Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  


Нормативно-правовое регулирование некоторых аспектов труда педагогических работников


Продолжительность рабочего времени педагогических работников

В соответствии со ст. 333 Трудового кодекса РФ педагогическим работникам устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю.

Продолжительность рабочего времени педагогических работников определяется постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (далее – Постановление).

Согласно утвержденному Постановлением приложению педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда устанавливается:

Таблица 1.

1. Продолжительность рабочего времени

36 часов в неделю

- работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;

- старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей;

- педагогам-психологам, методистам (старшим методистам), социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, старшим вожатым, инструкторам по труду образовательных учреждений;

- руководителям физического воспитания образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;

- преподавателям-организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки) общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;

- инструкторам-методистам (старшим инструкторам-методистам) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля.

30 часов в неделю

старшим воспитателям образовательных учреждений (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей)

2. Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы)

18 часов в неделю

- учителям 5–11 (12) классов общеобразовательных учреждений (в том числе кадетских школ), общеобразовательных школ-интернатов (в том числе кадетских школ-интернатов), образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, межшкольных учебных комбинатов, учебно-производственных мастерских;

- преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей;

- преподавателям специальных дисциплин 1–11 (12) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;

- преподавателям 3–5 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 5–7 классов школ искусств с 7-летним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), 1–4 классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с 4-летним сроком обучения;

- педагогам дополнительного образования;

- тренерам-преподавателям (старшим тренерам-преподавателям) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;

- учителям иностранного языка дошкольных образовательных учреждений.

20 часов в неделю

учителям 1–4 классов общеобразовательных учреждений

24 часа в неделю

преподавателям 1–2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 1–4 классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с 7-летним сроком обучения

720 часов в год

преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования

3. Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы

20 часов в неделю

учителям-дефектологам и учителям-логопедам

24 часа в неделю

музыкальным руководителям и концертмейстерам

25 часов в неделю

воспитателям образовательных учреждений, работающим непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии

30 часов в неделю

инструкторам по физической культуре, воспитателям в школах-интернатах, детских домах, группах продленного дня общеобразовательных учреждений, в пришкольных интернатах

36 часов в неделю

воспитателям дошкольных образовательных учреждений, дошкольных групп общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, учреждений дополнительного образования детей и учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования


Порядок регулирования режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников с учетом особенностей деятельности образовательных учреждений различных типов и видов определяется Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденным приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69.

Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (далее – педагогические работники, ведущие преподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.

Нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия) (далее – учебные занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установленные для обучающихся, в том числе «динамический час» для обучающихся I класса. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут. Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.

За преподавательскую работу, выполненную с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере в порядке, определяемом Министерством образования и науки Российской Федерации.

Учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:

- учителям 1–4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;

- учителям 1–4 классов сельских общеобразовательных учреждений с нерусским языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;

- учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с нерусским языком обучения;

- учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

Учителям общеобразовательных учреждений и преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной нагрузкой, до конца учебного года выплачивается:

- заработная плата за фактическое число часов, если оставшаяся нагрузка выше установленной нормы за ставку;

- заработная плата в размере ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;

- заработная плата, установленная до снижения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.

Преподавателям учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной нагрузкой, до конца учебного года выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

Педагогические работники должны быть поставлены в известность об уменьшении учебной нагрузки в течение года и о догрузке другой педагогической работой не позднее чем за два месяца.

Формой догрузки может являться педагогическая работа без дополнительной оплаты в группе продленного дня, кружковая работа, работа по замене отсутствующих учителей, проведение индивидуальных занятий на дому с обучающимися, организуемых в соответствии с медицинским заключением, выполнение частично или в полном объеме работы по классному руководству, проверке письменных работ, внеклассной работы по физическому воспитанию и другой педагогической работы, объем которой регулируется образовательным учреждением.

Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов. Такая часть педагогической работы вытекает из должностных обязанностей педагогических работников, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, и включает:

- выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;

- организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;

- время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;

- периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, воспитанниками, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся, воспитанников различной степени активности, приема ими пищи;

- выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).

Режим рабочего времени лиц из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов в пределах 36-часовой рабочей недели определяется с учетом выполнения преподавательской работы, а также осуществления научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской, учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной работы.

Режим выполнения преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий. Объем преподавательской работы каждого преподавателя определяется образовательным учреждением самостоятельно в зависимости от квалификации работника и профиля кафедры и не может превышать 900 часов в учебном году – в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и 800 часов в учебном году – в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

Режим выполнения преподавателем обязанностей, связанных с научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской работой, а также учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной деятельностью, регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, планами научно-исследовательских работ, программами, графиками и т.д.

Правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, другие локальные акты могут регулировать выполнение указанной работы как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами.

Порядок предоставления ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска педагогическим работникам

В соответствии со ст. 334 Трудового кодекса РФ педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск. Перечень образовательных учреждений, работа в которых дает право на удлиненный отпуск, наименование должностей и продолжительность отпуска по каждой должности определяются постановлением Правительства РФ от 01 октября 2002 г. № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» (далее – Постановление).

Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск предоставляется продолжительностью:

1. 56 календарных дней – следующим категориям педагогических работников:

Таблица 1.

№ пп.

Наименование должностей педагогических работников

Место работы

1.

1. директора (заведующие), их заместители; преподаватели-организаторы основ безопасности жизнедеятельности;

2. старшие вожатые;

3. учителя; преподаватели;

4. учителя-логопеды;

5. учителя-дефектологи;

6. воспитатели;

7. руководители структурных подразделений образовательных учреждений;

8. концертмейстеры;

9. инструкторы по труду и по физкультуре;

10. педагоги-психологи; педагоги дополнительного образования;

11. классные воспитатели;

12. музыкальные руководители;

13. заместители директоров по режиму;

14. дежурные по режиму;

15. мастера производственного обучения;

16. социальные педагоги;

17. педагоги-организаторы;

18. методисты.

- общеобразовательные учреждения;

- общеобразовательные школы-интернаты;

- образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

- дошкольные образовательные учреждения для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

- оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;

- дошкольные образовательные учреждения для детей, нуждающихся в длительном лечении;

- специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа;

- образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

- образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

- музыкальные школы, художественные школы и другие школы искусств

2.

1. директора, их заместители;

2. руководители структурных подразделений образовательных учреждений;

3. учителя;

4. педагоги-психологи;

5. мастера производственного обучения;

6. методисты.

- межшкольные учебные комбинаты;

- учебно-производственные мастерские

3.

1. директора, их заместители;

2. старшие мастера;

3. преподаватели;

4. преподаватели-организаторы основ безопасности жизнедеятельности;

5. руководители физического воспитания;

6. воспитатели;

7. педагоги дополнительного образования;

8. руководители структурных подразделений образовательных учреждений;

9. заведующие производственной практикой;

10. заместители директоров по режиму;

11. дежурные по режиму;

12. педагоги-психологи;

13. мастера производственного обучения;

14. социальные педагоги;

15. педагоги-организаторы;

16. методисты;

17. концертмейстеры.

образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования

4.

1. ректоры (директора);

2. первые проректоры;

3. проректоры (заместители директора);

4. директора (заведующие) филиалов образовательных учреждений;

5. профессорско-преподавательский состав;

6. воспитатели;

7. методисты;

8. концертмейстеры;

9. педагоги-психологи;

10. заведующие докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), учебными отделами (частями) и другими подразделениями;

11. руководители (заведующие) производственной практикой;

12. ученые секретари;

13. педагоги дополнительного образования.

- образовательные учреждения высшего профессионального образования;

- образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

5.

1. директора (заведующие), их заместители;

2. заведующие отделами (лабораториями);

3. педагоги-психологи;

4. учителя-дефектологи;

5. учителя-логопеды.

