Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  


Селиверстова О.И.,
научный сотрудник Федерального центра образовательного законодательства

Реализация образовательных программ в области искусства: проблемы правового регулирования


В настоящее время продолжается общественное обсуждение проекта Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Законопроект). Представители общественности указывают на то, что Законопроект не учитывает в достаточной мере специфику образования в сфере искусства.

Обозначены следующие проблемы, связанные с особенностями реализации профессиональных образовательных программ в сфере искусства:

ранняя профессионализация детей и необходимость выявления художественно одаренных детей;

приём абитуриентов в высшие и средние специальные образовательные учреждения на основе, как результатов ЕГЭ, так и результатов испытаний творческой направленности;

определение уровня квалификации по отдельным направлениям подготовки в сфере искусства;

гарантии получения второго высшего образования в отдельных видах искусства за счёт государства;

учёт специфики подготовки педагогических кадров в сфере искусства;

статус образовательных организаций высшего образования, реализующих профессиональные образовательные программы в области искусства в системе образовательных организаций высшего образования.

Рассмотрим каждую из указанных проблем.

1) Одним из поводов для беспокойства общественности является положение Законопроекта, отменяющее раннюю профессионализацию детей. В действительности, проблема ранней профессионализации детей по образовательным программам в сфере искусств касается лишь небольшого количества так называемых «нетиповых» учреждений, в которые приём детей осуществляется, начиная с 6 лет.

В Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, одобренной Распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 1244 [1] указано, что «по большинству направлений подготовки в области музыкального, изобразительного, хореографического и циркового искусств начало профессиональной подготовки начинается в раннем возрасте в силу требований этих искусств к психофизиологии обучающегося».

В соответствии со ст. 23 Закона Российской Федерации «Об образовании» 1992 г. [2] (далее – Закон об образовании) обучению по образовательной программе среднего профессионального образования должно предшествовать получение как минимум основного общего образования. Таким образом, правовой статус тех учреждений, в которых обучение детей начинается с раннего возраста (школ-одиннадцатилеток (колледжей) при консерваториях, хореографических, хоровых училищ) остаётся не урегулированным.

Попыткой заполнить этот правовой пробел стала подготовка проекта Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (в части среднего профессионального образования в области искусства) № 272334-5 [3], в соответствии с которым предлагалось ввести новый тип образовательного учреждения - учреждение среднего профессионального образования для детей, проявивших выдающиеся способности в области музыкального, хореографического, изобразительного искусства. Предполагалось, что в указанных образовательных учреждениях граждане РФ на основе индивидуального отбора будут иметь право на получение начального общего, основного общего и среднего профессионального образования. Но проект так и не был принят [4].

В настоящее время в обсуждаемом Законопроекте проблема ранней профессионализации детей решена лишь частично. Пунктом 4 ст. 132 Законопроекта по состоянию на 1 декабря 2010 года [5] установлено, что «в профессиональную организацию для обучения по интегрированным программам в области искусства среднего профессионального образования в области искусства в случае, если это обусловлено спецификой образовательной программы, могут приниматься граждане на базе начального общего образования», то есть после 4-го класса.

Данное положение снимает неопределённость правового статуса только тех образовательных учреждений, профессиональное обучение в которых начинается с пятого класса. К ним относятся хореографические училища. При этом не урегулированным остаётся правовое положение музыкальных школ-одиннадцатилеток (колледжей) и иных «нетиповых» учреждений, обучение детей в которых начинается с шести-семи лет. В таком возрасте дети ещё не имеют начального общего образования, поэтому существует необходимость на законодательном уровне закрепить право на реализацию указанными учреждениями программ начального общего образования.

2) Специалисты и представители общественности указывают на проблему отсутствия в Законопроекте такой категории как «творческий конкурс», который должен проводиться для абитуриентов образовательных учреждений сферы искусства.

Тем не менее, и в действующем законодательстве, и в Законопроекте используется такое понятие как «вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности», которое, по сути, является синонимом «творческого конкурса». Статья 11 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [6] предусматривает, что «при приёме в государственные и муниципальные высшие учебные заведения для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия у поступающих лиц определённых творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, указанные высшие учебные заведения вправе проводить по предметам, по которым не проводится единый государственный экзамен, дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, результаты которых учитываются наряду с результатами единого государственного экзамена при проведении конкурса».

Законопроект конкретизирует условия приёма для обучения по образовательным программам в области искусства. Статья 132 Законопроекта устанавливает, что при приёме в образовательную организацию для обучения по основным профессиональным образовательным программам высшего образования в области искусства образовательной организацией проводятся дополнительные вступительные испытания творческой направленности, результаты которых учитываются наряду с результатами единого государственного экзамена при проведении конкурса.

Таким образом, специфика профессионального образования в сфере искусства проявляется при приёме абитуриентов в высшие образовательные учреждения, где результаты единого государственного экзамена абитуриента являются необходимым, но не определяющим элементом. Законодательством Российской Федерации по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия у поступающих лиц определённых творческих способностей, предусмотрены испытания творческой направленности. В сфере искусства именно они являются основными, поскольку позволяют выявить у абитуриентов необходимые творческие способности, умения и физические данные.

