Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  


Козырин А.Н., Трошкина Т.Н., Ялбулганов А.А.


Образовательное право как учебная дисциплина


Нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, насчитывает сегодня уже не сотни, а тысячи актов. Очевидно, что такой обширный нормативный массив нуждается в постоянном изучении.

Исследования, которые ведутся в этой области рядом ученых, появление учебников, учебных пособий и комментариев к образовательному законодательству дают основание говорить о начале формирования самостоятельного направления юридической науки – образовательного права.

До 1990-х годов в отечественной юридической науке комплексные исследования образовательных правоотношений практически отсутствовали. Вопросы образования изучались преимущественно в рамках административного права под углом зрения государственного управления в этой области.

Ценность образовательного права состоит, на наш взгляд, во-первых, в той поддержке, которую наука может и должна оказать при осуществлении нормотворческой и правоприменительной деятельности. Принцип научности становится необходимым условием эффективности управления образованием и результативности государственной образовательной политики.

Для того чтобы выполнять эту миссию, наука должна «опережать» законодательство, выявлять «проблемные» и «слабые» места, содействовать его совершенствованию и определять пути дальнейшего развития. И здесь исследователям, занимающимся образовательным правом, предстоит еще многое сделать, чтобы их работы не представляли собой простой пересказ действующих нормативных правовых актов.

Во-вторых, образовательное право как отрасль (раздел, направление) юридической науки призвано содействовать проведению в России образовательной реформы, помочь дальнейшему развитию педагогического образования, решению одной из актуальных проблем российского образования – формированию современного корпуса педагогических кадров для школ и университетов.

Ценность образовательного права проявляется также на фоне задачи повышения эффективности государственного и общественного контроля за соблюдением законности в сфере образования. В этой связи изучение образовательного права помогает создать новые возможности для самозащиты прав и законных интересов обучающихся.

Развитие науки неизбежно приводит к вопросу о необходимости передачи соответствующего знания. Образовательное право начинают изучать в учебных заведениях. Формируется еще одна ипостась образовательного права – одноименная учебная дисциплина.

Ниже приводится программа учебной дисциплины «Образовательное право», подготовленная сотрудниками Института публично-правовых исследований в рамках исследовательского проекта «Понятие, предмет, система и источники образовательного права: к формированию учебно-методической базы курса «Образовательное право»» (по федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы).

Цель учебной дисциплины – познакомить студентов с базовыми понятиями и категориями образовательного права, с основными положениями образовательного законодательства Российской Федерации и международно-правовыми стандартами регулирования образовательных отношений.

Изучение дисциплины нацелено на:

- уяснение механизма нормативно-правового регулирования образовательных отношений в Российской Федерации, а также международно-правовых стандартов в сфере образования;

- изучение основных институтов образовательного права и особенностей систематизации образовательного законодательства в Российской Федерации;

- выявлению основных направлений совершенствования правового регулирования отношений в сфере образования;

– анализ правоприменительной (административной и судебной) практики, сложившейся в сфере образовательных отношений;

– исследование основных характеристик образовательной реформы, проводимой в Российской Федерации;

- изучение влияния международно-правовых актов на развитие образовательного законодательства Российской Федерации;

- выявление тенденций развития законодательства субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления в сфере образования;

- исследование важнейших институциональных и правовых последствий вхождения Российской Федерации в Болонский процесс и анализ организационно-правовых основ формирования единого европейского образовательного пространства;

- знакомство студентов с основными тенденциями развития образовательного законодательства зарубежных стран.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать основы теории образовательного права; базовые категории и понятия образовательного права; основные нормативные акты, регулирующие образовательные отношения и деятельность образовательных учреждений, органов управления и иных участников отношений в сфере образования; международно-правовые стандарты в сфере образования, а также основные характеристики Болонского процесса и особенности участия Российской Федерации в формировании единого европейского образовательного пространства; основы нормативно-правового регулирования экономических (хозяйственных), финансовых и управленческих (административных) аспектов образовательной деятельности;

уметь анализировать механизм и гарантии реализации конституционного права каждого на образование, правовой статус участников образовательных правоотношений; самостоятельно разбирать практическую ситуацию в виде конкретного спора между участниками образовательных правоотношений, сформулировать правовую позицию в интересах соответствующей стороны, обосновать и защитить ее;

иметь представление о практике применения образовательного законодательства, а также об основных проблемах теории образовательного права;

обладать навыками работы с нормативными актами, позволяющих использовать их в практической деятельности.

Содержание программы «Образовательное право»

Тема 1. Понятие образовательного права

Образовательное право как отрасль законодательства. Место образовательного законодательства в правовой системе Российской Федерации. Наука образовательного права. Учебная дисциплина «Образовательное право».

