Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  


Ежегодник российского образовательного законодательства

Том 12, 2017 (№18)

С. 33-59

Бодякина Т.П., Гарцева Ю.Е

  Обеспечение обучающихся учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)


Аннотация: в статье рассматриваются вопросы исполнения государственных гарантий реализации прав на получение образования в части приобретения учебников и учебных пособий. Особое внимание уделяется механизмам финансового обеспечения закупки учебников, порядку определения потребности в закупке, способам закупки. В статье обозначаются проблемы, возникающие при формировании библиотечных фондов.

Ключевые слова: образовательные организации; финансовое обеспечение; субвенции; учебные издания; нормы обеспеченности; федеральные государственные образовательные стандарты; закупка учебников; аукцион; закупка у единственного поставщика; федеральный перечень учебников; библиотечный фонд.

Нормативные основы обеспечения обучающихся учебниками и учебными пособиями

Обеспечение права каждого человека на образование возможно только при государственных гарантиях его общедоступности и бесплатности. Согласно п. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации[1] в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Государственные гарантии получения общедоступного бесплатного общего образования нашли свое правовое закрепление в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[2] (далее —Закон об образовании). Так, в соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона об образовании реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения (выделено авт.), расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни. Социально-экономические условия для получения доступного бесплатного образования создаются путем учреждения органами государственной власти образовательных организаций, финансового обеспечения их деятельности, в том числе создания условий для получения образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также финансового обеспечения содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке. Согласно п. 20 ч. 1 ст. 34 Закона об образовании обучающиеся имеют право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации. Это право поддерживается положениями ст. 35 Закона об образовании. Обучающимся, осваивающим образовательные программы за счет бюджетных средств в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, учебники и учебные пособия, учебно-методические материалы, а также другие средства обучения и воспитания на время обучения предоставляются в бесплатное пользование (выделено авт.). Обеспечение учебниками и учебными пособиями в образовательных организациях, которые осуществляют образовательную деятельность по основным образовательным программам, разработанным в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС), осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.  

Механизмы финансового обеспечения закупки учебников

Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных образовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона об образовании). Субъекты Российской Федерации предоставляют субвенции местным бюджетам в соответствии с нормативами затрат в расчете на одного обучающегося, которые определяются по каждому уровню образования в соответствии с ФГОС, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся).

Нормативы затрат включают в себя расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий (выделено авт.), средств обучения, игр, игрушек (п. 3 ч. 1 ст.8 Закона об образовании). Кроме того, субъекты Российской Федерации предоставляют субсидии частным общеобразовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий (выделено авт.), средств обучения, игр, игрушек в соответствии с установленными нормативами.

Органы государственной власти регионов обеспечивают муниципальные образовательные организации и образовательные организации субъектов учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ (ч. 10 ст. 8 Закона об образовании). В своем письме от 7 апреля 2014 г. № 08-455 «О закупке учебников и учебных пособий»[3] Министерство образования и науки Российской Федерации (далее — Минобрнауки России) разъяснило механизм обеспечения учебниками и учебными пособиями муниципальных образовательных организаций.

Средства, необходимые на приобретение учебников и учебных пособий, включаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в субвенции местным бюджетам. Законом об образовании не предусматривается возможность уменьшения размера предоставляемой субвенции местным бюджетам на указанные цели при непосредственной передаче закупленных учебников и учебных пособий. Таким образом, закупка учебников и учебных пособий для обеспечения муниципальных образовательных организаций осуществляется на муниципальном уровне.

Как региональными, так и муниципальными органами власти неоднократно поднимался вопрос о том, что ст. 35 Закона об образовании обеспечение учебниками и учебными пособиями предусмотрено в том числе за счет средств местного бюджета. Но соответствующее полномочие у органов местного самоуправления в ст. 9 Закона об образовании отсутствует. Поэтому как региональными, так и муниципальными органами власти ставился вопрос о том, возможно ли производить закупку учебников за счет средств местного бюджета или необходимо уточнить полномочия органов местного самоуправления в части обеспечения учебниками и учебными пособиями за счет средств местного бюджета в соответствующей статье? Минобрнауки России придерживается позиции, что поскольку базовый закон не запрещает выделение средств на приобретение учебников и учебных пособий из муниципального бюджета, то органы местного самоуправления вправе расходовать средства муниципального бюджета на приобретение учебников, учебных пособий и иных средств обучения сверх норматива финансового обеспечения, определенного субъектом Российской Федерации. Внесение изменений в ст. 9 Закона об образовании в данном случае считается нецелесообразным[4].

Расчет субвенций

Под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий РФ, субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке (п. 1 ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации[5] (далее — БК РФ)

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта РФ распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями БК РФ, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях (п. 3 ст. 140 БК РФ).

Таким образом, для определения объемов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях субъекты Российской Федерации принимают соответствующие методики расчета нормативов затрат и расчета общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам.

На федеральном уровне в помощь регионам были разработаны Методические рекомендации по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования[6].

Нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с ФГОС, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных Законом об образовании особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося (ч. 2 ст. 99 Закона об образовании).

