Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  


Сингх К.[1]

 

Оценка образовательных достижений обучающихся в контексте всеобъемлющего подхода к реализации прав человека

 

Аннотация: статья подготовлена по материалам доклада, представленного автором на 26-й сессии Совета ООН по правам человека. На основании проведенного сравнительного анализа в статье подчеркивается важность разработки и применения национальных систем оценки образовательных достижений в соответствии с международными нормами, регулирующими право на образование. Методы оценки должны отражать изменяющиеся приоритеты и амбиции молодого поколения, не теряя при этом из виду основополагающие правозащитные инструменты. В статье приводятся рекомендации по дальнейшему совершенствованию права на образование на основе целостного подхода к изучению национальных систем оценки учебных достижений учащихся.

 

Ключевые слова: аттестация; оценка образовательных достижений; международные стандарты прав человека; право на образование; программы подготовки учителей; цели устойчивого развития.

 

Оценка образовательных достижений обучающихся — центральная проблема реализации права на качественное образование. Такая оценка должна быть сопоставима с основополагающими целями образования, закрепленными в международных конвенциях о правах человека. Более того, подход, основанный на фундаментальном принципе уважения прав человека, придающем ему целостность и согласованность, имеет важное значение для укрепления гуманистический миссии образования, расширяющей понимание образования как системы ценностей, а не только в качестве инструментария для оценки навыков счета и чтения. В ответ на растущие потребности и ожидания нового поколенияособое внимание должно уделяться развитию навыков как неотъемлемого элемента основного общего образования, а также инновационных форм и методов оценки технического и среднего профессионального образования и подготовки, особенно в развивающихся странах, не упуская при этом из виду нормы о правах человека. Особую важность представляют примеры оценки достижений в рамках общего образования в разных странах, поскольку реализация права на качественное общее образование для всех остается одним из приоритетных направлений взаимодействия международного сообщества и центральным вопросом целей развития после 2015 г.

Выполнение государствами своих обязательств в отношении обеспечения права на образование зависит от того, насколько образование соответствует основополагающим целям права на образование, особенно в части образовательных достижений обучающихся. В связи с этим требуется выстраивать национальные системы оценки образовательных достижений на основе уважения прав человека (так называемый humanrights-basedapproach — прим. переводчика М. С.). В рамках такого подхода центральное внимание уделяется всему спектру обязательств, вытекающих из международных стандартов обеспечения и защиты права на образование.

 

Стандарты прав человека в образовании

Основная обязанность государств — обеспечить соответствие национальных систем образования целям образования, установленным международными стандартами в сфере прав человека. Еще во Всеобщей декларации прав человека была установлена необходимость предоставления школьного образования на основе уважения ценностей прав человека, демократического гражданства и культурного многообразия. В соответствии с принципами, закрепленными в ст. 29 (1) Конвенции о правах ребенка[2], образование ребенка должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным отего собственной».Образование, на которое имеет право каждый ребенок, «призвано обеспечить ребенка необходимыми для жизни навыками, расширить его возможности в плане пользования всеми правами человека и содействовать развитию культуры, учитывающей надлежащие ценности в области прав человека»[3]. В то же время, по заявлению Комитета по правам ребенка, национальные и международные программы и документы, касающиеся образовательной политики, которые бы всерьез относились к тем элементам права на образование, закреплены в ст. 29 (1) Конвенции. Как правило, отсылка к указанным элементам либо отсутствует, либо выглядит как добавленная в последнюю минуту косметическая правка[4].В этом отношении важно отметить, что Конституция ЮНЕСКО закрепляет за образованием особую миссию: «распространение гуманистических идеалов и воспитание интеллектуальной и моральной солидарности человечества». Как и ЮНЕСКО, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) считает своей миссией подготовку детей к ответственности за свое будущее. Эти идеалы и должны составлять фундамент национальных образовательных систем.Более того, предоставление образования должно быть построено таким образом, чтобы его получение сопровождалось укреплением этических ценностей, закрепленных в Конвенции о правах ребенка[5]. Необходимость построения «новых нравственных ориентиров для всего человечества»[6]была заявлена в ходе планирования дальнейшего развития после 2015 г. Воплощение этих ориентиров как неотъемлемого элемента гуманистической миссии образования следует должным образом продумать в ходе модернизации образовательных стандартов в целях оценки образовательных достижений.