Предмет образовательного права. Образование и образовательные отношения. Образовательные отношения и отношения в сфере образования. Образовательное правоотношение и его структура. Особенности образовательного правоотношения. Специфика взаимоотношений между обязанными и управомоченными субъектами образовательных правоотношений.

Принципы образовательного права. Общеправовые и специальные принципы образовательного права.

Образовательное право и образовательная реформа. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года как основа реформирования образования.

Болонский процесс и формирование образовательного законодательства Российской Федерации.

Особенности образовательного права в зарубежных странах. Унификация и гармонизация образовательного законодательства.

Тема 2. Источники образовательного права

Понятие источника образовательного права. Система источников образовательного права.

Конституционные основы образовательного права. Конституция Российской Федерации о праве каждого на образование.

Законодательство об образовании и гарантии прав граждан на образование. Задачи законодательства Российской Федерации об образовании.

Законодательство об образовании и нормы международного права. Международные договоры Российской Федерации и общепризнанные принципы и нормы международного права в системе источников образовательного права. Акты ООН, регулирующие отдельные аспекты образовательных отношений. Правовые акты Совета Европы. Документы СНГ об образовании.

Понятие и состав законодательства Российской Федерации об образовании. Закон Российской Федерации «Об образовании». Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Федеральный закон «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете». Нормы образовательного права в актах смежных отраслей законодательства.

Проблемы систематизации законодательства об образовании. Дискуссии о кодификации образовательного права. Проекты Кодекса Российской Федерации «Об образовании». Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Подзаконные нормативные акты в системе источников образовательного права. Нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ по вопросам образования. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Региональные источники образовательного права. Законы субъектов Российской Федерации об образовании.

Нормативные правовые акты муниципальных образований в сфере образования.

Судебно-арбитражная практика в механизме правового регулирования образовательных отношений. Позиция Конституционного суда РФ по спорам в сфере образования.

Тема 3. Объект образовательного правоотношения

Понятие объекта образовательных отношений. Знания, умения, навыки и общая культура обучающихся.

Государственные образовательные стандарты. Федеральный компонент. Региональный (национально-региональный) компонент. Компонент образовательного учреждения. Специальные образовательные стандарты. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов.

Базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации с учетом направления, наименования образовательной программы, квалификации, формы обучения, срока обучения. Инвариантная и вариативная части базисного учебного плана.

Государственные образовательные стандарты профессионального образования и их структура.

Образовательные программы. Понятие, правовая природа и структура образовательной программы. Классификация образовательных программ. Модифицированные образовательные программы. Ускоренная образовательная программа. Основная и дополнительная образовательная программа.

Формы реализации образовательной программы. Образовательный модуль. Образовательный блок.

Формы получения образования. Получение образования в образовательном учреждении. Очная, очно-заочная (вечерняя), заочная формы получения образования. Получение образования вне образовательного учреждения. Семейное образование. Самообразование. Экстернат. Квалификации и специальности, получение которых не допускается в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната.

Уровни образования. Образовательный уровень (ценз). Основное общее образование. Среднее (полное) общее образование. Начальное профессиональное образование. Среднее профессиональное образование. Высшее профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образование (докторантура, аспирантура, адъюнктура, ординатура). Документы о соответствующем уровне образования.

Дополнительное образование. Дополнительные образовательные программы. Дополнительные образовательные услуги.

Тема 4. Участники образовательных правоотношений

Субъектный состав образовательных правоотношений. Правовой статус субъектов образовательных отношений. Обязанные и управомоченные субъекты.

Основные права, обязанности и ответственность обучающихся (воспитанников). Социальная защита обучающихся (воспитанников). Охрана здоровья обучающихся (воспитанников). Права, обязанности и ответственность родителей и иных законных представителей несовершеннолетних обучающихся (воспитанников).

Педагогические и иные работники образовательного учреждения (организации). Основания и условия ведения педагогической деятельности в образовательных учреждениях (организациях). Основания недопущения лиц к ведению педагогической деятельности. Права, обязанности и ответственность педагогических работников образовательного учреждения (организации). Социальная защита педагогических и иных работников образовательных учреждений (организаций).

Образовательные учреждения (организации). Организационно-правовые формы и типы образовательных учреждений (организаций). Учредители образовательных учреждений (организаций). Учредительный договор. Права, обязанности и ответственность образовательного учреждения (организации).

Порядок создания и регистрации образовательного учреждения (организации). Лицензирование образовательной деятельности. Приостановление и аннулирование лицензии образовательного учреждения (организации). Лишение образовательного учреждения (организации) государственной аккредитации.

Реорганизация и ликвидация образовательного учреждения (организации).