Закон об образовании прямо указывает, что нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими ФГОС (ч. 2 ст. 18). Так, например, п. 3.6.3 ФГОС дошкольного образования[7] предусмотрено, что нормативы обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования определяются в соответствии с ФГОС дошкольного образования, с учетом типа организации, осуществляющей образовательную деятельность, специальных условий получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогических работников, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья детей, направленности образовательной программы дошкольного образования, категории детей, форм обучения и иных особенностей образовательной деятельности, и должны быть достаточными и необходимыми для осуществления организациями, осуществляющими образовательную деятельность, расходов на средства обучения и воспитания, соответствующие материалы, в том числе приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов, аудио- и видеоматериалов, в том числе материалов, оборудования, спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации всех видов учебной деятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды, в том числе специальных для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Пунктом 27 ФГОС начального общего образования[8], п. 26 ФГОС основного общего образования[9], п. 27 ФГОС среднего общего образования[10] закрепляется, что учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы должно включать в том числе укомплектованность учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на определенных учредителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, языках обучения и воспитания.

При этом норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:

не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего общего образования;

не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Кроме того, госстандарты предусматривают материально-технические условия реализации основной образовательной программы, которые должны обеспечивать, помимо прочего, наличие в образовательной организации библиотеки, которая должна быть укомплектована не только печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана, но и иметь фонд дополнительной литературы, включающий художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию соответствующей образовательной программы.

 

Региональная практика определения нормативов обеспеченности обучающихся учебниками и учебными пособиями в субъектах РФ

Подходы к определению нормативов обеспеченности обучающихся учебниками и учебными пособиями в субъектах РФ различны.

Так, например, в Московской области в 2018 г. устанавливается норматив финансового обеспечения расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек для реализации основных общеобразовательных программ на каждого обучающегося в размере 2 150 руб. в год, из них расходы на учебники и учебные пособия — 2 тыс. руб. в год[11]; для реализации дошкольных образовательных программ указанный норматив составляет 1 650 руб. в год[12].

В Республике Саха (Якутия) расходы на учебники и учебные пособия рассчитываются по следующей формуле[13]:

Уч = (Noбecп обуч <***> + Noбecп учит) × Рсред уч.,

где      Noбecп обуч — норма обеспеченности учебниками и учебными пособиями на 1 обучающегося в год, ед.;

Noбecп учит — норма обеспеченности учебными пособиями учителя на 1 учителя в год, ед.;

Р сред уч — средняя рыночная стоимость учебника и учебного пособия, руб.

В Ульяновской области размер расходов, связанных с обеспечением обучающихся общеобразовательных организаций учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами в пределах соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, и размер иных расходов, связанных с материальным обеспечением реализации общеобразовательных программ в пределах соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, устанавливается равным в расчете на каждого обучающегося общеобразовательной организации посредством соотнесения размера фонда оплаты труда работников общеобразовательной организации и размера этих расходов в пропорции 95:3:2[14].

Таким образом, нетрудно заметить, что общее для всех требование к обеспеченности обучения по основным образовательным программам в соответствии с едиными федеральными государственными образовательными стандартами в расчете на одного обучающегося реализуется в части финансового обеспечения по-разному. И здесь имеет значение не только региональный подход к расчету нормативных затрат, но и региональный подход к оценке стоимости необходимых средств обучения.

Анализ нормативного подушевого финансирования общего образования в субъектах Российской Федерации, который провели эксперты Института образования Высшей школы экономики в 2016 г., выявил следующее. Расходы на приобретение средств обучения определяются отдельно от норматива в части оплаты труда в 51 субъекте: Архангельская, Астраханская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Омская, Пензенская, Псковская, Рязанская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Ульяновская и Челябинская области, Еврейская автономная область, Ханты-Мансийский автономный округ, республики Адыгея, Алтай, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Коми, Мордовия и Тыва, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Удмуртия и Чувашия, Камчатский, Красноярский, Пермский, Приморский и Ставропольский края.

Расходы на приобретение средств обучения определяются как процент от норматива в части оплаты труда в 10 субъектах: Алтайский и Забайкальский края, Амурская, Калужская, Тамбовская, Томская и Тульская области, республики Северная Осетия – Алания, Татарстан и Хакасия[15].

Эксперты отмечают, что в большинстве случаев норматив на приобретение средств обучения (либо его отношение к нормативу в части оплаты труда) не зависит от особенностей реализации образовательной программы. В то же время для программ, реализуемых с применением дистанционных технологий, норматив на приобретение средств обучения отличается в отдельных регионах.

Кроме того, проведенная оценка удельной стоимости необходимых средств обучения в расчете на одного обучающегося в год свидетельствует о значительном занижении касающихся ее нормативов практически во всех субъектах Российской Федерации. В качестве исключений могут быть приведены подходы к определению нормативов, используемые в Сахалинской области (8 тыс. руб. в год), а также в Ханты-Мансийском автономном округе (4 406 руб. в год) и Камчатском крае (4 034 руб. в год). В данных регионах недофинансирование не носит столь существенного характера.

В остальных субъектах в нормативах учитывается не более четверти необходимых расходов на приобретение средств обучения, причем в отдельных субъектах данная часть расходов практически не финансируется. Так, например, норматив расходов на приобретение средств обучения школами в Ивановской области составляет всего 186 руб. на учащегося в год, а аналогичный норматив для детских садов в Республике Марий Эл — только лишь 50 руб. в год на воспитанника. В Республике Башкортостан и Тверской области рассматриваемые расходы вовсе не включаются в норматив.

 

Способы закупки учебников и учебных пособий

Закупка учебников и учебных пособий органами местного самоуправления, муниципальными бюджетными и казенными образовательными организациями осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»[16] (далее — Закон № 44-ФЗ).