В основополагающем отчете, представленном на одном из заседаний ЮНЕСКО в 1996 г., известном как ДокладДелорс (DelorsReport), обозначены четыре стержневые цели образования: учимся узнавать, учимся выполнять, учимся жить вместе и учимся быть[7].Вокруг этих целей формируется модернизация национальных образовательных стандартов и соответствующие механизмы оценки образовательных достижений обучающихся.

В дополнение к вышесказанному важно отметить миротворческую функцию образования, что особенно важно в ситуациях вооруженного конфликта и в период, непосредственно следующий за его завершением. «Образование в XXI веке в первую очередь должно привить детям наиважнейший навык жить в мире с другими людьми… Ни одна страна не может рассчитывать на установление прочных основ мира, если она не научится выстраивать отношения доверия между своими гражданами, и начало тому — школьный класс»[8]. Именно поэтому важной составляющей в разработке систем оценки образовательных достижений обучающихся является оценка того, как их поведенческие модели отражают понимание и готовность учиться жить в мире с другими людьми.

Образование — незаменимый элемент в деле сохранения культурного наследия человечества. В любой системе образования должно найтись место воспитанию у обучающихся готовности сохранять и умножать культурное и языковое многообразие и укреплению понимания всего богатства существующих культур. Национальные стандарты образования должны создавать условия для подготовки обучающихся к защите культурного многообразия как этического императива, неотделимого от человеческого достоинства. Такой подход определен во Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном многообразии (2001 г.)[9] (далее — Декларация). План мероприятий по выполнению Декларации предусматривает распространение через образование понимания положительной ценности культурного многообразия и улучшения с этой целью как образовательных программ, так и программ подготовки учителей.

Таким образом, реализация образовательных программ, равно как и аттестация по итогам их освоения, должнаотражать важность сохранения и дальнейшего преумножения культурного многообразия как непременной составляющей человеко-центристской парадигмы развития. В ходе аттестации обучающиеся должны демонстрировать понимание общих ценностей человечества и уважение к людям, принадлежащим к различным цивилизационным, культурным и религиозным слоям.

 

Модели аттестации на уровне общего образования

Модель оценки образовательных достижений обучающихся, в которой сам обучающийся находится в центре оценки (student-basedassessment), напрямую соотносится с аттестацией на основании оценки выполнения образовательного стандарта. Существует обязанность государства обеспечить реализацию права на получение общего образования на основании минимальных стандартов общего образования учителями надлежащей квалификации, в рамках эффективно управляемой системы предоставления образования и оценки образовательных достижений[10].

Национальные системы оценки должны быть инклюзивными и охватывать всех обучающихся страны. Механизмы оценки, ориентированные на обучающихся, определяют прогресс каждого обучающегося на основании стандарта, установленного школой на базе местных и национальных требований. Такие системы должны быть применимы ко всем обучающимся на территории страны без исключений, с целью обеспечить аттестацию и поддержку обучающихся, а также постепенное улучшение их подготовки. В особенности это касается обучающихся, принадлежащих к наиболее уязвимым категориям граждан.