психологические службы системы образования

6.

1. заведующие педагогической частью;

2. учителя;

3. учителя-дефектологи;

4. логопеды;

5. воспитатели;

6. музыкальные руководители;

7. педагоги дополнительного образования;

8. инструкторы по физкультуре;

9. мастера производственного обучения;

10. старшие вожатые.

учреждения здравоохранения

Ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней предоставляется:

- заместителям руководителей образовательных учреждений и руководителям структурных подразделений образовательных учреждений, перечисленных в п.п. 1–3 Таблицы 1., в случае, если их деятельность связана с руководством образовательным (воспитательным) процессом или методической (научно-методической) работой;

- проректорам (заместителям директора), за исключением первого проректора, проректора (заместителя директора) по учебной, научной работе, по вечернему и заочному обучению, по дистанционному обучению и по информационным технологиям, по повышению квалификации; заместителям деканов факультетов, директорам (заведующим) филиалов, заведующим докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), учебными отделами (частями) и другими учебными структурными подразделениями; руководителям (заведующим) производственной практикой, ученым секретарям при условии ведения ими в учебном году в одном и том же образовательном учреждении высшего профессионального образования или образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов преподавательской работы в объеме не менее 150 часов;

- воспитателям, музыкальным руководителям, инструкторам по физкультуре, учителям-логопедам, учителям-дефектологам, работающим полный рабочий день в дошкольных группах для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья или в дошкольных санаторных группах для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, которые находятся в составе образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных образовательных учреждений;

- педагогам дополнительного образования образовательных учреждений дополнительного образования детей, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в пределах не менее нормы часов педагогической работы, за которую выплачивается ставка заработной платы.

2. 42 календарных дня – следующим категориям педагогических работников:

Таблица 2.

№ пп.

Наименование должностей педагогических работников

Место работы

1.

1. заведующие, их заместители;

2. воспитатели;

3. музыкальные руководители;

4. инструкторы по физкультуре;

5. педагоги-психологи;

6. социальные педагоги;

7. педагоги дополнительного образования.

дошкольные образовательные учреждения

2.

1. директора, их заместители;

2. руководители структурных подразделений образовательных учреждений;

3. педагоги дополнительного образования;

4. вожатые;

5. воспитатели; концертмейстеры;

6. культорганизаторы;

7. тренеры-преподаватели;

8. инструкторы-методисты;

9. педагоги-психологи;

10. социальные педагоги;

11. педагоги-организаторы,

12. методисты.

образовательные учреждения дополнительного образования детей

3.

1. директора (заведующие), их заместители;

2. заведующие отделами и другими структурными подразделениями;

3. методисты;

4. педагоги-психологи.

учебные, учебно-методические, методические кабинеты (центры)

4.

1. педагоги-организаторы;

2. социальные педагоги;

3. воспитатели;

4. педагоги дополнительного образования;

5. методисты;

6. мастера производственного обучения.

другие организации, осуществляющие образовательный процесс

Ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня предоставляется:

- заместителям руководителей образовательных учреждений и руководителям структурных подразделений образовательных учреждений, перечисленных в п.п. 1, 2 Таблицы 2., в случае, если их деятельность связана с руководством образовательным (воспитательным) процессом или методической (научно-методической) работой;

- воспитателям и музыкальным руководителям, работающим в дошкольных группах общеобразовательных учреждений и образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Ежегодными удлиненными оплачиваемыми отпусками установленной рассматриваемым Постановлением продолжительности пользуются педагогические работники по одноименным должностям с наименованием «старший» или «главный».


Порядок исчисления стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости педагогическим работникам

В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лица, независимо от возраста, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей любой формы собственности (с поправкой на постановление Конституционного Суда РФ от 03 июня 2004 г. № 11-П), имеют право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения ими установленного законом пенсионного возраста.