Закупка может быть произведена органами местного самоуправления централизованно с целью обеспечения всех подведомственных муниципальных образовательных организаций необходимыми учебниками и учебными пособиями (централизованная закупка в соответствии со ст. 26 Закона № 44-ФЗ), либо произведена муниципальными образовательными организациями самостоятельно за счет средств, полученных из местных бюджетов на оказание муниципальных услуг.

Также Законом № 44-ФЗ предусмотрена возможность проведения совместных аукционов двумя и более заказчиками.

При описании объекта закупки в документации по закупке учебников Минэкономразвития России разъяснил о возможности указания в техническом задании наименования издательства, что не будет противоречить ст. 33 Закона № 44-ФЗ только в том случае, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки[17]. Однако в связи с тем, что перечень учебников и, соответственно, издательств ограничен федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253[18], другого варианта, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки учебников, не имеется.

Согласно ст. 25 Закона № 44-ФЗ при наличии у двух и более заказчиков (образовательных организаций, органов местного самоуправления) потребности в одних и тех же товарах (учебники и учебные пособия) такие заказчики вправе проводить совместные аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации[19] и Законом № 44-ФЗ. Контракт с победителем либо победителями совместного аукциона заключается каждым заказчиком самостоятельно. Причем в качестве заказчика могут выступать как муниципальные образовательные организации, так и органы местного самоуправления, проводя совместные закупки для нужд нескольких муниципальных образований.

Организатором совместного аукциона выступает один из заказчиков, которому другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение такого аукциона.

Организатор совместного аукциона утверждает состав комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением.

Стороны соглашения несут расходы на проведение совместного аукциона пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен контрактов, в целях заключения которых проводится совместный аукцион.

Помимо закупки конкурентными способами закупку учебников и учебных пособий, согласно ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, возможно осуществлять и у единственного поставщика в случаях, если:

- сумма закупки не превышает 100 тыс. руб. (п. 4). При этом годовой объем таких закупок, которые заказчик вправе осуществить, не должен превышать 2 млн руб. или не должен превышать 5 % совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб.;

- сумма закупки товара государственной или муниципальной образовательной организацией не превышает 400 тыс. руб. (п. 5). При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать 50 % совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 20 млн руб.;

- закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы (п. 13);

- это закупка печатных или электронных изданий (в том числе используемых в них программно-технических средств и средств защиты информации) определенных авторов у издателей таких изданий, когда указанным издателям принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование таких изданий, а также оказание услуг по предоставлению доступа к таким электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений (п. 14).

При этом, как справедливо отмечает А. Селезнева, для закупки по данному основанию поставщик должен подтвердить исключительные права на закупаемую продукцию. Для этого ему нужно предоставить патент, свидетельство, договор о распоряжении правами или иные документы правообладателя[20]. В качестве подтверждающего документа на исключительные права О. Л. Лобанова указывает гарантийное письмо и (или) список (реестр) договоров, заключенных с авторами, об исключительных правах на использование их печатных изданий, который является неотъемлемой частью заключаемого соглашения между заказчиком и издательством. В таком документе перечисляются:

- авторы и названия изданий;

- реквизиты договоров об исключительных правах;

- срок действия исключительных прав по договорам;

- территория распространения исключительных прав по договорам[21].

Таким образом, на уровне муниципальных образований закупки учебников и учебных пособий за счет средств субвенций из бюджетов субъектов Российской Федерации могут быть осуществлены с использованием централизованных схем, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, а также путем осуществления закупки у единственного поставщика. Кроме того, несколько муниципальных образований также могут проводить централизованные закупки учебников и учебных пособий на межмуниципальном уровне (сов местные аукционы).

  Какие учебники и учебные пособия подлежат закупке

Согласно частям 3, 4 ст. 18 и ч. 9 ст. 28 Закона об образовании учебные издания для использования в образовательной деятельности определяют образовательные организации. Школы выбирают учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; учебные пособия выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Конкретизация используемых учебников и учебных пособий зависит от реализуемой основной образовательной программы соответствующего уровня. Право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании принадлежит педагогу (п. 4 ч. 2 ст. 47 Закона об образовании). Таким образом, школьный педагогический коллектив формирует список учебников в зависимости от реализуемой образовательной программы из федерального перечня учебников, а при определении списка учебных пособий сверяет выпустившее его издательство с соответствующим перечнем организаций, осуществляющих выпуск допущенных учебных пособий,

 

Порядок определения потребности в закупке учебников и учебных пособий

Механизмы определения потребности в учебниках могут быть различными. Основная задача образовательной организации в данном случае —стопроцентное обеспечение обучающихся учебниками и учебными пособиями при освоении основных образовательных программ.

При этом, проверяя обеспеченность обучающихся учебниками и учебными пособиями в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий, в целях неукоснительного соблюдения действующего законодательства Рособрнадзор в письме от 6 марта 2015 г. № 01-50-89/05-1217[22] разъясняет, что обеспеченность учебниками, учебными пособиями предполагает:

1) обеспеченность учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам (выделено авт.) основной образовательной программы общего образования:

- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме (выделено авт.), достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана (выделено авт.) основной образовательной программы;

- доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР;

- наличие фонда дополнительной литературы;

- наличие учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;

2) при осуществлении лицензионного контроля — наличие печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам, в соответствии со ст. 18 Закона об образовании.

В случае установления факта неукомплектованности учебниками и учебными пособиями образовательных организаций при разрешении данного вопроса в судебном порядке суды выносят решения об устранении нарушения законодательства в части обеспечения учебниками и учебными пособиями обучающихся в полном объеме в соответствии с ФГОС.