Формальное достижение целей всеобщего начального образования, закрепленных в программе «Образование для всех», привело к тому, что в некоторых странах появился императив «подтягивать» отстающих обучающихся независимо от их реальных достижений. Разрабатываемые в некоторых странах нормативы и процедуры оценки минимизируют или даже ликвидируют контроль качества образования в виде экзаменов между ступенью начального и основного общего образования. Такой подход нельзя квалифицировать иначе,как деструктивный, поскольку он ведет к снижению качества образования. Это вопрос критической важности, и он требует пересмотра. Образовательные достижения обучающихся должны подвергаться мониторингу и оценке на регулярной основе, особенно тщательно — в момент перехода от начального к основному общему образованию. Автоматический переход на следующий уровень независимо от фактически освоенного материала может «законсервировать» или даже ухудшить без того низкий уровень качества образования[11].Чрезвычайно важно обеспечить через национальные системы аттестации непрерывное предоставление обучающимся необходимых знаний и компетенций.

Международное право возлагает на государства обязательство обеспечить выполнение каждым ребенком образовательной программы основного общего образования надлежащего качества, определяемого на основании национальных механизмов оценки. Как правило, для этого требуется успешное посещение и завершение формальной образовательной программы, по результатам которой выдается признаваемая квалификация (аттестат)[12].Только лишь посещение школы не влечет за собой завершение образовательной программы; ко всем обучающимся должно предъявляться требование о получении признаваемого аттестата, свидетельствующего об успешном выполнении программы начального образования (уровень 1 по системе классификации ISCED), или особого уровня, требуемого для перехода на основное общее образование в ряде стран (уровень 2 по системе классификации ISCED).

Например, в Сенегале, учитывая требование об обязательности 10-летнего школьного образования согласно Закону об образовании (2004 г.), присуждение аттестата о начальном образовании (certificatdefindtudes élémentaires) не имеет никаких последствий для перехода на следующую ступень — в 6-й класс. Переход производится на конкурсной основе, на базе специального тестирования, в зависимости от наличия мест. Аналогичным образом в Габоне аттестат о начальном общем образовании (certificatdetudesprimaires) не играет никакой роли в переходе от начального к общему образованию. Согласно Закону Индии о праве ребенка на бесплатное обязательное образование (2009 г.), ежегодное тестирование в конце учебного года было упразднено и вместе с ним — препятствия к продвижению обучающихся на протяжении всего 8-летнего периода начального образования. При этом все еще проводятся консультации по разработке полноценной системы непрерывной аттестации, как того требует указанный закон[13].

В качестве положительного примера решения данной проблемы можно привести Испанию, где новый Закон об образовании ввел обязательность оценки образовательных достижений по завершении начальной школы, основного обязательного общего образования и бакалавриата. В соответствии со ст. 21 Закона, обучающиеся, завершающие образование на ступени начальной школы, должны пройти тестирование на освоение знаний и навыков, требуемых для данного уровня.

В качестве еще одного положительного примера можно привести Францию. Здесь национальные программы образования, утвержденные государством, одинаково обязательны как для государственных, так и для частных школ. Обучающиеся проходят тестирование дважды в год в течение всего периода начального образования с целью определения эффективности используемой педагогической концепции и для мобилизации дополнительных мер поддержки обучающегося, если это требуется в индивидуальном порядке.

 

Разработка национальных систем аттестации: анализ текущих тенденций

Во многих странах разработаны и введены в действие национальные системы оценки образовательных достижений обучающихся широкого профиля. Они демонстрируют, каким образом возможно реализовать такую систему оценки, которая комплексно обрабатывает образовательные достижения, выходя за пределы узкого подхода, ограниченного проверкой навыков чтения и счета.

Так, например, в Бразилии на высоком уровне признается национальная система оценки образовательных достижений наравне с Планом развития образования (июль 2011). Основу системы оценки составляет национальная экзаменационная система, выстроенная на базе одного единственного показателя — индекса развития общего образования, оцениваемого по шкале от 0 до 10. В рамках данной системы оцениваются достижения и прогресс обучающихся в 4–5 классах (основное общее образование), в 8–9 классах (последний год обязательного обучения) и в 11–12 классах (последний год общего образования). Оценка проводится как в государственных, так и в частных школах. В ходе проведения оценки особое внимание уделяется проявлениям творческих способностей и развитию навыков и способностей, способствующих полноценному участию молодого гражданина в жизни страны.