Список должностей и учреждений (далее – Список), а также порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (далее – стаж работы) утверждены постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно Списку работа в следующих должностях и учреждениях дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости педагогическим работникам:

Таблица 1.

Наименование должностей

Наименование учреждений

Пункт 1.

- директор (начальник, заведующий);

- заместитель директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом;

- заведующий учебной частью;

- помощник директора по режиму;

- старший дежурный по режиму;

- дежурный по режиму;

- преподаватель;

- старший преподаватель;

- воспитатель;

- старший воспитатель;

- воспитатель-методист;

- организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми;

- мастер производственного обучения;

- учитель;

- учитель-логопед;

- логопед;

- инструктор слухового кабинета;

- учитель-дефектолог;

- руководитель физического воспитания;

- музыкальный руководитель;

- преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки);

- руководитель допризывной подготовки молодежи;

- военный руководитель;

- социальный педагог;

- педагог-психолог;

- инструктор по труду;

- педагог-воспитатель;

- медсестра ясельной группы;

- педагог;

- родитель-воспитатель

1.1. Общеобразовательные учреждения:

- школы всех наименований;

- лицей;

- гимназия;

- центр образования;

- кадетская школа;

- суворовское военное училище;

- нахимовское военно-морское училище;

- кадетский корпус;

- морской кадетский корпус

1.2. Общеобразовательные школы-интернаты:

- школы-интернаты всех наименований;

- лицей-интернат;

- гимназия-интернат;

- школа-интернат с первоначальной летной подготовкой;

- кадетская школа-интернат;

- интернаты при общеобразовательных школах

1.3. Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

- школа-интернат, в том числе специальная (коррекционная) для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- детский дом, в том числе санаторный, специальный (коррекционный) для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- детский дом-школа;

- детский дом семейного типа

1.4. Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении:

- санаторная школа-интернат;

- санаторно-лесная школа

1.5. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья (в названии специального (коррекционного) образовательного учреждения может указываться его вид в зависимости от отклонений в развитии обучающихся (воспитанников), обозначаемый следующим образом: «I вида», «II вида», «III вида», «IV вида», «V вида», «VI вида», «VII вида», «VIII вида»):

- детский сад;

- начальная школа (школа) - детский сад;

- школа;

- школа-интернат;

- училище

1.6. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа:

- школа, в том числе коррекционная закрытого типа;

- училище, в том числе коррекционное закрытого типа

1.7. Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста:

- начальная школа (школа) - детский сад, в том числе компенсирующего вида;

- прогимназия

1.8. Дошкольные образовательные учреждения:

- детские сады всех наименований;

- центр развития ребенка - детский сад;

- ясли-сад (сад-ясли);

- детские ясли

1.9. Учреждения начального профессионального образования:

- училища всех видов и наименований, в том числе училище-интернат;

- лицей

1.10. Образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения):

- техникумы всех наименований, в том числе техникум-интернат и техникум-предприятие;

- училища всех наименований, в том числе училище-интернат;

- колледжи всех наименований, в том числе колледж-интернат;

- технический лицей;

- музыкальная школа, в том числе музыкальная школа-лицей;

- художественная школа, в том числе художественная школа-лицей;

- школа-студия

1.11. Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи:

- центр диагностики и консультирования;

- центр психолого-медико-социального сопровождения;

- центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции;

- центр социально-трудовой адаптации и профориентации;

- центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения

1.12. Другие образовательные

учреждения для детей:

- межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат)

1.13. Учреждения социального обслуживания:

- реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями;

- социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;

- социальный приют для детей и подростков;

- центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

- детский дом-интернат для умственно отсталых детей;

- детский дом-интернат для детей с физическими недостатками

1.14. Учреждения здравоохранения:

- дом ребенка, в том числе специализированный;

- детские санатории всех наименований:

§ для лечения туберкулеза всех форм;

§ для больных с последствиями полиомиелита;

§ для гематологических больных;

§ для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

§ для больных ревматизмом;

§ психоневрологические

Пункт 2.