Судебная практика показывает, что ссылки на недостаточность финансового обеспечения не принимаются судами в качестве основания для освобождения от обязанности полного укомплектования библиотеки необходимыми учебниками и учебными пособиями, а также от юридической ответственности за нарушение прав обучающихся.

Так, в ходе прокурорской проверки общеобразовательной организации Приморского края была установлена неполная укомплектованность библиотечного фонда школы. Прокурор обратился в суд с требованием о возложении обязанности обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда в соответствии с федеральным перечнем. Указанное требование было удовлетворено, так как факт неполной обеспеченности учащихся бесплатной учебной литературой подтвержден материалами дела и никем не оспаривался, а недостаток финансирования не должен нарушать законные права несовершеннолетних на получение гарантированного государством доступного общего образования[23]. В ходе проверки на предмет обеспеченности учебниками и учебными изданиями установлен факт несоответствия количества учебников, находящихся в библиотечном фонде школы, количеству, требуемому для проведения качественного и полноценного процесса обучения. Прокурор обратился в суд с требованием обязать муниципальное учреждение укомплектовать библиотечный фонд учебниками и учебными пособиями. Требование удовлетворено, поскольку неукомплектованность учебниками и учебными пособиями нарушает права учащихся муниципального учреждения на общедоступное и бесплатное образование, несовместимо с задачами общеобразовательных программ[24].

В ходе прокурорской проверки в Саратовской области было установлено, что своевременно не организовано приобретение для учащихся школы учебных пособий, обеспеченность учебниками учащихся не соответствует федеральным образовательным стандартам и требованиям к образовательному процессу. Прокурор обратился в суд с требованием о возложении обязанности на образовательное учреждение обеспечить укомплектованность библиотечного фонда. Указанное требование было удовлетворено в полном объеме[25]. Аналогичное решение было вынесено и в Челябинской области. Здесь суд обязал школу обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учебного учреждения учебниками и учебными пособиями, указав, что отсутствие либо недостаточное количество у школы, являющейся юридическим лицом, необходимых для этих целей денежных средств, правового значения для разрешения спора не имеет, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для ущемления гарантированных законом прав несовершеннолетних на общедоступное и бесплатное образование, а финансирование осуществляется за счет предусмотренных законом источников финансирования[26].

 

Обеспечение учащихся специальными учебниками и учебными пособиями

Вопрос обеспеченности специальными учебниками обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) является предметом особого внимания Минобрнауки России.

Это связано с утверждением и введением ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ФГОС НО ОВЗ), ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее — ФГОС у/o), а также с внесением изменений в имеющиеся ФГОС общего образования в части установления требований к результатам освоения адаптированных основных образовательных программ (далее — АООП). Специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья требуют специальных средств обучения. Структура требований к материально-техническим условиям реализации АООП по ФГОС НО ОВЗ и по ФГОС у/o включает в себя требования к специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся и позволяющим реализовывать выбранный вариант адаптированной программы.

Напомним, что образовательная организация может использовать только те учебники и учебные пособия, которые включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, который утвержден приказом Минобрнауки России. При этом общеобразовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации общеобразовательных программ, выбирает форму учебного издания.

Приказом Минобрнауки России от 18 июля 2016 г. № 870[27] в порядок формирования федерального перечня учебников внесены изменения, касающиеся специальных учебников. Теперь специальный учебник может быть включен в федеральный перечень, даже если он не имеет завершенной линии, что значительно увеличит количество и вариативность специальных учебников, рекомендуемых к использованию образовательными организациями.

Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2016 г. № 1677 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»[28] в федеральный перечень включены 10 новых специальных учебников.

Таким образом, на федеральном уровне созданы правовые основы для реализации основных адаптированных программ. В то же время аналитики в сфере образования констатируют, что нормативы обеспечения реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в общеобразовательных классах, позволяющие создавать условия для обучения ребенка с ОВЗ в рамках инклюзии, определены только в 18 субъектах Российской Федерации[29].

Государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297[30], предусмотрено предоставление за счет средств федерального бюджета субсидий на создание в образовательных организациях (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования. Средства федеральной субсидии и консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации могут использоваться в том числе и на приобретение учебников, учебных пособий, дидактических материалов для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью.

 

Обеспечение обучающихся рабочими тетрадями при реализации основных образовательных программ

За последние десятилетия рабочая тетрадь прочно вошла в процесс образовательной деятельности и наряду с учебником стала незаменимым средством обучения. В частности, в Методических рекомендациях по вопросам внедрения ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)[31] указывается, что материально-техническое обеспечение школьного образования обучающихся с ОВЗ должно отвечать не только общим, но и их специфическим образовательным потребностям, в том числе должно включать в себя учебники, рабочие тетради и дидактические материалы, отвечающие особым образовательным потребностям детей на каждой ступени образования в соответствии с выбранным уровнем и вариантом программы.