В Южной Африке успешно функционирует 10-уровневая рамочная система оценки, содержащая описание образовательных достижений для каждого уровня в соответствии с Национальными рамками квалификаций (Закон 2008 г.№ 67). В Болгарии оценка осуществляется на основании государственных образовательных требований в ходе всего цикла начального и основного общего школьного образования, включая профессиональную подготовку и профессиональное обучение. В качестве инструмента оценки служат школьное тестирование и экзамены, к которым применяются как количественные, так и качественные показатели.

В Китае концепция качества образования выстроена вокруг полноценного развития нравственности, интеллекта, физической силы и эстетического восприятия. Кроме того, большое внимание уделяется выработке практических навыков и творческих способностей, как описано в руководстве по реформированию базового учебного плана (2001 г.). В 2007 году в Китае был создан Национальный центр оценки качества общего образования, который в настоящее время занимает ведущее место в разработке и проведении аттестации.

В Катаре с 2003 г.ежегодная проверка знаний обучающихся с 4 по 12 класс проводится Высшим образовательным советом. В 2011 году была введена система отметок и минимальный проходной балл — 30 процентов. Высший образовательный совет начал привлекать внимание педагогических работников к данной системе оценки и даже учредил курсы повышения квалификации для учителей по правильному применению системы, а на своем сайте разместил примерные варианты тестирования. Так директора и учителя школ получили возможность ознакомиться с планами и стратегиями качественного преподавания, обеспечивающего надлежащую подготовку школьников к национальному тестированию. Более того, результаты национальных тестов принимаются во внимание с целью оценки выполнения самой школой установленных нормативов.

В Финляндии оценка образования производится на трех уровнях: локальном, региональном и национальном. Государственные образовательные стандарты и требования к присвоению квалификации определяют наряду с целями образования, заложенными в финском законодательстве, порядок действий организаций, реализующих образовательные программы. Эффективность системы зависит от профессионализма учителей и других работников системы образования. Государственное тестирование проводится ежегодно, при этом творческие способности оцениваются наряду с академическими предметами. Целью такого сочетания является установление точности восприятия национальных стандартов и требований на локальном уровне. 

В Кении в соответствии со ст. 64(1) Закона об общем образовании (2013 г.) был учрежден Совет по образовательным стандартам и обеспечению качества образования. Совет был создан с целью обеспечить выполнение стандартов и качественную реализацию образовательных программ путем мониторинга процесса проведения промежуточной и итоговой аттестации в образовательных организациях общего образования. Закон определил национальные рамки квалификаций (ст. 68(1)), которые разрабатываются совместно с заинтересованными лицами и включают критерии оценки компетенций, навыков, знаний, стремлений и ценностей. В статье 74 Закона говорится о создании Кенийского института разработки образовательных стандартов, к полномочиям которого относится создание основных образовательных программ общего образования.

Частью масштабных реформ системы образования Мексики, проводимых с 2013 г. и основанных на признании права на образование в качестве фундаментального права человека, стало внесение изменений в ст. 3 и ст. 73 Конституции, что привело к усилению роли Национального института оценки образования. Институт как орган государственной власти, действующий на основании Конституции, обладает полной автономией и отвечает за профессиональную оценку качества преподавания, при этом ответственность за качество солидарно несут учителя и уполномоченные органы государственной власти. В августе 2013 г. в Закон о национальном институте оценки образования и в Закон о профессиональной учительской службе были внесены изменения, улучшающие механизм их примененияв качестве нормативных правовых инструментов, регулирующих достижение целей бесплатного, справедливого, качественного государственного образования как правовой и моральной обязанности государства.

