Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  


Квота на обучение в российских вузах для иностранных граждан


Предпринимаемые в последнее время усилия по модернизации российской системы образования, реализация приоритетных направлений ее развития обеспечили целый ряд позитивных изменений, среди которых расширение возможностей для обучения иностранных граждан в российских вузах.

По данным Минобрнауки России в 2015/16 учебном году общее количество иностранных граждан, проходящих обучение в российских вузах, составило более 270 тыс. человек, а в предыдущем их было 220 тыс. Иностранцы составляют 6% от общего числа обучающихся[1]. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2013 № 891 "Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"[2] ежегодная квота на образование в российских вузах иностранных граждан не превышает 15 тысяч человек. Таким образом, в течение последних трех лет Россия принимает по 15 тыс. иностранцев на бесплатное обучение в нескольких сотнях вузов страны по 659 различным направлениям и специальностям. По данным Россотрудничества в текущем году конкурс среди иностранцев составил 4,5 человека на одно российское бюджетное место.

Основные направления государственной деятельности в области обучения иностранных граждан в Российской Федерации изложены в Концепции государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных организациях (одобрена Президентом РФ 18.10.2002)[3], Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008)[4], Концепции внешней политики (утверждена Президентом РФ 12.02.2013)[5], Государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы" (утверждена Правительством РФ 15.04.2014)[6].

Цели, поставленные в указанных документах, предусматривают максимальное использование потенциала и каналов международного сотрудничества в интересах повышения качества и конкурентоспособности национальной образовательной системы. Определены базовые индикаторы международной образовательной деятельности к 2020 году: доля иностранных обучающихся в общем контингенте должна составлять не менее 5 процентов, доля дохода от экспорта образовательных услуг в объеме государственного финансирования системы образования – не менее 10 процентов.

В проекте Концепции экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011 – 2020 годы, подготовленной Минобрнауки России в 2009 году[7], ставились задачи:

- усиления позиций образования в Российской Федерации на мировом рынке образовательных услуг (увеличение доли рынка с 2% до 7 % к 2020 году);

- создания и внедрения инновационных образовательных продуктов, в том числе совместных программ с ведущими зарубежными вузами, программ, получивших валидацию ведущих зарубежных университетов (не менее 10% от общего числа программ ведущих российских университетов);

- увеличения до 10% к 2020 году доли программ, реализуемых в российских вузах на иностранных языках;

- аккредитации не менее 10% программ ведущих центров, реализующих инновационные программы непрерывного обучения, в международных профессиональных ассоциациях;

- создания специализированного агентства «EduRussia» по продвижению российского образования на зарубежные рынки труда и образовательных услуг, централизованного сайта - «Study in Russia» и их интеграции в систему национальных и международных агентств по распространению образовательных услуг.

В настоящее время удельный вес численности иностранных студентов, обучающихся по основным образовательным программам высшего образования, в общей численности студентов, является основным показателем эффективности вузов, что определяет обязательность приема и обучения иностранных граждан в объеме не ниже пороговых значений.

21 российский университет - участник «Проекта 5-100», целью которого является максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ, в своих программах развития обязательно предусматривает привлечение и увеличение иностранного контингента обучающихся. Университеты - участники Проекта отчитываются о выполнении своих программ повышения конкурентоспособности перед международным Советом и Министерством образования и науки Российской Федерации. Важными условиями предоставления университетам субсидии является выполнение ими планов мероприятий «дорожных карт», в том числе вхождение в мировые рейтинги университетов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2015 № 395 (ред. от 25.05.2016) «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования, находящимся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, на финансовое обеспечение обучения иностранных граждан и лиц без гражданства по образовательным программам среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительным профессиональным программам в пределах квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»[8] установлен порядок предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования, находящимся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, на финансовое обеспечение обучения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации по образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в пределах квоты на образование иностранных граждан.

Приказом Минобрнауки России от 28.07.2014 № 844 (ред. от 17.03.2015)[9] утвержден новый порядок отбора иностранных граждан на обучение в пределах квоты, который делает процедуру отбора более понятной, прозрачной. Отбор иностранных граждан осуществляется в два этапа:

первый этап включает в себя отбор на территории зарубежной страны иностранных граждан для приема на обучение;

второй этап отбора осуществляется непосредственно образовательными организациями, готовыми принять на обучение иностранных граждан, из числа отобранных на первом этапе кандидатов.

Отмечая позитивные изменения вместе с тем, необходимо констатировать, что существующие на сегодняшний день механизмы не позволяют в полной мере обеспечить решение задач, связанных с наращиванием экспорта российских образовательных услуг. Например, идея учета интересов национальных министерств образования при проведении отборочных испытаний на первом этапе отбора не имеет четкой регламентации и критериальных значений для определения потребностей иностранных государств, а соответственно, для установления конкретной квоты.

Функции электронной формы сбора документов позволяют проводить мониторинг и анализ национальных интересов по подготовке кадров, продвижения российского образования в зарубежной стране, оперативно передавать результаты отборочных испытаний и собранные документы в Минобрнауки России для проведения второго этапа отбора. При этом, отсутствие единого алгоритма действий по осуществлению отбора иностранных граждан порождает ряд сложностей, связанных с недостаточной оперативностью, актуализацией и информированностью иностранных граждан.

При поддержке Минобрнауки России и Федерального агентства по делам Содружества Независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) создан и функционирует официальный сайт для отбора иностранных граждан на обучение в Российской Федерации (russia.study), посредством которого подаются документы на обучение в рамках квоты. При этом, недостатком указанной схемы является отсутствие организованной системы отслеживания получаемой информации. Таким образом, по-прежнему актуальным остается вопрос совершенствования механизма формирования квоты для иностранных студентов и, что особенно важно, эффективного инструментария и алгоритма его работы.



[1] Электронный ресурс: Высшее образование в России. http://edu.interfax.ru/articles/667/ (дата обращения 21.07.2016)


[2] Собрание законодательства РФ. 2013. N 41. Ст. 5204.


[3] СПС Консультант плюс. Документ опубликован не был.


[4] Собрание законодательства РФ. 2008. №47. Ст. 5489.


[5] СПС Консультант плюс. Документ опубликован не был.


[6] Собрание законодательства РФ. 2014. № 17. Ст. 2058.


[7] Проект Концепции был размещен в сети «Интернет» для общественного обсуждения. В настоящий момент Концепция не принята. [Электронный ресурс]: Национальный фонд подготовки кадров http://intpr.ntf.ru/p43aa1.html (дата обращения 20.07.2016).


[8] Собрание законодательства РФ. 2015. № 18. Ст. 2714.


[9] "Российская газета", № 287, 17.12.2014.


Автор:  Бондаренко Д.В., кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Федерального центра образовательного законодательства
Дата:  июль 2016 


Возврат к списку