Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  


Предложения по формированию перечня и примерных программ по дисциплинам, способствующим формированию инновационной культуры выпускников вузов
Статья подготовлена по материалам отчета по проекту "Разработка предложений к содержанию государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации "Педагог дополнительного образования", к перечню и примерным программам по дисциплинам, способствующим формированию инновационной культуры выпускников вузов", выполненному временным научным коллективом Федерального государственного учреждения "Федеральный центр образовательного законодательства" под руководством Блинова В.И., д.п.н., проф., в рамках Федеральной программы развития образования на 2005 г.

Активные исследования, направленные на построение теории инновационного развития в образовании, ведутся с 30-х гг. ХХ века, И. Шумпетер и Г. Менш ввели в научный оборот и сам термин "инновация", который сочли воплощением научного открытия в новой технологии или продукте. С этого момента концепт "инновация" и сопряженные с ним термины "инновационный процесс", "инновационный потенциал" и другие приобрели статус общенаучных категорий высокого уровня обобщения и обогатили понятийные системы многих наук. Проблемам создания, развития и распространения педагогических новшеств посвящены работы: К. Ангеловски, Н.Р. Юсуфбековой, М.В. Кларина, О.Г. Хомерики, М.М. Поташника, А.В. Лоренсова, С.Д. Полякова, А. И. Пригожего и других. Харин А.А., и Майборода В.П. выявили различные аспекты исследования проблем образования как социального института во взаимодействии с другими социальными институтами общества. Исследователи Ж.Аллак, Р.Акофф, Ю.С.Борцов, Б.С.Гершунский, Э.Дюркгейм, Э.Д.Днепров, Ю. С. Колесников, Ф.Кумбс, В.Т.Лисовский. М.Н.Руткевич, Б.Саймон, Н.Смелзер, Ж.Т.Тощенко, В.Н.Турченко, В.Н.Шубкин и др. посвятили много работ инновационной проблематике в связи с разработкой стандартов и содержания образоывания в целом. Ряд важных аспектов инновационного развития образования раскрыт в работах И.В.Бестужева-Лады, Д.Р.Вахитова, С.Ю.Глазьева, В.С.Дудченко, В.И.Кондратьева. Н.И.Лапина. В.Я.Ляудис, А.И.Пригожина, Б.Твисс., Ю.Посталюк и др.
Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов ХХ века, и до сих пор этот феномен является одним из самых неопределенных и неоднозначных с позиций категориального аппарата педагогики. Как отмечает Н.Ю. Посталюк, именно в 80-е годы в педагогике проблематика инноваций и, соответственно, ее понятийное обеспечение стали предметом специального исследования. Термины "инновация в образовании" и "педагогическая инновация", употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики И.Р. Юсуфбековой.
Педагогическая инноватика - сфера науки, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования. Одной из важных задач современной педагогической инноватики, является отбор, изучение и классификация нововведений, знание которой совершенно необходимо современному педагогу, прежде всего для того, чтобы разбираться в объекте развития школы, выявить всестороннюю характеристику осваиваемого новшества, понять то общее, что объединяет его с другими, и то особенное, что отличает его от других новшеств.
Педагогу требуется четкое понимание сущности инновационных процессов в образовании, умение осуществлять их с учетом специфических закономерностей и принципов.
Инновационные механизмы развития образования включают:
- создание творческой атмосферы в различных образовательных учреждениях, культивирования интереса в научном и педагогическом сообществе к новшествам;
- создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений;
- инициирование поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки;
- интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инноваций в режим постоянно действующих поисковых и экспериментальных образовательных систем.
Интенсификация инновационных процессов в педагогике связана как с социальным заказом и имеющимися в теоретических исследованиях и новаторском опыте средствами, способными обеспечить его выполнение, так и со значительными изменениями в сфере сознания педагогического сообщества в целом. По своему основному смыслу понятие "инновация" относится не только к созданию и распространению новшеств, но и преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан. Откуда следует, что наиболее значимым условием успешности инновационной деятельности является психологическая готовность педагогов к принятию системного нововведения - развитие инновационной культуры выпускников вузов.