- директор (начальник, заведующий);

- заместитель директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом;

- преподаватель;

- тренер-преподаватель;

- старший тренер-преподаватель;

- тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре;

- старший тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре;

- педагог дополнительного образования

2. Учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения):

- центр дополнительного образования для детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детско-юношеский, детского творчества, детский (подростковый), внешкольной работы, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический), детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детский морской, детский (юношеский), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детский оздоровительно-образовательный (профильный);

- Дворец детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств);

- Дом детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников),

- детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств);

- станция юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детская экологическая (эколого-биологическая), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов);

- детская школа искусств, в том числе по виду (видам) искусств;

- детско-юношеские спортивные школы всех наименований;

- специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва;

- детско-юношеские спортивно- адаптивные школы всех наименований


В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (далее – Правила), работа в должностях, указанных в п. 1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в подп. 1.1–1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка, а работа в должностях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» Списка, – в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.

Во исполнение п. 2 постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» нормативными актами Министерства здравоохранения и социального развития РФ (ранее Министерство труда и социального развития РФ) было установлено тождество наименований следующих должностей и учреждений, предусмотренных Списком:

Таблица 2.

Наименование должности, предусмотренной Списком

Тождественное наименование должности

Нормативный акт, установивший тождество

Воспитатель

- воспитатель школьной группы;

- воспитатель школьного отделения;

- воспитатель дошкольной группы;

- воспитатель дошкольного отделения;

- воспитатель логопедической группы;

- воспитатель речевой группы;

- воспитатель специальной (коррекционной) группы;

- воспитатель коррекционной группы;

- воспитатель группы коррекции;

- воспитатель пришкольного интерната;

- воспитатель группы продленного дня;

- воспитатель интерната (при школе);

- воспитатель ясельной группы;

- воспитатель садовой группы;

- воспитатель санаторной группы;

- воспитатель интернатной группы;

- воспитатель подготовительной группы

Приказ Минздравсоцразвития России от 05 июля 2005 г. № 440

Музыкальный руководитель

- музыкальный работник

Постановление Минтруда России от 23 июня 2003 г. № 39

Таблица 3.

Наименование учреждения, предусмотренного Списком

Наименование тождественного учреждения

Нормативный акт, установивший тождество

Детский дом-интернат для умственно отсталых детей

- детский психоневрологический дом-интернат

Постановление Минздравсоцразвития России от 11сентября 2007 г. № 585

Лицей

- школа-лицей

Постановление Минздравсоцразвития России от 15 апреля 2005 г. № 278

Гимназия

- школа-гимназия

Постановление Минздравсоцразвития России от 15 апреля 2005 г. № 278

Детская школа искусств, в том числе по виду (видам) искусств

- экспериментальная детская школа искусств

Постановление Минтруда России от 25 июля 2003 г. № 57

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа–интернат

- специальное (коррекционное) образовательное учреждение I–VIII вида - школа–интернат»;

- «специальное (коррекционное) образовательное учреждение - школа-интернат I–VIII вида;

- специальная (коррекционная) школа-интернат для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших, незрячих, слабовидящих и поздноослепших, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых детей и для детей с другими отклонениями в развитии;

- школа-интернат для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших, незрячих, слабовидящих и поздноослепших, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых детей и для детей с другими отклонениями в развитии;

- специальная (коррекционная) школа-интернат I–VIII вида;

- вспомогательная школа – интернат;

- специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии - основная школа–интернат

Постановление Минтруда России от 03 октября 2002 г. № 67

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

- специальное (коррекционное) образовательное учреждение I–VIII вида – школа;

- специальное (коррекционное) образовательное учреждение - школа I–VIII вида;

- специальная (коррекционная) школа для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших, незрячих, слабовидящих и поздноослепших, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых детей и для детей с другими отклонениями в развитии;

- школа для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших, незрячих, слабовидящих и поздноослепших, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых детей и для детей с другими отклонениями в развитии;

- специальная (коррекционная) школа I–VIII вида;

- вспомогательная школа

Постановление Минтруда России от 03 октября 2002 г. № 67


Периоды работы педагогических работников в должностях в учреждениях, указанных в Списке, включаемые в стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, дифференцированы в зависимости от времени, когда выполнялись работы, и/или выработки нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени, а начиная с 01 сентября 2000 г. – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени, за исключением следующих случаев:

Таблица 4.

