Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  


Обзор последних изменений, внесенных в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» с 29 по 31 декабря 2015 года


В декабре 2015 года были подписаны сразу несколько Федеральных законов, которыми внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Изменения направлены на расширение категории лиц, обладающих преимущественным правом зачисления в образовательную организацию на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета; продления срока приведения наименований и уставов образовательных организаций в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон 2012 г.); расширение практического применения имеющихся законодательных оснований для осуществления медицинской деятельности педагогическими работниками и научными работниками, обладающими необходимой квалификацией и опытом; совершенствование предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости; охрану окружающей среды.

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. № 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" вносятся целый ряд изменений.

В части 7 статьи 71 Закона 2012 г. определены категории лиц, имеющих право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. К данной категории лиц отнесены в том числе дети прокурорских работников, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных ими в период службы в органах прокуратуры либо после увольнения вследствие причинения вреда здоровью в связи с их служебной деятельностью.

При этом лица, указанные в части 7 статьи 71 Закона 2012 г., пользуются преимущественным правом зачисления в образовательную организацию на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях.

Кроме того, частью 6 статьи 86 Закона 2012 г. определены категории лиц, которые пользуются преимущественным правом приема в общеобразовательные организации, реализующие образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеобразовательными программами и имеющие целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества. В перечень указанных лиц также включены дети прокурорских работников, погибших или умерших вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных ими в период прохождения службы в органах прокуратуры либо после увольнения вследствие причинения вреда здоровью в связи с их служебной деятельностью.

Следует отметить, что дети сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, погибших или умерших вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных ими в период службы в Следственном комитете Российской Федерации либо после увольнения вследствие причинения вреда здоровью в связи с их служебной деятельностью, не были отнесены Законом 2012 г. к указанным льготным категориям граждан.

В то же время Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывал позицию, согласно которой федеральный законодатель, осуществляющий в рамках своих дискреционных полномочий соответствующее правовое регулирование, при определении круга лиц, которым предоставляется то или иное право, должен соблюдать конституционные принципы равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и исходить из того, что в силу статьи 55 Конституции Российской Федерации различия в условиях реализации отдельными категориями граждан того или иного права допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

На основании изложенного, а также учитывая принцип единства правовых и организационных основ государственной службы, предполагающий законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы, установленного Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", детям сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, погибших или умерших вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных ими в период прохождения службы в Следственном комитете Российской Федерации либо после увольнения вследствие причинения вреда здоровью в связи с их служебной деятельностью, были предоставлены права, аналогичные правам, предоставленным детям прокурорских работников.

Кроме того, Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. № 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" продлен срок приведения в соответствии с Законом 2012 г. наименований и уставов образовательных учреждений – до 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" был разработан во исполнение подпункта "д" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 11 марта 2015 г. № Пр-417ГС, предусматривающего внесение в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на совершенствование мер социальной поддержки граждан, исходя из обязанности соблюдения принципов адресности и нуждаемости.

Указанный закон содержит изменения в ряд законодательных актов, предусматривающие оптимизацию предоставления отдельных мер социальной поддержки, в том числе исходя из обязанности соблюдения принципов адресности и нуждаемости при их предоставлении в субъектах Российской Федерации.

Одной из мер социальной поддержки является предоставление компенсации родителям (законным представителям) в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования. Данная мера поддержки осуществляется за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.

В обстановке увеличивающейся дифференциации в доходах населения переход к социально ориентированной и адресной поддержке наименее обеспеченных категорий граждан позволит во многом выполнить обязательства государства в рамках ограниченных ресурсов бюджетов бюджетной системы.

В целях применения принципов адресности и нуждаемости Законом 2012 г. установлено, что при предоставлении компенсации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливать критерии нуждаемости.

Указанные изменения позволят субъектам Российской Федерации при предоставлении мер социальной поддержки с учетом критериев нуждаемости расходовать и перераспределять высвободившиеся средства на цели социальной поддержки граждан, которые действительно нуждаются в таких мерах, а также на цели увеличения объема средств на выплаты и размера выплат таким гражданам.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 389-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был разработан в целях расширения практического применения имеющихся законодательных оснований для осуществления медицинской деятельности педагогическими работниками и научными работниками, обладающими необходимой квалификацией и опытом.

Часть 6 статьи 47 Закона 2012 г. определяет виды работ, включаемые в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности. Вместе с тем, не были отражены все виды работ, осуществляемые педагогическими работниками медицинских образовательных организаций высшего образования, принимающими участие в практической подготовке обучающихся. Внесение соответствующих дополнений в Закон, позволили в структуре рабочего времени педагогических работников увеличить время на практическую подготовку обучающихся. При этом исключается необходимость обязательного принятия педагогических работников на работу в медицинские организации по совместительству.

Частью 5 статьи 82 Закона 2012 г. с целью организации практической подготовки обучающихся предусмотрено заключение договора между образовательной или научной организацией и медицинской организацией либо иной организацией, осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья.

В то же время анализ практического применения указанных норм продемонстрировал необходимость разработки типовой формы указанного договора, содержащей существенные условия договаривающихся сторон.

Положения Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 389-ФЗ уточняют требования к содержанию договора и закрепляют полномочие федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по утверждению формы договора.

Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 404-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" дополнена статья 76 Закона 2012 г. в части устанавливающей порядок утверждения типовых дополнительных профессиональных программ образования лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. В соответствии с дополнениями соответствующие программы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.


Возврат к списку