Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  


Анализ полномочий Минобрнауки России по вопросам поддержки инвалидов, осуществляемых в целях реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2012 года № 597«О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»


(Данный обзор выполнен в рамках 1-го этапа проекта «Осуществление мониторинга правоприменения в пределах полномочий Минобрнауки России» государственного задания Федерального центра образовательного законодательства на 2016 год. Работы выполнялись в первом полугодии 2016 года)


Разработать до 1 ноября 2012 г. комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов, на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято распоряжение от 15.10.2012 № 1921-р «О комплексе мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования». Кроме того, Правительством Российской Федерации принято распоряжение от 28.04.2016 № 802-р «Об утверждении распределения субсидий, предоставляемых в 2016 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание в субъектах Российской Федерации базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов, в рамках подпрограммы «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы».

В связи с реализацией данного направления деятельности следует отметить, что Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 г. № 466, предусматривает в числе полномочий Минобрнауки России разработку и принятие порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации).

В целях реализации указанного полномочия и выполнения поручения Президента Российской Федерации Минобрнауки России принят приказ от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи». Кроме того, Минобрнауки России утвержден План мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования, утвержденный приказом от 02.12.2015 № 1399. Эти ведомственные акты нацелены на обеспечение доступности услуг в сфере образования, в том числе физической, в целом, включая уровень профессионального образования. Минобрнауки России также направило письмо от 12.02.2016 № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования».

Следует отметить, что отправные начала деятельности образовательных организаций каждого уровня регламентируются соответствующими порядками организации и осуществления образовательной деятельности, утвержденными Минобрнауки России. Такие порядки применительно к уровню образования устанавливают  особенности организации образовательного процесса по соответствующим образовательным программам для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; Приказ Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»; Приказ Минобрнауки России от 19.11.2013 № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)»).

Также приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147 утвержден Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, предусматривающий особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Минобрнауки России, кроме того, разработаны Методические рекомендации об организации приема инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательные организации высшего образования (утверждены Минобрнауки России 29.06.2015 № АК-1782/05), предусматривающие на основании установленных характеристик обучающихся с различными видами расстройств здоровья особенности взаимодействия, организации приема документов, проведения вступительных экзаменов и др.

Следует отметить, что на уровне субъектов Российской Федерации также предпринимаются шаги, направленные на совершенствование уровня обеспеченности образовательных услуг для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Речь преимущественно идет о кадровой сфере и среднем профессиональном образовании. Например, в Республике Бурятия предусмотрен комплекс мер по сопровождению инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействию в последующем трудоустройстве. Аналогичные (в той или иной мере) комплексы мер (программы) были реализованы или реализуются в настоящее время в республиках Адыгея, Карелия, Коми, Крым, Удмуртской Республике, Камчатском крае, Брянской, Кемеровской, Костромской, Свердловской, Тамбовской, Томской  областях, Ханты-Мансийском автономном округе. В некоторых субъектах Российской Федерации такие мероприятия включены в общие программные документы социального характера (Белгородская, Калужская, Омская, Оренбургская, Орловская, Самарская  области, республики Башкортостан,  Татарстан, Тыва, Чеченская Республика, Забайкальский и Приморский края) или программы развития образования (Республика Хакасия, Новосибирская, Челябинская  области). В Магаданской области утверждена Концепция развития инклюзивного образования в Магаданской области до 2020 года; Концепция инклюзии в социальной политике разработана в Республике Татарстан. В Алтайском крае приказом Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 26.12.2013 № 6072 утверждена Концепция развития образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае на 2014-2017 годы. В Иркутской области реализуется ведомственная целевая программа «Предоставление профессионального образования инвалидам» на 2014 - 2018 годы».

Распоряжением Правительства РФ от 15.10.2012 № 1921-р «О комплексе мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования» предусмотрены следующие направления деятельности Минобрнауки России:

а) Мониторинг наличия в учреждениях профессионального образования условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Минобрнауки России принят Приказ от 11.06.2014 № 657 (ред. от 29.06.2015) «Об утверждении методики расчета показателей мониторинга системы образования», включающий в число показателей мониторинга показатели, связанные с количеством лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, обучающихся в образовательных организациях соответствующего уровня, и условиями обучения таких лиц в образовательных организациях соответствующего уровня.

На уровне субъектов Российской Федерации определенные параметры мониторинга предусмотрены в нормативных актах в Республике Башкортостан и Чувашской Республике.

б) Утверждение требований к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях профессионального образования, в том числе оснащенности образовательного процесса.

Минобрнауки России направлены Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса», утвержденные Минобрнауки России 26.12.2013 № 06-2412вн. Кроме того, Министерством разработаны Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса» (утверждены Минобрнауки России 08.04.2014 № АК-44/05вн).