Тема 5. Правовые основы управления системой образования

Понятие, цели и принципы управления системой образования.

Управление системой образования на федеральном уровне. Компетенция Российской Федерации в сфере образования. Государственные органы управления образованием на федеральном уровне. Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление ведомственными образовательными учреждениями. Компетенция федеральных органов управления образованием.

Управление системой образования на уровне субъекта Российской Федерации. Компетенция субъекта Федерации в сфере образования. Региональные органы управления образованием и их компетенция.

Органы управления образованием субъекта Российской Федерации и их компетенция.

Муниципальные органы управления образованием и их компетенция.

Органы управления образованием и государственно-общественные и общественные организации (объединения).

Управление развитием системы образования. Государственная политика в сфере образования. Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации. Федеральная программа развития образования. Программы развития образования субъектов Российской Федерации. Программы развития образования местного (муниципального) уровня.

Контроль в системе управления образованием. Государственный контроль условий и качества образования. Основные инструменты контроля: инспекционно-контрольная деятельность, лицензирование, аттестация, государственная аккредитация образовательных учреждений (организаций).

Информационное обеспечение управления системой образования. Мониторинг в системе образования. Учет и отчетность в системе образования.

Совершенствование правового обеспечения управления системой образования.

Тема 6. Правовые основы управления образовательным учреждением

Принципы управления образовательным учреждением. Единоначалие. Самоуправление. Особенности управления высшим учебным заведением. Автономия высших учебных заведений и академические свободы.

Органы самоуправления образовательным учреждением. Общее собрание (конференция) коллектива образовательного учреждения. Совет образовательного учреждения. Попечительский совет. Ученый совет. Педагогический совет. Порядок формирования и компетенция органов самоуправления образовательного учреждения.

Органы управления образовательным учреждением. Заведующий, директор, ректор, иной руководитель (администратор) образовательного учреждения. Особенности организации управления высшим учебным заведением. Президент вуза. Порядок формирования и компетенция органов управления образовательного учреждения.

Устав образовательного учреждения и разграничение полномочий между советом образовательного учреждения и руководителем образовательного учреждения.

Особенности управления военными образовательными учреждениями.

Университетский комплекс. Соотношение понятий «университет», «университетский комплекс» и «университетский округ». Цели создания, задачи, принципы и порядок формирования и функционирования университетских комплексов. Сущность университетского комплекса.

Национальные исследовательские университеты. Понятие и особенности правового статуса.

Управление негосударственным образовательным учреждением. Учредитель. Попечительский совет. Порядок формирования схемы внутреннего управления негосударственным образовательным учреждением.

Тема 7. Правовые основы экономических и трудовых отношений в сфере образования

Отношения собственности в системе образования. Права образовательного учреждения на пользование финансовыми и материальными средствами. Право распоряжения образовательными учреждениями доходами от самостоятельной экономической деятельности, приносящей прибыль. Предпринимательская и иная приносящая доход деятельность образовательного учреждения. Платные дополнительные образовательные услуги государственного и муниципального образовательных учреждений. Платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения. Договор о предоставлении платного образования. Имущественная ответственность образовательных учреждений при невозможности предоставления платного образования. Возмещение вреда, причиненного ненадлежащим исполнением договора о предоставлении платного образования.

Внешнеэкономическая деятельность образовательного учреждения.

Предпринимательская деятельность педагогических работников. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность.

Финансовое обеспечение образовательного процесса. Особенности заключения и прекращения трудового договора с работниками высших учебных заведений.

Понятие и принципы финансирования образовательных учреждений. Бюджетное финансирование образовательных учреждений. Гарантии финансирования образовательного учреждения. Внебюджетное финансирование образовательного учреждения.

Правовое регулирование инвестиций в сферу образования. Финансовое обеспечение инновационных процессов в образовании.

Налоговая политика государства в сфере образования. Налогообложение образовательных учреждений.

Финансовый контроль в сфере образования.

Особенности регулирования труда педагогических работников. Право на занятие педагогической деятельностью и механизм его реализации. Особенности заключения и прекращения трудового договора с работниками высших учебных заведений.

Трудовое законодательство о продолжительности трудового времени педагогических работников.

Оплата труда работников образовательного учреждения. Фонд оплаты труда работников образовательного учреждения. Должностной оклад (ставка). Доплаты, надбавки, премии и другие меры материального стимулирования. Трудовой договор (контракт) и условия оплаты труда работников образовательного учреждения.



[1] Статья подготовлена в рамках исследовательского проекта "Понятие, предмет, система и источники образовательного права: к формированию учебно-методической базы курса "Образовательное право"" по федеральной целевой программе "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы.


Возврат к списку