Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  


Обзор последних изменений, внесенных в

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»


В июле 2016 года были подписаны сразу несколько федеральных законов, которыми внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Изменения направлены на совершенствование стипендиального обеспечения студентов, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам; совершенствование организации предоставления дополнительного образования детей в федеральных государственных образовательных организациях и частных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 312-ФЗ «О внесении изменений в статью 36 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вносятся изменения
в части 5, 8, 10 и 15 статьи 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон).

Во-первых, Законом предусматривается внесение изменений в целях уточнения категорий получателей государственной социальной стипендии. До принятия изменений государственная социальная стипендия назначалась в том числе студентам, имеющим право на получение государственной социальной помощи. Формулировка части 5 статьи 36 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «имеющие право на получение государственной социальной помощи" не устанавливала фактическую принадлежность студентов к категории лиц, признанных малоимущими и нуждающихся в социальной помощи.

Правовая неопределенность указанной нормы, когда получателями социальной стипендии являлись студенты, которые лишь имели право на социальную помощь, приводила к тому, что были случаи, когда студенты, не являясь малоимущими, обращались в органы социальной защиты населения не для получения социальной помощи (поскольку не нуждались в ней), а только для того, чтобы впоследствии получить социальную стипендию.

В целях рационального и эффективного использования средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также обеспечения социальной направленности указанной стипендии, Закон наделяет правом получать государственную социальную стипендию только теми студентами, которым фактически назначена государственная социальная помощь, что является гарантией того, что студент действительно является малоимущим и нуждается в поддержке со стороны государства, в том числе в форме социальной стипендии.

Во-вторых, Законом вносятся изменения в часть 8 статьи 36 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части уточнения термина стипендиального фонда. Часть 8 статьи 36 определяла источник для выплаты государственных академических и государственных социальных стипендий студентам, но не содержала определения стипендиального фонда.

В-третьих, частью 10 статьи 36 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что размер стипендиального фонда организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется исходя из общего числа обучающихся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и нормативов, установленных Правительством Российской Федерации. В целях включения в стипендиальный фонд средств федерального бюджета, предусмотренных постановлениями Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 г. № 945 "О порядке совершенствования стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях профессионального образования" и от 2 июля 2012 г. № 679 "О повышении стипендий нуждающимся студентам первого и второго курсов федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста и имеющим оценки успеваемости "хорошо" и "отлично", часть 10 статьи 36 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополняется полномочием Правительства Российской Федерации по утверждению правил формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

С учетом изменений, внесенных в часть 10 статьи 36 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вносится соответствующее уточнение в часть 15 статьи 36. При расчете объема средств на оказание материальной поддержки, учитывались средства стипендиального фонда, предусматриваемые на выплату государственных академических и государственных социальных стипендий только студентам, но не всем категориям обучающихся. Расширение категорий получателей материальной поддержки путем включения в их число аспирантов, ординаторов, ассистентов-стажеров и слушателей обусловлено поступающими запросами от организаций, осуществляющих образовательную детальность, с просьбой разрешить расходовать имеющиеся средства на материальную поддержку таких категорий обучающихся, так как обучение по указанным программам отнесено к высшему образованию.

Вступление перечисленных изменений в силу с 1 сентября 2016 г. позволит формировать стипендиальный фонд начиная с 2017 года с учетом бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию упомянутых постановлений № 679 и № 945.

3 июля 2016 года был подписан ещё один федеральный закон № 313-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В настоящее время в соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" организация предоставления дополнительного образования детям в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации) относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на предоставление государственной поддержки дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (часть 2 статьи 8 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

В соответствии с подпунктом 8 части 1 статьи 8 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится предоставление дополнительного образования детям в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации. Также к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится, в том числе обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 8 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Действующие до внесения изменений нормы не предусматривали участия федеральных государственных органов в организации предоставления дополнительного образования детей в федеральных государственных образовательных организациях и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в организации предоставления дополнительного образования детей в частных организациях дополнительного образования в части финансирования дополнительных общеобразовательных программ за счет бюджетных ассигнований.

В связи с этим были приняты изменения в часть 2 статьи 6 и в часть 2 статьи 8 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", предоставляющие федеральным государственным органам право обеспечивать организацию предоставления дополнительного образования детей в федеральных государственных образовательных организациях, а органам государственной власти субъектов Российской Федерации - право на предоставление государственной поддержки дополнительного образования детей в части финансового обеспечения предоставления дополнительного образования детей в частных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей.

Принятие указанных изменений направлено на решение задачи, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" об увеличении к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70 - 75 процентов.



Возврат к списку