Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  


Актуальные проблемы правового регулирования инвестиций в сферу образования


Особенности инвестирования в образовательную сферу.

Инвестирование в образовательную сферу регулируется по общим правилам, содержащимся в действующем российском законодательстве. В то же время специфика образовательного комплекса предполагает существование некоторых особенностей инвестирования в эту сферу.

1. «Инвестиционная привлекательность» образовательного проекта напрямую связана с результатами инновационной деятельности образовательного учреждения. Иными словами, шансы для такого учреждения получить инвестиции напрямую связаны со стратегией его инновационного развития.

2. Одним из приоритетных направлений развития отечественного образования является его регионализация и муниципализация. В соответствии с этим особое значение приобретают инвестиции на региональном и муниципальном уровнях.

3. Образование в настоящее время переживает период активного реформирования (это касается всех уровней образовательной системы). Вследствие этого для привлечения инвестиций в образовательную сферу необходимы особые правовые гарантии защиты инвестиций.

4. Учитывая то обстоятельство, что практически все слои населения так или иначе связаны со сферой образования, необходимо активизировать приток инвестиционных потоков непосредственно от населения (образовательные займы, создание попечительских советов и т. д.).

5. Российское образование имеет высокую степень привлекательности на международном инвестиционном рынке. Это объясняется прежде всего несомненным авторитетом российской науки и огромным опытом, накопленным отечественной системой образования. Для привлечения дополнительных финансовых ресурсов иностранного происхождения необходимо прочно увязывать перспективные международные образовательные и научные проекты с проблемами инвестирования в российское образование и науку.

Региональные и муниципальные инвестиции.

Не умаляя значения столичных учреждений, а также образовательных учреждений, расположенных в крупных мегаполисах, следует констатировать тот факт, что общая картина состояния российского образования складывается с учетом развития системы образования на региональном и муниципальном уровне.

В настоящее время регионы (субъекты Российской Федерации) и местные самоуправления особенно остро нуждаются в притоке дополнительных финансовых ресурсов. И поскольку возможности бюджетного финансирования крайне ограничены, особую актуальность приобретает проблема регионализации и муниципализации частных инвестиций в образовательную сферу.

В данной проблеме следует выделять два основных аспекта:

1) формирование четких концептуальных подходов и проведение активной инвестиционной политики на региональном и муниципальном уровнях (политический аспект);

2) создание эффективного экономико-правового механизма, который делал бы региональное и муниципальное образование привлекательным для инвесторов (экономико-правовой аспект).

В первом случае большое значение приобретают организационные структуры, занимающиеся вопросами мобилизации финансовых ресурсов для их последующего вложения в инвестиционную сферу.

Основные задачи, стоящие перед теми , кто отвечает за инвестиционные процессы в образовательной сфере, можно сформулировать следующим образом:

1) иметь четкое понимание сути инвестиционной деятельности на региональном и муниципальном уровне;

2) уметь организовать инвестиционную деятельность как на региональном и (или) муниципальном уровне, так и на уровне каждого образовательного учреждения независимо от его формы собственности;

3) обеспечить инвестиционную привлекательность для всех потенциальных инвесторов;

4) формировать инвестиционную культуру населения субъектов РФ и муниципальных образований, а также сотрудников образовательных учреждений.

Масштабы и перспективы инвестиционной деятельности определяются:

• общей, региональной и локальной политико-экономической ситуацией, умением региональной и муниципальной администрации использовать свои полномочия и обеспечить солидарность действий различных политических групп в развитии экономики региона;

• уровнем международного и внутреннего имиджа администрации как делового партнера, активного сторонника привлечения инвестиций в регион и защитника прав как инвестора, так и соискателя инвестиций;

• социально-экономической политикой администрации, в частности в области налогообложения, переоценки основных фондов, создания новых рабочих мест, содействия развитию предпринимательства, борьбы с криминальными структурами;

• степенью развития инвестиционной инфраструктуры, установлением межрегиональных и международных связей, созданием свободных экономических, промышленных и таможенных зон;

• квалификацией кадров, использованию опробованных методов и форм работы с населением по привлечению частного капитала (в виде займов, эмиссии ценных бумаг под проекты и т. д.), а также информационным обеспечением инвестиционного процесса;

• уровнем подготовки предприятий к получению инвестиций (открытость информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, наличие грамотной команды управляющих и предложений по защите инвестора от рисков.

