг".

Частью 6 статьи 71 Закона об образовании предусмотрено, что в случаях неисполнения заказчиком целевого обучения обязательства по трудоустройству гражданина, принятого на целевое обучение в вуз, а гражданином - обязательства по осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет заказчик или обучающийся гражданин выплачивает образовательному учреждению штраф в размере расходов бюджета на обучение гражданина. Данный штраф направляется вузом на финансовое обеспечение образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования. 

Порядок выплаты штрафа, порядок и основания освобождения сторон договора о целевом обучении от его выплаты, порядок определения его размера и направления на финансовое обеспечение образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования, осуществляемой за счет средств федерального бюджета, будут установлены Правительством Российской Федерации в положении о целевом обучении, а за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов - органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

В целях обеспечения соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере образования Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки опубликовала Рекомендации от 11 марта 2019 г. «В связи с изменением законодательства Российской Федерации в части целевого обучения».

Автор: Селиверстова О.И. Кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Федерального центра образовательного законодательства.

Дата: март 2019 г.


Возврат к списку