В Республике Сейшельские острова,стремясь улучшить стандарты качества образования, в 2013 г. разработали национальные рамки оценки качества образования с целью поощрения полноценного развития детей и приобретения ими знаний, навыков, компетенций и стремлений, необходимых в современном мире. Особое внимание в документе уделено «приемлемым профессиональным стандартам качества». В нем предусмотрено, что «аттестация будет проводиться в соответствии с установленными процедурами в конце каждого ключевого этапа начальной и основной средней школы с целью оценки достижений обучающихся в отношении целей образования, установленных национальным стандартом»[14].

В Намибии компетенции, ключевые навыки и области знаний были идентифицированы в программе «Видение Намибии 2030» в виде национального стандарта общего образования в целях непрерывной оценки прогресса образовательных достижений учащихся 5 и 8 классов с использованием унифицированного тестирования и государственных экзаменов. «Как школьные тесты, так и ежегодные экзаменационные сессии оценивают знания, навыки и степень понимания предмета, описанные в основных программах»[15].

В России итоговая аттестация по завершении основного общего образования и среднего образования является обязательной. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает процедуры и требования к аттестации, а также институциональные механизмы для оценки уровня и глубины знаний, полученных при освоении образовательной программы, с особым акцентом на качество и образовательные стандарты[16].

В процессе разработки программ оценки качества образования на национальном уровне чрезвычайно важно уделять большое внимание правам человека как центральной идее с тем, чтобы максимально полно раскрыть содержание права на образование.

 

Модели аттестации, основанные на центральной идее прав человека

Как уже было сказано ранее, в зону ответственности отдельных государств входит утверждение таких национальных механизмов аттестации и оценки качества образования, которые помогают установить соответствие образовательной системы общепризнанным нормам в сфере прав человека, включая те, которые определяют международно-правовой статус права на образование, но, не ограничиваясь ими.

Национальные системы оценки образовательных достижений должны определять глубину освоения обучающимися знаний в области прав человека и понимания их как безусловной ценности. Рекомендуется разработать тесты для оценки степени внедрения обучающимися этих ценностей в модели своего повседневного поведения. Готовность обучающихся менять свои привычки на основе осознания такой ценности, как уважение прав человека, может дать отпор растущим тенденциям грубости и насилия в школах. Феномен такой перемены достоин отдельного рассмотрения при проведениивнутришкольной аттестации.

В любой системе оценки образовательных достижений учителю отведена центральная роль. Именно учитель передает обучающимся содержание обязательной образовательной программы и оценивает их успеваемость. Учитель должен уметь развить в ребенке любовь и стремление к учению, способность критически мыслить, понимать и принимать этические и нравственные ценности. Четыре стержня образования, описанные в Докладе Делорс (учимся узнавать, выполнять, жить вместе и существовать) занимают центральное место в процессе обучения.

Качество преподавания и обучения на уровне основного школьного образования — важный фактор национальных систем оценки. Учителя представляют собой ключевое связующее звено между результатами аттестации и совершенствованием педагогического процесса. Более того, они играют важную роль в претворении в жизнь гуманистической миссии образования.

Рекомендация ЮНЕСКО/МОТ о положении учителей(утв. на Специальной межправительственной конференции в1966 г.)[17] закладывает основы всеобъемлющего нормативно-правового обеспечения преподавательской профессии. Кроме того, в ней признается ведущая роль учителя в учебном прогрессе обучающегося. Рекомендация применяется ко всем учителям независимо от формы собственности образовательной организации и содержит указания относительно целого ряда вопросов, включая функции и ответственность учителей.

Программы подготовки учителей должны не только развивать навыки преподавания, но и оценивания обучающихся. Для обновления системы подготовки учителей необходимы инновационные программы с целью соотнесения программ подготовки с новыми ориентирами образовательных реформ. Во Франции, например, постоянное обучение учителей на местах — обязательное требование. Это необходимо не только с целью их профессионального совершенствования и ознакомления с новейшими педагогическими методиками и практиками, но и для постоянной актуализации их навыков аттестации и оценивания обучающихся. В системе образования, в которой обучающийся занимает центральное место, сведения о результатах аттестации каждого обучающегося и о достижениях в освоении основной образовательной программы составляют часть системы. Поскольку каждый обучающийся осваивает образовательную программу в своем темпе, персонализированная аттестация позволяет учителям, их помощникам и самим ученикам в старших классах получить необходимую поддержку. Таким образом, гарантируется качественное освоение каждого модуля образовательной программы без социальной стигматизации ученика как отстающего.

