Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  


Современное кадетское образование в России: состояние нормативно-правового регулирования


Кадетское образование в России активно развивается в последние годы. По данным Минобрнауки России количество учреждений, которые ведут кадетское образование, за два года увеличилось на 13%. Число кадетских классов за последний год возросло почти на 50%.[1] В настоящее время получение соответствующего образования укладывается в рамки обучения по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами. Такое обучение имеет целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества.

Нормативно-правовое регулирование кадетского образования в России осуществляется на уровне Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в рамках статьи 86 (далее – Закон 2012 г.).

В соответствии с Законом 2012 г. в случае обучения по интегрированным программам могут создаваться общеобразовательные организации со следующими названиями: «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский военный корпус», «морской кадетский военный корпус», «кадетская школа», «кадетский корпус», «морской кадетский корпус», «казачий кадетский корпус»; и профессиональные образовательные организации со специальным наименованием «военно-музыкальное училище».

Общеобразовательная организация с названием «президентское кадетское училище» является новым видом кадетской образовательной организации, введенным Законом 2012 г. Создание данного вида организаций не было предусмотрено ни ранее действовавшим Законом РФ «Об образовании» 1992 г., ни Типовым положением о суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах (утв. постановлением Правительства РФ от 30.04.2008 № 328), регулировавшим организацию и осуществление образовательной деятельности в кадетских учреждениях вплоть до принятия Закона 2012 г.

Основными особенностями президентских кадетских училищ (далее - училища) являются следующие. Училища создаются в виде федеральных государственных казенных общеобразовательных учреждений и имеют целью подготовку обучающихся к государственной службе. За училищем на праве оперативного управления закрепляется находящееся в федеральной собственности недвижимое имущество и предоставляются земельные участки на праве постоянного, бессрочного пользования.

В настоящее время на территории Российской Федерации создано и функционирует всего восемь училищ, одно из которых – Московское президентское кадетское училище - относится к системе МВД, остальные - Оренбургское, Тюменское, Владивостокское, Краснодарское, Ставропольское, Кызылское и Севастопольское училища - находятся в введении Минобороны.

"Президентское кадетское училище", "суворовское военное училище", "нахимовское военно-морское училище", "кадетский (морской кадетский) военный корпус" и "военно-музыкальное училище" создаются только Российской Федерацией, а общеобразовательные организации со специальными названиями «кадетская школа», «кадетский (морской кадетский) корпус» и «казачий кадетский корпус» могут создаваться как Российской Федерацией, так и субъектами Российской Федерации.

Российской Федерацией созданы, например, следующие общеобразовательные организации: по распоряжению Правительства РФ от 11 августа 2011 г. № 1414-р - федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение "Ставропольское президентское кадетское училище"», по распоряжению Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. № 2049-р - ФГКОУ "Кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации имени Александра Невского", по распоряжению Правительства РФ от 25 февраля 2014 г. № 260-р - ФГКОУ "Самарский кадетский корпус Министерства внутренних дел Российской Федерации".

В качестве примеров общеобразовательных организаций, созданных субъектами Российской Федерации можно привести следующие: областное государственное образовательное учреждение - кадетская школа-интернат "Аксайский кадетский корпус", созданный в соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 5 августа 2004 г. № 309, республиканская кадетская морская школа-интернат, созданная в соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 9 октября 2001 г. № 212, кадетская школа-интернат на базе государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Карельский республиканский детский морской центр "Норд-Вест", созданная по распоряжению Правительства Республики Карелия от 8 декабря 2005 г. № 362р-П.

Организация и осуществление образовательной деятельности в президентских кадетских училищах, суворовских военных училищах, нахимовских военно-морских училищах, кадетских (морских кадетских) военных корпусах, военно-музыкальных училищах, а также порядок приема в указанные образовательные организации устанавливают федеральные государственные органы, в ведении которых они находятся, по согласованию с Минобрнауки России. Так, приказом Министра обороны РФ от 21 июля 2014 г. № 515 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями "президентское кадетское училище", "суворовское военное училище", "нахимовское военно-морское училище", "кадетский (морской кадетский) военный корпус" и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием "военно-музыкальное училище", находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации»; Приказом МВД России от 15 июня 2015 г. № 682 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных образовательных организациях со специальным наименованием "суворовское военное училище", находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации.

Исходя из целей обучения в рамках кадетского образования, а именно - подготовки несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в указанных нормативных правовых актах закреплена особая роль воспитания обучающихся как части образовательного процесса. Организация воспитательной работы с кадетами должна осуществляться на основе комплексного подхода к решению задач воинского, патриотического, правового, нравственного и эстетического воспитания. При этом воспитание базируется на общечеловеческих ценностях, лучших образцах мировой и национальной культуры, истории Отечества и героических традициях российской армии и флота, Вооруженных Сил Российской Федерации.

К приему обучающихся в соответствующие образовательные организации предъявляются специальные требования. Прием в кадетские образовательные организации, находящиеся в ведении Минобороны России, МВД России осуществляется на конкурсной основе из числа годных по состоянию здоровья несовершеннолетних граждан Российской Федерации. Прием осуществляется по результатам определения психологической готовности кандидатов к обучению, уровня их физической подготовленности, а также оценки их общественных, творческих и спортивных достижений.

