Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  


Самообследование образовательных организаций

(краткий обзор законодательства)

 

В числе основных новаций Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», среди прочих, следует считать предоставление учредителю и общественности отчета о результатах самообследования. Данное требование отражает современную практику информационной открытости системы образования.

Вместе с тем, процедура самообследования как таковая не является новой для российской системы образования. Рособрнадзор начиная с 1 сентября 2006 года предлагал высшим учебным заведениям и их филиалам, включенным в график комплексной оценки деятельности и аттестации образовательных учреждений, не позднее чем за три месяца до установленного срока аттестации представлять в Рособрнадзор материалы самообследования (письмо Рособрназора от 17 июля 2017 г. «О предоставлении материалов самообследования вузов»). Отчеты о результатах самообследования должны были быть опубликованы на сайте образовательного учреждения. Наличие отчета о самообследовании на сайте и информативность сайта в целом учитывались при оценке деятельности образовательного учреждения. В мировой практике самообследованию соответствует аудит качества, являющийся одной из основных форм оценки высшего образования.

В настоящее время процедура самообследования подлежит проведению не только образовательными организациями высшего образования, но и дошкольными образовательными организациями, общеобразовательными организациями, профессиональными образовательными организациями, организациями дополнительного образования, организациями дополнительного профессионального образования.

Проведение самообследования выполняет сразу несколько функций, основными из которых являются:

• оценка эффективности образовательной деятельности и возможность совершенствования управления и деятельности образовательной организации;

• информационная открытость для участников отношений в сфере образования (обучающихся, родителей, педагогических работников, федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления).

Образовательные организации должны проводить самообследование ежегодно. Право на определение сроков и форм проведения, состава лиц, привлекаемых для проведения самообследования предоставлено образовательной организации. В связи с тем, что указанные задачи образовательная организация должна решать самостоятельно, на практике возникает большое количество вопросов. Разберём основные из них.

Процедура самообследования должна пройти следующие этапы:

• планирование и подготовка работ по самообследованию;

• организация и проведение самообследования;

• обобщение полученных результатов и формирование отчета, включающего оценочную часть и результаты анализа показателей деятельности образовательной организации;

• рассмотрение отчета органом управления образовательной организации, к компетенции которого относится решение данного вопроса.

Деятельность по проведению самообследования и подготовке отчета о его результатах должна быть определена приказом, которым назначаются председатель и члены рабочей группы.

В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации" отчет о результатах самообследования размещается в специальном разделе "Сведения об образовательной организации", в подразделе "Документы".

На этапе планирования и проведения самообследования возникает ряд вопросов, касающихся содержания отчёта. В отношении образовательных организаций высшего образования действует Письмо Минобрнауки России от 20.03.2014 №АК-634/05 «О проведении самообследования образовательных организаций высшего образования», в соответствии с которым отчет о самообследовании включает в себя аналитическую часть и результаты анализа показателей самообследования. В аналитической части приводится следующая информация о деятельности образовательной организации высшего образования:

1. Общие сведения об образовательной организации

Указываются полное наименование и контактная информация образовательной организации в соответствии со сведениями в уставе и лицензии на осуществление образовательной деятельности. Описываются цель (миссия) вуза, система управления и планируемые результаты деятельности, определенные программой развития вуза.

2. Образовательная деятельность

Приводится информация о реализуемых образовательных программах, их содержании, качестве подготовки обучающихся, ориентации на рынок труда и востребованности выпускников. Проводится оценка учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения реализуемых образовательных программ.

Проводится анализ внутренней системы оценки качества образования и кадрового обеспечения по направлениям подготовки обучающихся и сведения об организации повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, анализ возрастного состава преподавателей.

3. Научно-исследовательская деятельность

Приводятся сведения об основных научных школах вуза и планах развития основных научных направлений, объемах проведенных научных исследований. Описывается опыт использования результатов научных исследований в образовательной деятельности, внедрения собственных разработок в производственную практику. Проводится анализ эффективности научной деятельности (издание научной и учебной литературы, подготовка научно-педагогических работников, научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), докторантуре и т.д.), активность в патентно-лицензированной деятельности.

4. Международная деятельность

Приводится результативность форм международного сотрудничества: участие в международных образовательных и научных программах; обучение иностранных студентов; мобильность научно-педагогических работников и студентов в рамках международных межвузовских обменов (обучение студентов за рубежом, повышение квалификации научно-педагогических работников за рубежом, учебно-научная работа педагогических работников за рубежом).