Важным требованием к системам оценки образовательных достижений, разработанным на основе уважения к правам человека, является периодическое обновление основных образовательных программ. Общепризнанные ценности прав человека и демократические принципы должны быть внедрены в каждую систему образования и инкорпорированы в государственные образовательные стандарты общего образования. Периодическое обновление стандартов в целях учета возникающих требований чрезвычайно важно. Также невозможно переоценить важность приведения учебников во всех школах — частных и государственных — в соответствие с ценностями и целями образования, закрепленными в международных конвенциях о правах человека в контексте, придаваемом им договорными органами соответствующих конвенций. Более того, государственные образовательные стандарты должны быть способны отвечать на глобальные вызовы и нравственные запросы всего человечества.

Индивидуальным склонностям и способностям детей должно уделяться серьезное внимание при оценке их образовательных достижений. Оценка способностей должна сопровождаться консультациями с родителями. Учителя должны быть способны помочь детям реализовать свой потенциал, что, как правило, приводит к улучшению их результатов при следующей аттестации. В Литве, например, аттестация на уровне начального и основного общего образования проводится исходя из концепции достижений и прогресса обучающихся, что позволяет развивать сильные стороны личности и творческие способности, улучшаятаким образом образовательные достижения. Основная идея такой системы оценки состоит в том, что обучение выступает не субъектом аттестации, а ее целью.

В данном контексте индийский штат Гуджарат— пример того, как традиционный «аттестат зрелости», систематически выдаваемый всем обучающимся по завершении освоения программ начального и основного общего образования, был заменен на «аттестат способностей», в котором перечисляются способности ученика, выявленные учителями, родителями и самими учениками. Такой аттестат не только дает право на продолжение образования на ступени среднего и высшего образования, но и обладает неотъемлемым преимуществом мотивировать обучающихся на выбор дальнейшей образовательной траектории на основании имеющихся склонностей.

Выявление способностей и консультирование детей и родителей по вопросу их развития представляет особую важность в процессе освоения навыков. Национальные механизмы аттестации должны быть совмещены с «системами карьерных рекомендаций с целью помочь обучающимся в выборе оптимальных для них карьерных путей, включая предоставление актуальной информации о потребностях рынка труда и инструментов самооценки для выявления способностей и интересов, и убедить их в важности приобретения навыков карьерного выбора»[18].

Постоянно растущий спрос на образовательные услуги во всем мире привел к экспоненциальному росту числа частных образовательных организаций. Для регулирования данной сферы требуется целостная и непротиворечивая система правовых норм, которая бы обеспечила их соответствие установленным стандартам. Для защиты публичного интереса в сфере образования необходимы эффективные санкции, защищающие от злоупотреблений в частных образовательных организациях. В каждой стране должна быть организована система первичных разрешительных процедур, последующего мониторинга и аккредитации с целью обеспечить предоставление частными школами качественного образовательного контента, что,в свою очередь, позволит государству выполнить свои собственные международные обязательства. В тех странах, где допускается получение основного общего образования в частных школах, должны быть приняты меры по обеспечению выполнения такими школами требований к целям и содержанию образования.

В данном контексте важно отметить, что в соответствии с п.п. 3 и 4 ст. 13 Международного пакта от 16 декабря 1966 г.«Об экономических, социальных и культурных правах»[19]родители и законные представителей детей имеют право на выбор частной школы для обучения своих детей. Несмотря на это,образование в таких школах должно соответствовать целям образования, закрепленным в п. 1 ст. 13 Пакта, и государственным минимальным образовательным стандартам. Такие минимальные стандарты могут регулировать вопросы приема на обучение, признания квалификаций,требований к образовательным программам. В свою очередь, минимальные стандарты и сами должны соответствовать целям образования, закрепленным в п. 1 ст. 13 Пакта[20].