При этом правовой статус рабочей тетради в образовательной деятельности законодательно не урегулирован. По мнению О. И. Селивёрстовой, проблема связана с пробелами в правовом регулировании соответствующих общественных отношений в сфере образования и, как следствие, неправильными трактовкой и применением норм федерального законодательства на уровне субъектов Российской Федерации[32]. Автор указывает, что в соответствии с ГОСТ 7.60-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения» (введены в действие постановлением Госстандарта России от 25 ноября 2003 г. № 331-ст) (далее — ГОСТ), рабочая тетрадь отнесена к учебному пособию, имеющему особый дидактический аппарат и способствующему самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета. При этом согласно СанПиН 2.4.7.1166-02. «Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования. Санитарные правила и нормативы» (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 7 октября 2002 г.) (далее — СанПиН) индивидуальная рабочая тетрадь относится к практикумам. В рассматриваемом случае между нормами указанных правовых актов существует коллизия. Тем не менее, исходя из того, что ГОСТ устанавливает термины и определения понятий, употребляемых в области книгоиздания, а основное назначение СанПиНа — устанавливать гигиенические требования к этим книгоизданиям, при решении вопроса о том, какие именно издания относятся к учебным пособиям, следует руководствоваться ГОСТом.

В письме Минобрнауки России от 25 сентября 2014 г. № 08-ПГ-МОН-30770 «О рассмотрении обращения»[33] изложены основные подходы к решению вопроса об использовании рабочих тетрадей в процессе обучения и об источниках средств для их приобретения. Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России разъяснил, что рабочая тетрадь относится к учебным пособиям в соответствии с ГОСТ 7.60-2003. «Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения» (введен постановлением Госстандарта России от 25 ноября 2003 г. № 331-ст). В контексте ст. 35 Закона об образовании учебные пособия, как и учебники, предоставляются бесплатно в пользование (выделено авт.), то есть на время обучения. Тем самым министерство подчеркнуло особенность рабочей тетради как учебного пособия, которое не подлежит многократному использованию обучающимися и в необходимом для дальнейшего использования состоянии возвращено быть не может. При этом федеральным органом исполнительной власти указывается, что обеспечение учебниками и учебными пособиями обучающихся по основным общеобразовательным программам является расходным обязательством субъектов Российской Федерации (п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона об образовании). Общеобразовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации общеобразовательных программ (п. 9 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании). Вопрос обеспечения обучающихся учебниками и учебными пособиями в соответствии с указанным выше списком относится к компетенции общеобразовательной организации (п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании). Таким образом, в письме делается вывод о том, что решение о приобретении рабочих тетрадей принимается образовательной организацией исходя из целесообразности и эффективности использования средств, доведенных до нее. В то же время Минобрнауки обращает внимание на то, что педагогическими работниками школы в образовательном процессе могут использоваться различные методики обучения, которые позволяют достичь освоения обучающимся образовательной программы и без использования рабочих тетрадей.

Судебная практика показывает, что вопрос о финансовом обеспечении приобретения рабочих тетрадей за счет региональной субвенции решается не в пользу образовательных организаций. При этом суды, как правило, мотивируют отказ в удовлетворении исковых требований о финансовом обеспечении приобретения рабочих тетрадей следующими аргументами:

«Рабочие тетради не предусмотрены перечнем рекомендованных к использованию в образовательном процессе учебных пособий, приобретаемых за счет средств областного бюджета, в связи с чем школа не могла оформить заявку на данные тетради и обеспечить ими каждого ученика»[34];

«Рабочие тетради не предусмотрены учебными программами образовательного учреждения в качестве обязательного учебного издания»[35];

«Рабочие тетради не предназначены для многократного использования, поэтому они не могут являться предметом заказа и входить в состав библиотечного фонда библиотеки школы»[36];

«Ответчик финансируется из областного бюджета в пределах тех средств, которые предусмотрены областным бюджетом, полномочиями по выделению из бюджета области денежных средств не располагает»[37].

Таким образом, если не брать во внимание те случаи, когда школа не включила в состав методических комплексов по предметам обязательной части учебного плана рабочую тетрадь, но намерена или фактически использует ее на уроках, суды отказывают в удовлетворении исков о финансировании закупки, самостоятельно трактуя понятие «рабочая тетрадь» или основываясь на факте лимита бюджетных средств, выделяемых в качестве субвенции из регионального бюджета. Следует отметить, что в ряде регионов закупка рабочих тетрадей за счет субвенции осуществляется (Санкт-Петербург, Саха (Якутия), Ханты-Мансийский автономный округ и др.), также имеются случаи закупки рабочих тетрадей за счет средств муниципальных бюджетов.

Фактически получается, что использование рабочей тетради как средства обучения в образовательном процессе по основным образовательным программам зависит от финансового благополучия конкретного регионального или муниципального бюджета и сказывается на поддержании равенства прав обучающихся различных субъектов РФ.

 

Порядок комплектования школьных библиотек учебниками и учебными пособиями в целях реализации основных образовательных программ

Установление порядка проведения анализа укомплектованности школьных библиотек учебниками и учебными пособиями для реализации образовательных программ относится к компетенции самой образовательной организации (п.п. 2, 9 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании). В то же время, учитывая особенности осуществления бюджетирования и закупочной деятельности, четкая регламентация в данном вопросе — залог полной и своевременной комплектации библиотечного фонда. Наблюдаются два основных подхода в регламентации порядка комплектования библиотек необходимой учебной литературой — правовое регулирование на региональном или муниципальном уровне и общие методические рекомендации с целью унификации процессов формирования, использования и учета библиотечного фонда. Рассмотрим оба эти подхода.

