Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  


Порядок приема в образовательные организации высшего образования в 2016 году


Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2015 г. №1147 утвержден новый Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (далее – новый Порядок приема), который будет действовать, начиная с приема на 2016-2017 учебный год. В отличие от предыдущих аналогичных приказов Минобрнауки России, регулирующих порядок приема и действующих в течении только одного года, утвержденный документ будет носить характер постоянного. Таким образом, абитуриенты будут заранее осведомлены обо всех деталях при приеме в вуз.

Отметим основные изменения в порядке приема на будущий и последующие годы по сравнению с предыдущим.

Новым Порядком приема устанавливается единая дата информирования о приеме для всех образовательных программ и форм обучения: на будущий учебный год вся информация на официальных сайтах вузов должна быть размещена не позднее 16 ноября 2015 года, в последующие годы - не позднее 1 октября. Данная мера позволит повысить информированность абитуриентов. До этого фиксированная дата информирования о приеме не была установлена для магистратуры и для заочной формы обучения.

Новым Порядком приема сохраняется правило об учете при поступлении по образовательным программам высшего образования не только баллов ЕГЭ, но и иных предыдущих достижений обучающихся. Дополнительно за индивидуальные достижения может быть начислено до 10 баллов суммарно.

Перечень заслуг поступающих, которые могут быть зачислены в качестве индивидуальных достижений, расширен за счёт такой заслуги как наличие диплома о среднем профессиональном образовании с отличием. Подобная мера направлена на стимулирование обучающихся показывать более высокие результаты не только на уровне среднего общего образования, но и на уровне среднего профессионального образования. Таким образом, в новом Порядке приема указанный перечень выглядит следующим образом.

В качестве достижений обучающихся могут учитываться:

1) наличие статуса чемпиона и призера Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона Европы, лица, занявшего первое место на первенстве мира, первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, наличие золотого знака отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) и удостоверения к нему установленного образца - при поступлении на обучение по специальностям и направлениям подготовки, не относящимся к специальностям и направлениям подготовки в области физической культуры и спорта (не используемые для получения преимуществ при поступлении на обучение по конкретным условиям поступления и конкретным основаниям приема);

2) наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием или аттестата о среднем общем образовании (среднем (полном) общем образовании), содержащего сведения о награждении золотой или серебряной медалью;

3) наличие диплома о среднем профессиональном образовании с отличием;

4) осуществление волонтерской (добровольческой) деятельности (если с даты завершения периода осуществления указанной деятельности до дня завершения приема документов и вступительных испытаний прошло не более четыре лет);

5) участие и (или) результаты участия поступающих в олимпиадах (не используемые для получения особых прав и (или) преимуществ при поступлении на обучение по конкретным условиям поступления и конкретным основаниям приема) и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах, физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, проводимых в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности;

6) оценка, выставленная организацией высшего образования по результатам проверки итогового сочинения, являющегося условием допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.

Учет индивидуальных достижений осуществляется посредством начисления баллов за индивидуальные достижения и (или) в качестве преимущества при равенстве суммы конкурсных баллов. Баллы начисляются поступающему, представившему документы, подтверждающие результаты индивидуальных достижений (не требуется предоставление документов, подтверждающих оценку, выставленную организацией высшего образования по результатам проверки итогового сочинения), и включаются в сумму конкурсных баллов.

В Методических рекомендациях по учету индивидуальных достижений поступающих при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета, утвержденных Минобрнауки России 20 февраля 2015 г. № АК-10/05вн образовательным организациям рекомендуется:

1). при определении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, проводимых в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности

- дифференцировать количество начисляемых баллов в зависимости от этапов проведения и уровня олимпиад, конкурсов и мероприятий и их профильности по отношению к направлению подготовки или специальности, на которую поступает абитуриент;

- учитывать помимо олимпиад, конкурсов и мероприятий, проводимых образовательной организацией высшего образования, осуществляющей прием, межвузовские, региональные и иные олимпиады, конкурсы и мероприятия.

2) учет в качестве индивидуального достижения наличия серебряного и (или) золотого значка, полученного за результаты сдачи норм физкультурного комплекса "Готов к труду и обороне" производить в пределах начисления не более 1 балла, поскольку в настоящее время внедрение Комплекса ГТО носит организационно-экспериментальный характер.

Необходимо помнить, что учет всех индивидуальных достижений, представляемых поступающими при приеме на обучение, с начислением баллов образовательная организация высшего образования осуществляет по своему усмотрению.

В случае, если образовательная организация высшего образования учитывает в качестве индивидуального достижения поступающего итоговое сочинение, то такой организации рекомендуется разработать и утвердить порядок и критерии оценивания итогового сочинения. При разработке критериев оценивания итогового сочинения рекомендуется использовать критерии, разработанные Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и изложенные в письме от 24 ноября 2014 г. №АК-3761/05. Среди указанных критериев: соответствие сочинения теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция и логика рассуждения; оригинальность сочинения; качество речи и др.

Изменения коснулись приема иностранных граждан. В соответствии с ч. 5 ст. 70 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» иностранным гражданам предоставлено право приема по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательными организациями высшего образования.

Новым Порядком приема иностранные граждане также выделены в отдельную категорию поступающих на базе среднего общего образования, которые могут поступать на обучение по результатам общеобразовательных вступительных испытаний, проводимых организацией высшего образования самостоятельно. Указанные лица вправе сдавать все общеобразовательные вступительные испытания либо сдавать одно или несколько указанных вступительных испытаний наряду с представлением результатов ЕГЭ в качестве результатов иных общеобразовательных вступительных испытаний.

При приеме иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета на места по договорам об оказании платных образовательных услуг организация высшего образования:

1) обязана установить не менее двух не менее двух общеобразовательных вступительных испытаний, выбираемых ею самостоятельно из числа вступительных испытаний, установленных Приказом Минобрнауки России от 4 сентября № 1204 «Об утверждении перечня вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата и программам специалитета» по соответствующей специальности или направлению подготовки,

2) может устанавливать дополнительные вступительные испытания,

3) может заменять общеобразовательные и (или) дополнительные вступительные испытания иными вступительными испытаниями.

Изменение коснулось обладателей особых прав при приеме на обучение на программы бакалавриата и программы специалитета – победителей и призеров олимпиад школьников (за исключением творческих олимпиад и олимпиад в области физической культуры и спорта). В сторону увеличения изменено количество баллов ЕГЭ, при наличии которых победители и призеры олимпиад школьников могут воспользоваться своими особыми правами. По новому Порядку приема результаты ЕГЭ должны быть не менее 75 баллов, в то время как «порог» предыдущих лет равнялся 65 баллам.

Кроме того, продлен срок действия результатов олимпиад школьников, которые теперь действительны в течение четырех лет, следующих за годом проведения олимпиады, что соответствует сроку действия результатов ЕГЭ. Ранее они были действительны только один год.


Возврат к списку