Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  


Дополнительное образование детей: краткий обзор актуальных нормативных правовых актов

Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об образовании) в Российской Федерации по дополнительному образованию реализуются дополнительные образовательные программы.

В соответствии с частью 6 статьи 10 и статьей 75 Федерального закона об образовании подвидом дополнительного образования является дополнительное образование детей и взрослых, которое направлено на:

  • формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья;
  • организацию свободного времени.

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

К дополнительным образовательным программам относятся   дополнительные общеобразовательные программы, которые должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Дополнительные общеобразовательные программы, в свою очередь подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы.

При этом дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых, а дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержден приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 (далее - Порядок организации деятельности). Указанный Порядок регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов и является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы, а также для индивидуальных предпринимателей.

Согласно Порядку организации деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам организуется с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями обучающихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии. При реализации дополнительных общеобразовательных программ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и инвалидам предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (часть 11 статьи 79 Федерального закона об образовании).

Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств и в области физической культуры и спорта регулируются Федеральным законом об образовании.

Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. При этом, с целью привлечения наибольшего количества детей к художественному образованию, обеспечения доступности художественного образования срок реализации общеразвивающих программ не должен превышать 3-х или 4-х лет (2 года 10 месяцев и, соответственно, 3 года 10 месяцев) для детей в возрасте от 6 до 17 лет включительно (Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств - письмо Минкультуры России от 21.11.2013 N 191-01-39/06-ГИ).

По окончании освоения общеразвивающих программ в области искусств выпускникам выдается документ, форма которого разрабатывается образовательной организацией самостоятельно.

Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями. Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, к срокам обучения по этим программам, утверждены приказами Минкультуры России (часть 5 статьи 83 Федерального закона).

Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств.

Указанные программы реализуются:

  • в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств);
  • в профессиональных образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств;
  • в образовательных организациях высшего образования.

Перечень дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, утвержден приказом Минкультуры России от 16.07.2013 N 998.

Порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств, утвержден приказом Минкультуры России от 14.08.2013 N 1145.

Положение о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств, утверждено приказом Минкультуры России от 09.02.2012 N 86. Оно определяет не только порядок и формы проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств, но и порядок формирования и функции экзаменационных и апелляционных комиссий, порядок подачи и рассмотрения апелляций, а также порядок повторного прохождения итоговой аттестации. Указанное Положение распространяется на образовательные организации, реализующие дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств, независимо от их организационно-правовой формы и подчиненности.

Лицам, прошедшим итоговую аттестацию, завершающую освоение дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств, выдается заверенное печатью соответствующей образовательной организации свидетельство об освоении указанных программ. Форма свидетельства утверждена приказом Минкультуры России от 10.07.2013 N 975.

В соответствии со статьей 84 Федерального закона реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для прохождения спортивной подготовки, а также на подготовку кадров в области физической культуры и спорта.

В области физической культуры и спорта реализуются следующие образовательные программы:

1) образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта (далее - интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта);

2) профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта;

3) дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта.

Дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта включают в себя:

1) дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте (программы физического воспитания и физкультурно-оздоровительные программы);

2) дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта) и подготовку к освоению этапов спортивной подготовки.

Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам, утверждены приказом Минспорта России от 12.09.2013 N 730. При этом, указанные требования должны учитывать требования федеральных стандартов спортивной подготовки, которые представляют собой совокупность минимальных требований к спортивной подготовке по видам спорта, разработанных и утвержденных в соответствии с пунктом 24.1 статьи 2 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и обязательных для организаций, осуществляющих спортивную подготовку.

Прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта проводится на основании результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы способности в области физической культуры и спорта. Порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта, утвержден приказом Минспорта России от 12.09.2013 N 731 (далее-Порядок).

Согласно Порядку при приеме граждан на обучение по образовательной программе требования к уровню их образования не предъявляются. Однако образовательная организация осуществляет индивидуальный отбор, который проводится в целях выявления у поступающих физических, психологических способностей и (или) двигательных умений, необходимых для освоения соответствующих образовательных программ.

Для проведения индивидуального отбора поступающих образовательная организация проводит тестирование, а также вправе проводить предварительные просмотры, анкетирование, консультации в порядке, установленном образовательной организацией (пункты 3 и 4 Порядка).

В структуре образовательных организаций, реализующих интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта, могут создаваться интернаты для проживания лиц, обучающихся по этим программам. За содержание детей в образовательных организациях, имеющих интернат и обеспечивающих подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, родительская плата не взимается (часть 6 статьи 84 Федерального закона).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р утверждена Концепция развития дополнительного образования детей, которая направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства.

Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей.

Целями Концепции являются:

  • обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию;
  • расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования;
  • развитие инновационного потенциала общества.

Для достижения указанных целей необходимо будет решить, в том числе следующие задачи:

  • повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого;
  • обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;
  • развитие инфраструктуры дополнительного образования детей за счет государственной поддержки и обеспечения инвестиционной привлекательности;
  • создание механизма финансовой поддержки права детей на участие в дополнительных общеобразовательных программах независимо от места проживания, состояния здоровья, социально-экономического положения семьи.

В Концепции определены принципы государственной политики развития дополнительного образования детей, к которым, в том числе относятся:

  • принцип социальной гарантии государства на качественное и безопасное дополнительное образование детей;
  • принцип общественно-государственного партнерства в целях расширения вовлеченности детей в дополнительное образование, включая расширение обязательств государства по бюджетному финансированию дополнительного образования, а также стимулирование и поддержку семей;
  • принцип преемственности и непрерывности дополнительного образования, обеспечивающий возможность продолжения образовательных траекторий на всех возрастных этапах.

План мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации указанной Концепции утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 N 729-р.

Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 N 1101-р (далее-Стратегия развития).

В соответствии с пунктом 2 раздела VII Стратегии развития для модернизации системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях, необходима реализация комплекса таких мер, как:

1) физическое воспитание обучающихся в образовательных учреждениях, в том числе:

  • внедрение в систему образовательных учреждений мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности;
  • оснащение общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей необходимым спортивным инвентарем и оборудованием;
  • совершенствование системы физкультурных и спортивных мероприятий для всех категорий обучающихся и студентов;
  • создание в общеобразовательных учреждениях спортивных классов и классов с углубленным изучением предмета "Физическая культура";
  • разработка и внедрение образовательных программ физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов для образовательных учреждений всех типов;
  • установление требований по обеспечению безопасности для жизни и здоровья обучающихся при проведении занятий физической культурой;

3) физическое воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, других категорий населения, в том числе:

  • разработка мер по привлечению к занятиям физической культурой и спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и социально незащищенных слоев общества;
  • обеспечение доступности объектов спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и социально незащищенных слоев общества;
  • создание условий для систематических занятий физической культурой и спортом в специализированных образовательных учреждениях;
  • разработка программ по вовлечению в спортивно-оздоровительный туризм лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

 

22 января 2019 г.

 

Автор: к.ю.н., начальник отдела НИР ФГБНУ «ФЦОЗ» Зоя Павловна Дащинская



Возврат к списку