В 2017 году Информационный центр «Библиотека имени К. Д. Ушинского» РАО разработал Методические рекомендации по пополнению фондов образовательной организации, реализующей основные образовательные программы общего образования (далее — Рекомендации)[38]. Актуальность разработки Рекомендаций обусловлена особенностями организации библиотечного дела в общеобразовательных организациях, необходимостью определения единых подходов к вопросам пополнения их фондов. Документ содержит перечень основных понятий, в том числе таких, как «учебник», «учебное пособие», «рабочая тетрадь», «хрестоматия», «практикум», состав библиотечного фонда, основные этапы пополнения библиотечных фондов, проверку библиотечного фонда и оценку библиотечного фонда. Пункт 3.3.4 Рекомендаций регламентирует комплектование специализированного фонда, то есть учебного фонда, а п. 3.3.5 предлагает общий алгоритм работы по комплектованию фонда учебной литературой (выделено авт.). Он включает в себя следующие этапы:

1. Разработка и утверждение локальных актов школы (положений), регламентирующих порядок формирования, комплектования и организации фонда учебников и обеспечения обучающихся учебниками и учебными пособиями на основании п. 1 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании.

2. Закрепление обязанностей по формированию учебного фонда за всеми участниками процесса.

3. Информирование педагогов об актуальном Федеральном перечне учебников (далее — ФПУ), изменениях, вносимых в него, а также новых учебных пособиях на педагогических совещаниях, методических объединениях.

4. Работа педагогического коллектива с ФПУ по выбору учебников, необходимых для реализации образовательной программы (ч. 4 ст. 47 Закона об образовании).

5. Определение и утверждение списка учебников и учебных пособий (в том числе определение необходимых электронных форм учебников), необходимых для реализации основной образовательной программы образовательной организации на учебный год по каждому предмету для каждого класса (п. 9 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании).

6. Мониторинг фонда учебников по количественным и качественным показателям проводится на основании Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда (приказ Минкультуры РФ от 8 октября 2012 г. № 1077[39]), с указанием определенных сведений (см. ниже).

7. Формирование, утверждение высшим органом управления школой и закрепление приказом директора школы перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году, в соответствии с основной образовательной программой общеобразовательной организации, в том числе учебников, учебных пособий, дидактических материалов для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью (ч. 4 ст. 12, ч. 4 ст. 18 Закона об образовании).

8. Предоставление перечня учебников (бланка-заказа) педагогическому совету на согласование и утверждение его руководителем образовательной организации.

Оформление табличного варианта бланка заказа на учебники осуществляется на основе действующего ФПУ. На бланке заказа в верхнем правом углу располагается гриф «Утверждаю» с ФИО директора школы, с датой, подписью и печатью.

В Рекомендациях указывается, что для создания библиотечного фонда учебников долгосрочного пользования необходимо формировать список учебников для заказа на принципах системного, планового подхода с учетом перспективы и преемственности реализации образовательных программ.

Помимо алгоритма комплектования библиотечных фондов учебной литературой Рекомендации содержат порядок учета и обработки специализированного фонда. Фонд школьных учебников — специализированный (учебный) фонд — учитывается и хранится отдельно от основного библиотечного фонда. Учет учебного фонда должен способствовать его сохранности, правильному формированию и использованию, отражать поступление, выбытие, общую численность учебников и распределение их по классам школы. На основе учетных документов осуществляется контроль за сохранностью фонда, проверка и передача его от одного работника другому, ведется статистическая отчетность. Документы учебного фонда могут выдаваться на читательский формуляр педагога, классного руководителя или обучающегося. Конкретный подход школы к вопросу выдачи документов учебного фонда закрепляется в локальном акте (положении, правилах пользования).

Как правило, учебники выдаются на год или на период изучения конкретной части учебника.

Пример регионального регулирования порядка комплектования школьного библиотечного фонда учебниками и учебными пособиями

Порядок организации обеспечения муниципальных образовательных организаций и государственных образовательных организаций области, подведомственных Департаменту образования области, учебниками и учебными пособиями, утвержден приказом Департамента образования Вологодской области от 18 мая 2016 г. № 1379[40].

В соответствии с указанным порядком образовательные организации:

- назначают лиц, ответственных за обеспечение образовательной организации учебниками и учебными пособиями;

- определяют обеспеченность обучающихся образовательной организации учебниками и учебными пособиями в соответствии с требованиями ФГОС;

- проводят инвентаризацию библиотечных фондов учебников и учебных пособий, а также анализируют состояние обеспеченности фондов библиотек образовательных организаций учебниками и учебными пособиями в соответствии с контингентом обучающихся (муниципальные образовательные организации передают результаты инвентаризации в соответствующее Управление образования, а государственные образовательные организации — в Вологодский институт развития образования (далее — ВИРО);

- обеспечивают достоверность информации об имеющихся в фондах библиотек образовательных организаций учебниках и учебных пособиях;

- формируют информацию о потребности в приобретении учебников и учебных пособий в соответствии со списком учебников и учебных пособий, при этом решение о приобретении учебных пособий принимается образовательной организацией исходя из целесообразности и эффективности использования средств, доведенных до образовательной организации (выделено авт.);

- приобретают учебники и учебные пособия в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ и в рамках средств, предусмотренных законом области об областном бюджете на очередной финансовый год (муниципальные образовательные организации — за счет средств в составе субвенций бюджетам муниципальных образований на обеспечение дошкольного образования и общеобразовательного процесса в муниципальных образовательных организациях области; бюджетные государственные образовательные организации — за счет средств в виде субсидий; казенные государственные образовательные организации — за счет средств на закупку товаров, работ, услуг);

- в случае нарушения сроков поставки учебников и учебных пособий обеспечивают организацию обучения обучающихся по основным общеобразовательным программам с учетом имеющихся учебников и учебных пособий в библиотеке образовательной организации;

- осуществляют контроль за сохранностью учебников и учебных пособий, выданных обучающимся для пользования, а также за максимальным использованием ресурсов обменного фонда.