В субъектах Российской Федерации имеется опыт разработки нормативной правовой базы по анализируемому вопросу. Так, Министерством образования и науки Калужской области приказом от 31.03.2014 № 643 утверждены Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях Калужской области. В Ленинградской области комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области утверждено Временное положение об организации профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих либо должностям служащих обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих основного общего или среднего общего образования, в образовательных учреждениях профессионального образования Ленинградской области, подведомственных комитету общего и профессионального образования Ленинградской области». В некоторых субъектах такие требования (в том или ином объеме) устанавливаются в административных регламентах по предоставлению соответствующих услуг (Республика Башкортостан, Ивановская область). В отдельных случаях требования к образовательному процессу определяется в общих актах, регламентирующих образовательную деятельность в связи с образованием инвалидов (Республика Мордовия), либо в актах, устанавливающих порядок профессионального обучения для соответствующих категорий лиц (Красноярский край, Волгоградская область).

в) Утверждение перечня мероприятий по созданию в учреждениях профессионального образования условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

План мероприятий, нацеленный на создание условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, Минобрнауки России утвержден (план мероприятий («дорожная карта») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования»).

Аналогичные планы реализуются в некоторых субъектах Российской Федерации (Самарская область, Тверская область, Краснодарский край).

г) Реализация мероприятий по созданию в учреждениях профессионального образования получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

Минобрнауки России утвержден Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (приказ от 09.01.2014 № 2), регламентирующий использование современных технологий в образовательном процессе, в том числе в связи с обучением инвалидов. Вопросы внедрения и применения таких технологий затронуты в письме Минобрнауки России от 20.08.2014 № АК-2612/05 «О федеральных государственных образовательных стандартах».

В субъектах Российской Федерации имеется практика регулирования вопросов применения дистанционных технологий и электронного обучения и обеспечения создания условий для их применения как в программном аспекте (Республика Коми), так и в содержательном ключе (Республика Бурятия, Чувашская Республика).

Единичные примеры нормативной регуляции данных вопросов на муниципальном уровне также встречаются (Ямало-Ненецкий автономный округ).

Согласно статье 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. Поэтому порядок применения новых образовательных технологий в том числе в связи с обучением инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья регламентируется на локальном уровне. В ряде образовательных организаций профессионального образования (как высшего, так и среднего) разработаны и утверждены положения об обучении, организации обучения или условиях обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (в НОУ ВПО Российская международная академия туризма; ФГБОУ ВО «Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева»; ГАОУ СПО «Апастовский аграрный колледж»; ГБУ «ПОО «Астраханский базовый медицинский колледж», ФГБОУ ВПЛ «Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского», Златоустовский индустриальный колледж имени П.П.Аносова, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет», ОГБПОУ «Рязанский железнодорожный колледж» и др.). Встречаются примеры разработки комплексных программ по внедрению инклюзивного образования в образовательной организации (ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики); локальных актов, регулирующих порядок приема на обучение соответствующих категорий лиц (МГТУ имени Н.Э.Баумана).

д) Разработка рекомендаций по созданию специальных требований в федеральных государственных образовательных стандартах профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Данные вопросы затронуты в письме Минобрнауки России от 20.08.2014 № АК-2612/05 «О федеральных государственных образовательных стандартах».

е) Внесение изменений в утвержденные федеральные образовательные стандарты, а также при необходимости организация разработки и утверждение специальных образовательных стандартов профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Минобрнауки России организована работа по внесению изменений в  федеральные образовательные стандарты в связи с установлением особенностей их применения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (Письмо Минобрнауки России от 20.08.2014 № АК-2612/05 «О федеральных государственных образовательных стандартах»).

Кроме того, утвержден специальный федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)» (приказ Минобрнауки от 12.05.2014 № 503).

ж) Разработка и внедрение специальных программ профессионального образования, адаптированных для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно статье 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. При этом профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. 

Минобрнауки России разработаны Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования (утв. Минобрнауки России 20.04.2015 № 06-830вн).

На локальном уровне разрабатываются и принимаются адаптированные образовательные программы профессионального образования. Например, в Омском аграрном техникуме ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет имени П.А.Столыпина» реализуется Адаптированная профессиональная программа среднего профессионального образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Положения о порядке разработки адаптированных программ разработаны в ряде образовательных организаций (ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ, ЧОУ ВО «Санкт-Петербургский академический университет, ОГБПОУ «Нерехтский политехнический техникум», ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М.Кирова»). Также есть примеры разработки основной образовательной программы профессионального обучения для профессиональной подготовки по профессии для лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования (ГАПОУ Свердловской области «Екатеринбургский промышленно-технологический техникум имени В.М.Курочкина»).

з) Разработка и внедрение современного научно-методического обеспечения профориентации детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, а также инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, не занятых трудовой деятельностью с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Примеры профориентационных мероприятий для инвалидов имеются в субъектах Российской Федерации. Например, в Омской области реализуется Концепция по трудоустройству инвалидов в Омской области, в числе основных направлений которой – профессиональная ориентация и психологическая поддержка детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, предусматривающая внедрение мониторинга профессиональных намерений молодежи, создание комплексной системы профориентации инвалидов трудоспособного возраста и др.


Возврат к списку