5. Внеучебная работа

Приводятся сведения об организации воспитательной работы в вузе и участии студентов и педагогических работников в общественно-значимых мероприятиях.

6. Материально-технические обеспечение

Анализируется состояние материально-технической базы образовательной организации в целом и по направлениям подготовки, состояние и развитие учебно-лабораторной базы, уровень ее оснащения. Характеризуются социально-бытовые условия в вузе: наличие пунктов питания и медицинского обслуживания, общежитий и спортивно-оздоровительных комплексов.

Вторая часть отчета о самообследовании – это результаты анализа показателей самообследования. Показатели самообследования рассчитываются на основании соответствующей методики ("Методика расчета показателей деятельности профессиональной образовательной организации, подлежащей самообследованию" (утв. Минобрнауки России 05.04.2017 № ЛО-48/06вн)

Что касается иных образовательных организаций, то следует руководствоваться следующим. В соответствии с п. 6 Порядка проведения самообследования образовательной организацией, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 предметом самообследования выступает:

• образовательная деятельность,

• система управления,

• содержание и качество подготовки обучающихся,

• организация учебного процесса,

• качество кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования,

• анализ показателей деятельности образовательной организации.

Таким образом, в аналитическую часть отчёта целесообразно включить сведения о структуре управления деятельностью образовательной организации, контингенте обучающихся, реализуемых образовательных программах, результатах обучения за учебный год, результатах государственной итоговой аттестации, сравнение этих результатов с сопоставимыми показателями, сведения об участии образовательной организации в профессионально ориентированных семинарах, выставках, охвате учащихся дополнительным образованием и участии обучающихся в творческих конкурсах, спортивных мероприятиях, востребованности выпускников, организации профориентационной работы в образовательной организации и т.д.

Вторая часть отчёта должна содержать анализ нормативно установленных показателей. Показатели деятельности образовательной организации, которые подлежат анализу и должны быть представлены в отчете содержатся в приказе Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 (ред. от 15.02.2017) "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию".

Следует обратить внимание на то, что итоговой целью составления отчёта о самообследовании является не сам отчёт как таковой, а грамотная обоснованная оценка достоинств и недостатков системы управления и организации деятельности образовательной организации для последующей выработки решений по выявленным недостаткам.

Отчет о самообследовании не может быть заменен публичным докладом. В отличие от публичного доклада отчет о самообследовании является обязательным для подготовки и размещения на официальном сайте документом. Данная обязанность установлена нормативными правовыми актами:

• Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации" (п.3 ч.3 ст.28, п.3 ч.3 ст.29;

• Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 (ред. от 07.08.2017) "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации";

• Приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 (ред. от 14.12.2017) "Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией";

• Приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 (ред. от 15.02.2017) "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию".

В свою очередь, подготовка публичного доклада строго не регламентирована. К данной деятельности имеются рекомендации, направленные письмом Минобрнауки РФ от 28.10.2010 №13-312 «О подготовке публичных докладов»(вместе с Общими рекомендациями по подготовке публичных докладов региональных (муниципальных) органов управления образованием и образовательных учреждений) и письмом Минобрнауки России от 03.04.2015 №АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по НОКО» (вместе с Методическими рекомендациями по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденными Минобрнауки России 01.04.2015).

В соответствии с указанными рекомендациями публичный доклад - это аналитический публичный документ в форме периодического отчета органа управления образованием или образовательного учреждения перед обществом, обеспечивающий регулярное (ежегодное) информирование всех заинтересованных сторон о состоянии и перспективах развития системы образования или образовательного учреждения.

Требованиями к качеству информации, включаемой в публичный доклад, являются актуальность, достоверность, необходимость и достаточность.

Публичный доклад должен быть составлен таким образом, чтобы быть понятным широкому кругу читателей: представителям органов законодательной и исполнительной власти, обучающимся и/или их родителям, работникам системы образования, представителям средств массовой информации, общественным организациям и другим заинтересованным лицам. Иными словами, доклад может служить визитной карточкой образовательного учреждения, способствовать установлению диалога с потребителями образовательных услуг в условиях конкуренции. Публичный доклад демонстрирует достижения организации за отчетный период и может быть основан на сведениях, полученных в ходе самообследования.

Таким образом, направленность, стиль изложения и построения материала публичного доклада и отчёта о самообследовании будет различаться. Отчет должен давать полный анализ деятельности организации и предназначен, в первую очередь, для профессионалов в сфере образования, публичный доклад – раскрывать центральные темы и быть ориентированным на широкий круг читателей.



Возврат к списку