Полномочия управлений образования:

- назначают должностное лицо, ответственное за обеспечение подведомственных муниципальных образовательных организаций учебниками и учебными пособиями;

- организуют анализ обеспеченности подведомственных муниципальных образовательных организаций учебниками и учебными пособиями на уровне муниципального района (городского округа) и представляют информацию о потребности подведомственных муниципальных образовательных организаций в приобретении учебников и учебных пособий в ВИРО;

- на основе анализа данных мониторинга обеспеченности подведомственных муниципальных образовательных организаций учебниками и учебными пособиями формируют муниципальную базу данных имеющихся учебников и учебных пособий с целью регулирования процедуры передачи и приема учебников из одной муниципальной образовательной организации в другую;

- формируют и направляют в ВИРО сводную потребность муниципального района (городского округа) в учебниках и учебных пособиях в соответствии с требованиями ФГОС;

- обеспечивают закупку учебников и учебных пособий в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ;

- приобретают учебники и учебные пособия за счет средств в составе субвенций бюджетам муниципальных образований на обеспечение дошкольного образования и общеобразовательного процесса в муниципальных образовательных организациях области в рамках средств, предусмотренных законом области об областном бюджете на очередной финансовый год;

- обеспечивают доставку и распределение учебников и учебных пособий в соответствии с потребностью подведомственных муниципальных образовательных организаций;

- информируют ВИРО о ходе закупок учебников и учебных пособий.

Полномочия ВИРО:

- определяет лиц, ответственных за координацию работы по взаимодействию с лицами, ответственными за обеспечение образовательных организаций учебниками и учебными пособиями в муниципальных образовательных организациях, государственных образовательных организациях, управлениях образований, а также по вопросам приобретения учебников и учебных пособий;

- организует проведение мониторинга обеспеченности образовательных организаций учебниками и учебными пособиями;

- проводит анализ стоимости учебников и учебных пособий в разрезе издателей, которым принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование таких изданий (выделено авт.);

- размещает информацию о стоимости учебников и учебных пособий в разрезе издателей, которым принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование таких изданий, на сайте ВИРО;

- составляет сводную по области потребность в приобретении учебников и учебных пособий муниципальными образовательными организациями и государственными образовательными организациями и направляет ее в Департамент образования области;

- организует анализ состояния фондов учебников библиотек государственных образовательных организаций и координирует проведение анализа фондов учебников библиотек муниципальных образовательных организаций;

- осуществляет мониторинг хода закупок учебников и учебных пособий в разрезе муниципальных районов (городских округов) области.

Полномочия Департамента образования области:

- на основании предложений ВИРО определяет суммарную потребность муниципальных образовательных организаций, а также государственных образовательных организаций в финансовых средствах на приобретение учебников и учебных пособий в очередном учебном году;

- направляет средства на учебники и учебные пособия, предусмотренные законом области об областном бюджете на очередной финансовый год для муниципальных образовательных организаций в составе субвенций бюджетам муниципальных образований на обеспечение дошкольного образования и общеобразовательного процесса в муниципальных образовательных организациях области (в объеме, рассчитанном на основании заявок муниципальных районов (городских округов) области на приобретение учебников и учебных пособий, сбор которых осуществило ВИРО); для бюджетных государственных образовательных организаций в виде субсидий; для казенных государственных образовательных организаций в виде средств на закупку товаров, работ, услуг).

Таким образом, на примере регионального регулирования порядка комплектования школьного библиотечного фонда учебниками и учебными пособиями очевидно, какую значимую роль играет вопрос обеспечения образовательных организаций учебниками и учебными пособиями для планирования расходных обязательств региона.

Механизм комплектования библиотечных фондов включает в себя деятельность четырех субъектов:

1) образовательных организаций,

2) муниципальных управлений образованием,

3) департамента образования области,

4) областного института развития образования.

При этом центром планирования и мониторинга закупочной деятельности, а также анализа текущей ситуации с обеспеченностью учебниками становится институт.


Литература

1. Анализ нормативного подушевого финансирования общего образования в субъектах Российской Федерации / И. В. Абанкина, М. Ю. Алашкевич, В. А. Винарик, П. В. Деркачев, С. С. Славин, Л. М. Филатова; НИУ «ВШЭ», Институт образования. — М. : НИУ «ВШЭ», 2016. — 64 с.

2. Абанкина, И. В. Справедливость нормативного подушевого финансирования образования в России / И. В. Абанкина, М. Ю. Алашкевич, С. Л. Баринов, П. В. Деркачев, Н. В. Родина, И. А. Кравченко, М. В. Меркулов, С. С. Славин; под общ. ред.: И. М. Гумерова. — М. : НИУ «ВШЭ», 2017. — Вып. 2(10). — 119 с.

3. Иванченко, Д. А. Методические рекомендации по пополнению фондов школьной библиотеки Информационного центра «Библиотека имени К. Д. Ушинского» Российской академии образования от 31.05.2017 / Д. А. Иванченко, Т. Д. Жукова, А. М. Харитонова, И. В. Булавкина, И. В. Березина, Е. А. Илюшина, Л. В. Кузнецова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fpu.edu.ru/files/contentfile/154/metodicheskie-rekomendacii-v-regiony-31-05-2017.pdf.