 

Заключение

Широко известны обязательства, которые взяли на себя члены международного сообщества в части реализации права на основное общее образование. Выполнение обязательств государств по обеспечению реализации права на образование зависит не только и не столько от количества лет, проведенных детьми в школе, сколько от того, какие знания и навыки, улучшающие качество их жизни, удалость им привить. Этот результат можно зафиксировать с помощью оценки образовательных достижений обучающихся на основании государственного стандарта, сопоставимого с целями права на образование, зафиксированными в основных международных конвенциях о правах человека. Следует признать высокую ценность комплексных национальных механизмов аттестации и оценки для обучающихся, школ и для страны в целом. Такие механизмы обеспечивают отслеживание и, при необходимости, улучшение достижений каждого обучающегося. На общенациональном уровне они позволяют государству вносить изменения в государственные стандарты и программы подготовки учителей и корректировать систему образования в целом для максимально полной реализации права на образование.

Превалирующие международные системы оценки учебного процесса отражают лишь инструментальную ценность образования и основаны на концепции оценки образовательного развития на базе экономических показателей и излишнем акценте на результатах тестов, выявляющих средний уровень грамотности или математических навыков. На наш взгляд, такой узкий подход девальвирует гуманистическую миссию образования и понижает уровень фундаментальных целей, закрепленных за образованием международными конвенциями о правах человека.

Международные системы оценки неизбежно оказывают влияние на национальные системы оценки, таким образом рассмотренный выше узкий подход получает закрепление в национальных системах образования. Необходим сдвиг парадигмы в сторону более широкого подхода национальных систем аттестации с тем, чтобы они воплощали в полной мере цели образования в соответствии с нормами о правах человека и основывались на признании центральной роли прав человека в регулировании права на образование.

Учителя играют важнейшую роль в реализации государственных стандартов и проведении оценки образовательных достижений обучающихся. Программы подготовки учителей должны быть усилены за счет дополнения навыков преподавания навыками оценки образовательных достижений и способностей обучающихся.

Важно инициировать общественное обсуждение по вопросу выявления и поддержки способностей детей и способствовать развитию системы образования в направлении признания и воплощения духа гуманистических ценностей и человеческого достоинства. Образование не должно вести ребенка в мир материальных ценностей и ориентиров, лишенный осознания важности прав человека, солидарности, взаимопонимания и уважения других людей. Оно должно готовить ребенка к ответственности, сопровождающей свободу, как следует из институциональных мандатов ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ. Значительный вклад в этом направлении может исходить от академического сообщества, гражданского общества, парламентариев как законодателей и уважаемых публичных фигур.

Ознакомление с работой, проводимой договорными органами и агентствами ООН, может оказаться бесценным подспорьем в деле повышения важности подхода, основанного на центральной роли прав человека в разработке национальных систем оценки образовательных достижений обучающихся.

Как указано в Докладе Специального докладчика по вопросу о праве на образование, реализация права на качественное основное общее образование для всех, включая развитие навыков, заслуживает центрального места в плане развития после 2015 г. С данной точки зрения, национальные системы оценки образовательных достижений обучающихся должны развиваться с ориентацией на будущее с целью выработки механизма реагирования на изменение всеобщих целей образования в соответствии с грядущими программами развития. Системы образования, включая механизмы аттестации, непременно должны быть способны быстро реагировать на такие изменения, не забывая о решимости международного сообщества в признании своих обязательств по реализации права на образование, и в частности по обеспечению «полного доступа к качественному образованию всех уровней» как «непременного условия достижения устойчивого развития»[21].




[1] Перевод с английского: Смирнова М. В.


[2](одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XLVI.