3) Озабоченность общественности вызывает проблема определения уровня квалификации по отдельным направлениям подготовки в сфере искусства.

В Законопроекте предусмотрено, что в области искусства, помимо прочих, реализуются такие основные образовательные программы высшего образования, как программы бакалавриата, подготовки специалиста и магистратуры.

Действующее законодательство уже сейчас по определённым специальностям в области искусства освобождает от необходимости деления выпускников на бакалавров и магистров. Так, в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию, утверждённым Постановлением Госстандарта России от 30 сентября 2003 г. № 276-ст (далее - ОКСО) [7] уровень квалификации по специальностям «Актёрское искусство», «Режиссура театра» и т.п. - дипломированный специалист. Соответственно наименование квалификаций по специальности «Актёрское искусство» - «Актёр», «Артист эстрады» и т.д.; по специальности «Режиссура театра» - «Режиссёр драмы», «Режиссёр цирка» и т.д. Подобный подход позволяет в полной мере учитывать специфику получения высшего образования по определённым творческим специальностям.

4) Также одним из поводов для беспокойства общественности является отсутствие в Законопроекте гарантии получения второго высшего образования в отдельных видах искусства за счёт государства.

В настоящее время законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности получения второго высшего образования на бюджетной основе. В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона об образовании государство гарантирует гражданам «на конкурсной основе бесплатность... высшего профессионального образования... если образование данного уровня гражданин получает впервые».

В 2008 году в Государственную Думу был внесён проект Федерального закона № 40659-5 «О внесении изменений в статью 50 закона Российской Федерации «Об образовании» и в статью 2 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [8]. В соответствии с указанным проектом «гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе второго бесплатного высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства по некоторым специальностям в области культуры и искусства». Необходимость введения данных гарантий обосновывалась тем, что успешное обучение отдельным специальностям («Режиссура театра», «Режиссура кино и телевидения») требует от студентов определённого жизненного опыта; получение образования по специальностям «Композиция» и «Дирижирование» на практике осуществляется при наличии уже имеющегося высшего образования (по специальности «Музыкальное искусство») и т.п. Но предлагаемые изменения не были поддержаны на законодательном уровне.

Законопроект не содержит гарантий получения второго высшего образования в отдельных видах искусства за счёт бюджетных средств. В соответствии с п. 4 ст. 8 Законопроекта дошкольное и общее образование, среднее профессиональное образование и высшее образование каждого уровня предоставляются гражданам бесплатно за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации однократно. Получение повторно (второго или последующего) среднего профессионального образования или высшего образования соответствующего уровня, дополнительное профессиональное образование осуществляются на договорной основе за счёт средств физических и (или) юридических лиц, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Данное положение соответствует позиции, принятой законодателем, согласно которой гражданин Российской Федерации, уже получивший высшее образование, может самостоятельно оплатить получение им второго высшего образования.

5). В ходе общественного обсуждения Законопроекта была поднята проблема подготовки научно-педагогических кадров в сфере искусства.

В соответствии с законодательством Российской Федерации основными формами подготовки научно-педагогических и научных кадров являются аспирантура и докторантура, обучение в которых заканчивается защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата или доктора наук. В сфере искусства написание диссертации возможно лишь по образовательным программам в области истории и теории искусств. Такие особенности «творческой аспирантуры», основанной на совершенствовании исполнительского мастерства, не учтены ни в Законе об образовании, ни в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

До принятия указанных законов на основании Постановления Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 16 ноября 1967 г. № 1064 «Об улучшении подготовки научных и научно-педагогических кадров» [9] для подготовки высококвалифицированных кадров по исполнительским и педагогическим специальностям в области искусства действовала двухгодичная ассистентура - стажировка. Особенность послевузовского профессионального образования в сфере культуры и искусства определялась тем, что от аспирантов до 1968 года, а позднее – от ассистентов-стажеров не требовалось написание диссертации.

С принятием Закона об образовании, Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ситуация изменилась. Для бывших ассистентов-стажеров был установлен новый статус. Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 27 марта 1998 г. № 814 «Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации» [10] эта категория обучающихся была названа аспирантами по творческо-исполнительским специальностям в области искусства и установлено, что аспиранты по творческо-исполнительским специальностям подготавливают итоговую работу по соответствующему профилю, то есть без защиты диссертации. Данное положение не согласуется с п. 2 ст. 19 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» указывающим, что «аспирантом является лицо, имеющее высшее профессиональное образование и обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на соискание степени кандидата наук».

Поскольку Закон об образовании, Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» не учитывают в достаточной мере особенности послевузовского образования по творческо-исполнительским специальностям, в Государственную Думу внесён проект Федерального закона № 231678-5 «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [11], который предусматривает введение ассистентуры-стажировки как формы послевузовской подготовки кадров по творческо-исполнительским специальностям в сфере культуры и искусства. Проект принят Государственной Думой в первом чтении.