4. Лобанова, О. Л. Особенности закупок для нужд образовательных учреждений / О. Л. Лобанова // Советник в сфере образования. — 2014. — № 3. — С. 21–25.

5. Селезнева, А. Как не ошибиться при госзакупках по Закону № 44-ФЗ / А. Селезнева // Справочник руководителя образовательного учреждения. — 2016. — № 6. — С. 22–26.

6. Селивёрстова, О. И. Правовые проблемы реализации отдельных полномочий государственных органов в сфере общего образования / О. И. Селивёрстова // Ежегодник российского образовательного законодательства. — 2016. — Т. 11. — С. 113–125.

[1] (Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 фев. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля. 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.

[2] Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 35, ст. 4135.

[3] Документ опубликован не был [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[4] Вопрос 24 письма Минобрнауки России от 26 сент. 2017 г. № МОН-П-4472 «О направлении ответов на вопросы». Документ опубликован не был [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[5] [Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ : принят Гос. Думой 17 июля 1998 г. : по состоянию на 28 дек. 2017 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3823.

[6] См. письма Минобрнауки России от 1 окт. 2013 г. № 08-1408 и от 31 июля 2014 г. № 08-1002. Документы опубликованы не были [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[7] См приказ Минобрнауки России от 17 окт. 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 нояб. 2013 г., рег. № 30384) // Российская газета. 2013. 25 нояб.

[8] См. приказ Минобрнауки России от 6 окт. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 22 дек. 2009 г., рег. № 15785) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 12.

[9] См. приказ Минобрнауки России от 17 дек. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 1 фев. 2011 г., рег. № 19644) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 9.

[10] См. приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. №  413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012 г., рег. № 24480) // Российская газета. 2012. 21 июня.

[11] О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Мос. обл., обеспечении дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Мос. обл. за счет средств бюджета Московской области в 2018 году : закон Московской области от 4 дек. 2017 г. № 205/2017-ОЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[12] О финансовом обеспечении реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2018 году : Закон Московской области от 4 дек. 2017 г. № 206/2017-ОЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[13] Об утверждении нормативов финансирования и Методики расчета объема субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях : постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 12 мая 2016 г. № 153 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[14] О субвенциях, предоставляемых из областного бюджета Ульяновской области бюджетам муниципальных районов и городских округов Ульяновской области в целях обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях : Закон Ульяновской области от 2 дек. 2013 г. № 229-ЗО [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[15] Анализ нормативного подушевого финансирования общего образования в субъектах Российской Федерации / И. В. Абанкина, М. Ю. Алашкевич, В. А. Вина-рик, П. В. Деркачев, С. С. Славин, Л. М. Филатова; НИУ «ВШЭ», Институт образования. М. : НИУ ВШЭ, 2016. 64 с;. Современная аналитика образования. № 6. С. 23–24.

[16] [Принят Гос. Думой 22 марта 2013 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 14, ст. 1652.

[17] См. пункт 17 приложения к письму Минэкономразвития России от 30 сент. 2014 г. № Д28И-1889 «О направлении ответов на поступившие вопросы». Документ опубликован не был [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[18] Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования : приказ Минобрнауки России от 13 марта 2014 г. № 253 // Вестник образования, 2014. № 11–12.

[19] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : [федер. закон от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ : принят Гос. Думой 21 окт. 1994 г. : по состоянию на 29 дек. 2017 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32, ст. 3301.

[20] См.: Селезнева А. Как не ошибиться при госзакупках по Закону № 44-ФЗ // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2016. № 6. С. 22.

[21] См.: Лобанова О. Л. Особенности закупок для нужд образовательных учреждений // Советник в сфере образования. 2014. № 3. С. 23.

[22] Документ опубликован не был [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[23] Определение Приморского краевого суда от 22 окт. 2014 г. по делу № 33-9404 [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. Раздел «Суды общей юрисдикции». Режим доступа: http://sudact.ru.

[24] Определение Приморского краевого суда от 7 апр. 2015 г. по делу № 33-2849 [Электронный ресурс] // Там же.

[25] Апелляционное определение Саратовского областного суда от 5 июля 2017 г. № 33-4955/2017 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[26] Апелляционное определение Челябинского областного суда от 24 фев. 2015 г. по делу № 11-2645/2015 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[27] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016. № 35.

[28] Кодификация РФ. Действующее законодательство Российской Федерации. Раздел «Документы Министерства образования и науки Российской Федерации». Режим доступа: http://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-

29.12.2016-N-1677.

[29] Справедливость нормативного подушевого финансирования образования в России. Вып. 2(10). М. : НИУ «ВШЭ», 2017. С. 6 : эл. версия. Режим доступа:https://publications.hse.ru/books/206160331.

[30] Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 49, ст. 6987.

[31] Письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/8021.

[32] См.: Селивёрстова О. И. Правовые проблемы реализации отдельных полномочий государственных органов в сфере общего образования // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2016. Т. 11. С. 116.

[33] Документ официально опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[34] Апелляционное определение Архангельского областного суда от 8 апр. 2013 г. № 33-2014/2013 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[35] Апелляционное определение ВС Республики Коми от 22 мая 2014 г. по делу № 33-2365/2014г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[36] Там же

[37] Апелляционное определение Псковского областного суда от 18 марта 2014 г. № 33-362/2014 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[38] Режим доступа: http://fpu.edu.ru/files/contentfile/154/metodicheskie-rekomendacii-v-regiony-31-05-2017.pdf.

[39] Российская газета. 2013. 22 мая.

[40] [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».



Возврат к списку