Таким образом, в организационном плане региональным и муниципальным образовательным учреждениям следует добиться выполнения следующих первоочередных задач:

1) создание структурных подразделений, отвечающих за привлечение дополнительных финансовых ресурсов;

2) укомплектование вновь созданных структурных подразделений кадрами, прошедшими специальную подготовку (в рамках программы повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки и т.д.) по направлению «Инвестиции и инвестиционная деятельность»;

3) формирование кратко- и среднесрочных, а также перспективных инвестиционных планов и программ данного образовательного учреждения;

4) установление тесного сотрудничества и взаимодействия на постоянной основе с промышленными и финансово-кредитными кругами, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории данного региона. Особое внимание следует уделить налаживанию контактов с местными торгово-промышленными палатами;

5) активизировать создание ряда традиционных для образования структур (прежде всего попечительских советов), способствующих своей деятельностью мобилизовать дополнительные частные вложения в сферу образования.

Экономико-правовые аспекты инвестиционной политики, наряду с ее организационной основой, определяют контуры будущего регионального и муниципального образования в России.

Ниже формируются подготовленные участниками проекта предложения по совершенствованию регионального законодательства в части регулирования инвестиционных отношений, а также экономики образования. Отдельные изменения и дополнения в этой связи предлагается внести и в действующее федеральное законодательство.

2. Предложение по образовательным векселям.

Одной из наиболее перспективных и, как нам представляется, реалистичных форм активизации, направляемые в образовательную сферу, является эмиссия образовательным учреждениям ценных бумаг. Предпочтительной формой таких ценных бумаг являются векселя. Данное направление инвестиционной политики может дать максимальный эффект применительно к среднему профессиональному, высшему, а также послевузовскому образованию.

Вуз или иное образовательное учреждение эмитируют ценную бумагу (вексель), стоимость которой соответствует годичному обучению студента. Образовательный вексель имеет хождение на рынке ценных бумаг и служит формой оплаты вузом за предоставленные ему услуги, приобретенные приборы, материалы и другие материальные ценности, используемые для нужд образования. Одновременно с этим образовательный вексель, предъявляемый на момент конкурсного зачисления студента на коммерческой основе, рассматривается в вузе - эмитенте как факт оплаты за год обучения. Заметим, что в отдельных вузах (например, Удмуртский государственный университет ) имеется своя практика эмиссии образовательных ценных бумаг.

Нормативно-правовой базой эмиссии образовательных векселей должны стать:

• положение о выпуске простого образовательного векселя;

• положение об образце простого образовательного векселя;

• договор между студентом и вузом (между предприятием и вузом) о подготовке специалиста с высшим образованием.

  • 3. Предложение по региональным (муниципальным) образовательным займам.

Если сами вузы для мобилизации свободных денежных средств населения могут эмитировать векселя, то администрация регионов или местных самоуправлений в таких целях может выпускать образовательные займы. Если образовательные векселя, эмитируемые конкретным вузом, содействуют прежде всего образованию тесных деловых отношений между данным образовательным учреждением и пользователем образовательных услуг, то эмиссия образовательных займов в этом смысле «обезличена» (неперсонифицирована). Средства, поступающие от реализации таких займов, становятся дополнительным источником финансирования всей образовательной системы, функционирующей на территории данного субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Подобная «размытость» региональных (муниципальных) займов, отсутствие привязки к конкретному образовательному учреждению, лишают их известной привлекательности среди простого населения. Они могут быть интересны хозяйствующим субъектам, но при одном обязательном условии — предоставлении налоговых льгот при покупке облигаций образовательных займов. С этой целью необходимо внести соответствующее дополнение в действующее налоговое законодательство, а именно — создать норму, которая предусматривала бы освобождение от налогообложения денежных и иных материальных средств, потраченных на приобретение облигаций региональных и (или) муниципальных займов. Подобная норма должна касаться в первую очередь налога на доходы физических лиц и налога на прибыль.