Законопроектом также предусмотрено введение ассистенатуры-стажировки. В соответствии с п. 2 ст. 132 Законопроекта в области искусства реализуются специализированные последипломные программы (ассистентура-стажировка). Ассистентом-стажером признается лицо, имеющее высшее образование по программам подготовки специалиста или магистратуры в области искусства и обучающееся по программам ассистентуры-стажировки.

Порядок приёма граждан на обучение в ассистентуру-стажировку, а также положение об ассистентуре-стажировки устанавливаются, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

В перспективе также планируется принять Федеральный закон «Об ассистентуре и стажировке», с помощью которого будет осуществляться специальное правовое регулирование вопросов последипломного образования в сфере искусства.

6). Дискуссионным является положение Законопроекта, вводящее новую типологию образовательных организаций. В соответствии с Законопроектом к образовательным организациям высшего образования относятся колледжи, институты, университеты. При этом академии относятся к образовательным организациям дополнительного профессионального образования.

В настоящее время большинство образовательных организаций высшего образования, реализующих профессиональные образовательные программы в области искусства, имеют статус академии. Опасения общественности, связанные с переходом на новую систему касаются, во-первых, приравнивания большинства образовательных организаций высшего образования, реализующих профессиональные образовательные программы в области искусства к статусу института, а некоторых из них - даже к статусу колледжа, что отрицательным образом скажется на их финансировании и престиже; во-вторых, невозможности в рамках институтов и колледжей проводить научные исследования, осуществлять подготовку научных кадров.

Действительно, образовательные организации высшего образования, реализующие профессиональные образовательные программы в области искусства, как правило, готовят специалистов для какой-либо одной области искусства, а потому под статус университета не подходят. К университетам в соответствии с Приказом Рособрнадзора от 30.09.2005 № 1938 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений» [12] относятся организации, осуществляющие обучение и исследования по широкому спектру наук. Число укрупнённых специальностей (направлений подготовки) по реализуемым основным образовательным программам должно быть не менее семи.

Тем не менее, отнесение образовательных организаций сферы искусства к институтам не означает лишения их права на научную деятельность. Научные исследования вправе реализовывать все вузы. В этом и состоит их принципиальное отличие от средних специальных заведений. Сложнее дело обстоит с колледжами. Закрепление колледжей в качестве одного из видов высших учебных заведений нетипично для российской системы образования. Представляется, что в случае придания колледжам статуса организации высшего образования, их лицензионные и аккредитационные показатели должны быть приближены к показателям нынешних институтов; аналогичным образом должны быть изменены показатели институтов в приравнивании их к показателям нынешних академий.

Возможным вариантом решения рассматриваемой проблемы может стать придание образовательным организациям высшего образования, реализующим профессиональные образовательные программы в области искусства особого статуса, без отнесения их к конкретному виду образовательных организаций. Законопроектом уже предусмотрены специальные правила по подготовке научно-педагогических кадров, согласно которым выпускники творческих вузов могут продолжить обучение в качестве ассистентов-стажеров. Программы ассистентуры-стажировки будут осуществляться во всех образовательных организациях высшего образования, реализующих основные образовательные программы высшего образования в области искусства.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что Законопроект в целом учитывает специфику творческого образования. Также особенности творческого образования будут предметом иных федеральных законов, подзаконных актов. Планируется принять дополнительно ещё три федеральных закона: «Об ассистентуре и стажировке», «О детских школах искусства» и «О предпрофильном образовании». Несомненно, некоторые из обозначенных творческим сообществом проблем (например, относительно неопределённости статуса «нетиповых» учреждений сферы искусства, гарантий получения второго высшего образования в отдельных видах искусства за счёт государства) остаются и требуют своего решения.



[1] См.: СЗ РФ. 2008. № 35. Ст. 4069.

[2] См.: Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» // Российская газета. 1992. 31 июля.

[3] См.: проекта Федерального закона № 272334-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (в части среднего профессионального образования в области искусства). [Электронный ресурс]: Доступ из СПС КонсультантПлюс. 2010.

[5] См.: Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федеарции» [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://www.mon.gov.ru/dok/proj/7786/

[6] См.: СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135.

[7] См.: М., ИПК Издательство стандартов, 2003.

[8] См.: Проект Федерального закона № 40659-5 «О внесении изменений в статью 50 Закона Российской Федерации «Об образовании» и в статью 2 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». [Электронный ресурс]: Доступ из СПС КонсультантПлюс. 2010.

[9] См.: Свод законов СССР, т. 3, с. 609, 1990 г.

[10] См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 20, 24.08.1998

[11] См.: Проект Федерального закона № 231678-5 «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». [Электронный ресурс]: Доступ из СПС КонсультантПлюс. 2010.

[12] См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 43, 24.10.2005.


Возврат к списку