[3] Замечание общего порядка Комитета по правам ребенка № 1 (2001) по п. 1 ст. 29 «Цели образования» CRC/GC/2001/1, абз. 2 // GeneralCommentsoftheCommitteeontheRightsoftheChild. Including CD with Concluding Observations in Europe and Central Asia.–– Florence: United Nations Children’s Fund (UNICEF), 2006.C. 1–7.


[4] Там же, абз. 3.


[5] Там же, абз. 13.


[6] «Новое глобальное партнерство: искоренение нищеты и трансформация экономики на основе устойчивого развития» : доклад Группы высокого уровня видных деятелей по программе развития после 2015 года (2013).NewYork: UnitedNations, 2013. 69 c.


[7] Доклад, подготовленный для ЮНЕСКО Международной комиссией по образованию для XXI века «Учиться: внутреннее богатство». ЮНЕСКО, 1996. С. 7.


[8] Образование для всех : всемирный доклад о мониторинге программы «Неявный кризис: вооруженные конфликты и образование». ЮНЕСКО, 2011.С. 23.


[9]Принята 2 ноября 2001 г. Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры. ЮНЕСКО, 2002. С. 27. Согласно ст. 5 Декларации «каждый имеет право на качественное образование и обучение, которые в полной мере учитывают их культурную идентичность».


[10] Заключения консультаций экспертов от 17–18 декабря 2007 г. № ED/BAS/RVE/2009/PI/1 [Электронный ресурс]. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001802/180253e.pdf (дата обращения:05.01.2016).


[11]ДокладСпециального докладчика по правам человека по вопросу права на образование,о качестве образования и нормативном правовом обеспечении, представленном на сессии Совета ООН 02.05.2012 № A/HRC/20/21 (абз. 75). [Электронный ресурс]. URL: http://www.ohchr.org/Documents/HRBodies/HRCouncil/RegularSession/Session20/A-HRC-20-21_en.pdf (дата обращения:05.01.2016).


[12] Международный стандарт классификации в образовании (абз. 82). ISCED. ЮНЕСКО, 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www.uis.unesco.org/Education/Documents/isced-2011-en.pdf (дата обращения: 05.01.2016).


[13] Двенадцатый пятилетний план Правительства Индии на период с 2012 по 2017 годы. Т. III. Социальный сектор. SagePublications, 2013. С. 55.


[14] Национальные рамки оценки образования: новый взгляд на обучение» (2013 год) / Министерство образования Сейшельских островов.С. 4.


[15] Навстречу совершенствованию текущей аттестации в школах: руководство по образовательной политике и информации (1999) / Министерство общего образования и культуры Намибии.С. 36.


[16] Российская газета. 2012. 31 дек.


[17]Рекомендация ЮНЕСКО/МОТо положении учителей (1966 г.)иРекомендация ЮНЕСКОо статусе преподавательских кадров высших учебных заведений (1997 г.)// Руководство для пользователей.ЮНЕСКО / МОТ, 2008. С. 21.


[18] Шанхайский консенсус: рекомендации Третьего международного конгресса технического образования и профессионального обучения и подготовки (13–16 мая 2012 г.) [Электронный ресурс] URL: www.unesco.org/new/fileadmin/MULTIMEDIA/HQ/ED/pdf/outcomesdocumentFinalwithlogo.pdf (дата обращения: 05.01.2016).


[19] Пакт ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973 № 4812-VIII; вступил в силу для СССР с 03.01.1976 // Бюллетень ВС РФ. 1994. № 12.


[20] Замечания общего порядка № 13 (1999) Комитета по экономическим, социальным и культурным правам «О праве на образование. Статья 13».


[21] Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 27.07.2012№ 66/288  «Будущее, к которому мы стремимся» (абзацы 229 и 233).[Электронный ресурс].URL: http://www.un.org/disabilities/documents/rio20_outcome_document_complete.pdf (дата обращения: 05.01.2016).


Автор: Сингх Кишор. профессор, специальный докладчик ООН по вопросу о праве на образование



Возврат к списку