№ пп.

Периоды работы

Включаются в стаж

1

- в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в подп. 1.11 раздела «Наименование учреждений» Списка,

- в учреждениях социального обслуживания, указанных в подп. 1.13 раздела «Наименование учреждений» Списка,

- в должности музыкального руководителя

при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени, независимо от времени, когда выполнялась эта работа

2

- в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в подп. 1.1 раздела «Наименование учреждений» Списка,

- в должности учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ)

независимо от объема выполняемой учебной нагрузки

3

в должности директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в подп. 1.1–1.3 (кроме детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с ограниченными возможностями здоровья) и подп. 1.4–1.7, 1.9 и 1.10 раздела «Наименование учреждений» Списка, до 01 сентября 2000 г.

независимо от ведения преподавательской работы

4

в должности директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в подп. 1.1–1.3 (кроме детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с ограниченными возможностями здоровья) и подп. 1.4–1.7, 1.9 и 1.10 раздела «Наименование учреждений» Списка, начиная с 01 сентября 2000 г.

при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год)

5

в должности директора (начальника, заведующего) учреждений среднего профессионального образования, указанных в подп. 1.10 раздела «Наименование учреждений» Списка

при условии ведения преподавательской работы в объеме не менее 360 часов в год

6

выполнявшейся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, в должностях директора (начальника, заведующего) детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии, а также заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в подп. 1.1–1.7, 1.9 и 1.10 раздела «Наименование учреждений» Списка

независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы

7

в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в подп. 1.8, 1.12 и п. 2 раздела «Наименование учреждений» Списка

за период до 1 ноября 1999 г.

8

в должностях педагога, педагога-воспитателя, медсестры ясельной группы

за период до 1 января 1992 г.

9

в должностях помощника директора по режиму, старшего дежурного по режиму, дежурного по режиму, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, воспитателя-методиста, инструктора слухового кабинета, родителя-воспитателя, а также в должностях, указанных в Списке, в детских домах семейного типа

за период до 1 ноября 1999 г.

10

в должностях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» Списка, в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование учреждений» Списка

за периоды начиная с 1 января 2001 г. при наличии одновременно следующих условий:

- на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

- у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» и в п. 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.

11

с 1 ноября 1999 г. в должностях, указанных в списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях)

при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.


В стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в Списке, в следующих структурных подразделениях государственных и муниципальных организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет):

- общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы);

- гимназия;

- межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат);

- школа-интернат;

- детский сад;

- ясли-сад (сад-ясли);

- детские ясли;

- техникум;

- колледж;

- училище;

- лицей.

Работа в учреждениях здравоохранения, указанных в подп. 1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка, засчитывается в стаж работы только в должностях воспитателя и старшего воспитателя.

Работа в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в подп. 1.3 раздела «Наименование учреждений» Списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья, указанных в подп. 1.5 раздела «Наименование учреждений» Списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в подп. 1.6 раздела «Наименование учреждений» Списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в подп. 1.11 раздела «Наименование учреждений» Списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в подп. 1.13 раздела «Наименование учреждений» Списка.

Работа, осуществлявшаяся в предусмотренных списком должностях в учреждениях Российской Федерации за границей, засчитывается в стаж работы на общих основаниях в порядке, предусмотренном Правилами.



[1] Статья содержит обобщенные ответы на наиболее часто задаваемые вопросы от посетителей сайта Федерального центра образовательного законодательства – www.lexed.ru


Возврат к списку