Администрации регионов и муниципальных образований должны разработать проекты положений об образовательных облигациях, которые (проекты положений) должны быть согласованы с Минобразованием России.

4. Предложение по изменению налогового законодательства о НДС.

С 1 января 2002 года отменена норма, изложенная в подпункте «э» пункта 1 статьи 5 Закона РФ от 6 декабря 1991 года №1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» (ст. 2 Федерального закона от 5 августа 2000 года №118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»). Данная норма предусматривала освобождение от уплаты НДС в отношении оборотов по реализации продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также редакционная, издательская и полиграфическая деятельность по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, газетной и журнальной продукции. Кроме того, от уплаты НДС до 1 января 2002 года освобождались услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.

Трудно переоценить реальную отдачу от этой нормы при проведении важнейших направлений социальной политики. Не будет преувеличением сказать, что во многом благодаря данной льготе выжила вузовская наука: вузы даже в непростых экономических условиях не переставали выпускать учебные пособия, сборники научных трудов, сборники трудов аспирантов и молодых ученых; издавались студенчески малотиражки и т. д. Льгота по транспортировке учебников позволяла наполнить школьные и вузовские библиотеки даже в самых дальних уголках России.

Нетрудно представить, каковы будут последствия отмены этой льготы в образовательной сфере. Эксперты, оценивают, что рынок книжной продукции «обвалится» на 30-40%. Примерно в такой же пропорции могут вырасти цены на книги, используемые в образовательной сфере. Очевидно, что это будет мощнейший удар по всем звеньям и уровням современной образовательной системы Российской Федерации.

Предлагаем внести в Налоговый кодекс РФ (ст. 149 «Операции, не подлежащие налогообложению») дополнение, в соответствии с которым от уплаты НДС освобождаются закупки учебников и учебных пособий для комплектования библиотек образовательных учреждений. Для того, чтобы под действие данной нормы не подпадали обороты иной литературы, следует оговорить, что для использования данной льготы закупаемые учебники должны иметь гриф Минобразования России.

5. Предложение по совершенствованию валютного законодательства с целью стимулирования инвестиционной деятельности в образовательной сфере.

С целью активизации притока валютных средств в экономику образовательной сферы предлагается внести дополнение в действующее законодательство о порядке обязательной продажи части валютной выручки. В соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» порядок обязательной продажи части валютной выручки устанавливается Президентом РФ. Предлагается дополнить Указ Президента РФ от 15 марта 1999 года №334 «Об изменении порядка продажи обязательной части валютной выручки» нормой, в соответствии с которой предприятия и организации, инвестирующие часть своей валютной выручки в образовательную сферу, освобождаются от обязательной продажи части валютной выручки в той части, в которой она была трансформирована в инвестиции в образовательную сферу.

Улучшению инвестиционного климата в образовательной сфере содействовало бы продление срока действия Указа Президента РФ от 19 июля 1995 года №723 «Об освобождении государственных, муниципальных и негосударственных учреждений от обязательной продажи части валютной выручки». В соответствии с пунктом 1 Указа образовательные учреждения, перечисленные в названии Указа и прошедшие государственную аттестацию, освобождаются от обязательной продажи части валютной выручки, получаемой ими от внешнеэкономической деятельности, связанной с продажей лицензий и экспортом научно-технических и образовательных услуг (работ), на развитие материально-технической базы образовательных учреждений. Как известно, в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 20001 года №130- ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы валютного регулирования» льготы по порядку обязательной продажи валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также освобождение резидентов от обязательно продажи валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), ранее установленные указами Президента Российской Федерации, действовали до 1 января 2002 года.

Предлагаемые изменения в действующее законодательство должны стимулировать приток инвестиций в сферу образования и содействовать финансово-экономическому обеспечению реформ в этой важной сфере общественных отношений.


См., например: Ефремов Л.Г. Стратегическое управление высшим образованием в республиках России. СПб, 1999. С. 127.

Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. №32. Ст. 3341.

Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №11. Ст. 1279.

Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №30. Ст. 2905.

Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №33 (часть 1). Ст. 3432.


Возврат к списку