Преимущественным правом приема в кадетские организации, за исключением приема в военно-музыкальные училища, обладают категории лиц, перечисленные в части 6 статьи 86 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации":

1). дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,

2). дети военнослужащих, проходящих военную службу по контракту,

3). дети государственных гражданских служащих и гражданского персонала федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба,

4). дети граждан, которые уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общая продолжительность военной службы которых составляет двадцать лет и более,

5). дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы,

6). дети Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы,

7). дети сотрудников органов внутренних дел,

8). дети граждан, которые уволены со службы в органах внутренних дел по достижении ими предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общая продолжительность службы которых составляет двадцать лет и более,

9). дети сотрудников органов внутренних дел, погибших или умерших вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел,

10). дети, находящиеся на иждивении указанных лиц,

11). дети прокурорских работников, погибших или умерших вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных ими в период службы в органах прокуратуры либо после увольнения вследствие причинения вреда здоровью в связи с их служебной деятельностью,

12). дети сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, погибших или умерших вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных ими в период службы в Следственном комитете Российской Федерации либо после увольнения вследствие причинения вреда здоровью в связи с их служебной деятельностью.

В отличие от федеральных государственных образовательных организаций, находящихся в ведении федеральных государственных органов (МВД России, Минобороны России), где порядок осуществления образовательной деятельности устанавливается соответствующими органами, в кадетских школах, кадетских (морских кадетских) корпусах и казачьих кадетских корпусах указанный порядок устанавливается Минобрнауки России.

«Разноведомственность» кадетских учебных заведений является одной из точек преткновения и частью общей проблемы развития кадетского образования. Появившееся в результате хаотичного создания как по инициативе «снизу», так и по инициативе государства, большое количество кадетских образовательных организаций разной подчиненности имеет следствием отсутствие общего статуса, общих подходов к денежному содержанию, единых принципов подбора педагогического воспитательского состава, единых правил поступления в кадетские школы и т.п.

Например, в приказе МВД России от 15 июня 2015 г. № 682 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных образовательных организациях со специальным наименованием "суворовское военное училище", находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации» указано, что суворовское военное училище создает условия для реализации образовательных программ училища, вещевого, медицинского, продовольственного обеспечения обучающихся, их круглосуточного проживания.

В отношении учебной практики в вышеупомянутом приказе установлено, что практика имеет целью развитие у обучающихся высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств, физической выносливости и стойкости, необходимых для подготовки к службе в органах внутренних дел Российской Федерации, устанавливается образовательной программой суворовского военного училища и проводится по месту дислокации училища и (или) с выездом за пределы училища в случае создания необходимых условий для проживания, питания, медицинского обслуживания обучающихся.

В свою очередь, в кадетских школах, корпусах, не относящихся к системе силовых структур и находящихся в ведении Минобрнауки России, нормативным образом не установлена обязательность предоставления пансиона, то есть круглосуточного проживания обучающихся. Пробелы в регулировании касаются и установления порядка прохождения учебной практики. В настоящее время обсуждается возможность заключения соглашения между Минобороны России и Минобрнауки России о прохождении кадетами практики в профильных военных частях.

Нормативно-правовое регулирование рассматриваемой сферы на федеральном уровне не является достаточным. В настоящее время по указанным вопросам более эффективно развивается региональное законодательство.

На региональном уровне принимаются программы и концепции развития кадетского образования, которые зачастую являются частью программ патриотического воспитания молодежи. Например, среди задач развития кадетского образования в соответствии с Концепцией развития кадетского образования, разработанной в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 гг. обозначены разработка республиканской единой законодательной и нормативно-правовой базы, обеспечивающей не только создание и становление, но и стабильное функционирование и развитие кадетских школ-интернатов, кадетских классов и военно-патриотических клубов при муниципальных образовательных учреждениях; разработка требований к содержанию, организации, условиям и качеству кадетского образования в республике и другие.

Активная региональная нормотворческая инициатива выражается в принятии специальных законов субъектов. Например, с 7 июля текущего года вступил в силу и действует Закон Республики Коми от 26 июня 2015 г. № 61-РЗ «О кадетском образовании в Республике Коми».

В соответствии с указанным законом органы государственной власти Республики Коми: создают необходимые организационные условия для развития кадетского образования; разрабатывают государственные программы Республики Коми, направленные на развитие кадетского образования; организовывают подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, работающих в организациях, реализующих кадетское образование; формируют информационную базу данных об организациях, реализующих кадетское образование; содействуют совершенствованию и развитию материально-технической базы организаций, реализующих кадетское образование.

Тем не менее, несмотря на отдельные успешные региональные инициативы, по-прежнему отсутствует единый стратегический документ федерального уровня, который бы мог составить основу нормативной правовой базы, обеспечивающей стабильность и развитие стройной системы кадетского образования на всей территории Российской Федерации.

В настоящее время активно ведется общественное обсуждение проекта Концепции кадетского образования России, а также Дорожной карты развития кадетского образования в России, предложенных Общероссийским союзом кадетских объединений и Московским содружеством суворовцев, нахимовцев, кадет на заседании круглого стола Комитета по обороне Совета Федерации 13 апреля 2015 г. и на заседании рабочей группы по развитию кадетского образования при Комиссии по развитию науки и образования Общественной палаты РФ 22 апреля 2015 г. Общественное обсуждение происходит также на официальном сайте Московского содружества суворовцев, нахимовцев, кадет - kadet.ru.



[1] Данные с официального сайта Минобрнауки России http://минобрнауки.рф/special/news/7414


Возврат к списку