Проблема традиций и инноваций чрезвычайно многоаспектна в силу своей интегративной функции, поэтому в равной степени значима для любой сферы гуманитарных знаний, в том числе и педагогических.
Социально-экономические изменения, происходящие в обществе сказываются на глубинных структурах культуры.
Значение культурной традиции для педагогики велико, во-первых, отражает ценностные установки, сложившиеся в обществе на определенном этапе его развития, которые прошли практическую апробацию, что гарантирует отделение утопических проектов от реализуемых. Во-вторых, формирует духовную сферу, в которой происходит функционирование социальных процессов, в том числе и педагогических. В-третьих, определяя программу деятельности, общения, поведения субъектов конкретной исторической эпохи, она определяет общую направленность педагогическим стереотипам. Э.С. Маркарян по этому поводу трактовки культурной традиции писал: "специфический механизм, во многом задающий общую направленность общественного развития. Ведь именно на потенциях и предпосылках, создаваемых культурной традицией, базируются творческие инновации, благодаря которым преодолеваются соответствующие отжившие свой век стереотипы человеческой деятельности и происходит развитее общества".
Наибольшее распространение в школе имеют инновации связанные с организацией учебного процесса и внедрением новых образовательных технологий, а не с изменением характера и содержания образования. При этом доминирует переход на пятидневную учебную неделю и дополнительный день здоровья и уровневая дифференциация детей, осуществляемая по разным основаниям, это могут быть либо классы педагогической коррекции и педагогической поддержки, либо классы или группы одаренных или особо способных детей, гимназические, лицейские и т.п.
Второй характерной чертой является профилизация и специализация общего образования. Профильная дифференциация выражается либо в выборе общего уклона всей школы (художественно-эстетическое), либо в открытии классов различного профиля (педкласс, физико-математический, медико-биологический, психолого-педагогический). При этом профилизация чаще всего сводится либо к выбору учебных программ по углубленному изучению отдельных предметов, либо к введению единичных дополнительных учебных курсов в старших классах по специальным дисциплинам в зависимости от профиля. Часто же профильные классы отличаются от обычных только большим количеством учебных часов в неделю по какому-то одному предмету.
По оценкам учителей, большинство школ, находящихся в поиске, развитии, эксперименте, ориентировано на уровневую и профильную дифференциацию детей и лишь небольшое количество на изменение технологий, методов и средств обучения, охватывающих не отдельный класс или предмет, а изменяющих подход ко всему учебному процессу на научных основаниях.
Инновационные механизмы развития образования включают:
- создание творческой атмосферы в различных образовательных учреждениях, культивирования интереса в научном и педагогическом сообществе к новшествам;
- создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений;
- инициирование поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки;
- интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инноваций в режим постоянно действующих поисковых и экспериментальных образовательных систем.
Типология инновационных подходов к обучению может быть ориентировочно такой: подходы делятся на два основных типа, соответствующих репродуктивной и проблемной ориентации образовательного процесса.
1. Инновации-модернизации, видоизменяющие учебный процесс, направленные на достижение гарантированных результатов в рамках его традиционной репродуктивной ориентации. Лежащий в их основе технологический подход к обучению направлен, прежде всего, на сообщение учащимся знаний и формирование способов действий по образцу, ориентирован на высокоэффективное репродуктивное обучение.
2. Инновации-трансформации, преобразующие учебный процесс, направленные на обеспечение его исследовательского характера, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. Соответствующий поисковый подход к обучению направлен, прежде всего, на формирование у учащихся опыта самостоятельного поиска новых знаний, их применения в новых условиях, формирование опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентации. Репродуктивная и проблемная ориентации образовательного процесса воплощаются в двух основных инновационных подходах к преобразованию обучения в современной педагогике, технологическом и поисковом. Технологический подход модернизирует традиционное обучение на основе преобладающей репродуктивной деятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения как организации достижения учащимися четко фиксированных эталонов усвоения. В рамках этого подхода учебный процесс ориентирован на традиционные дидактические задачи репродуктивного обучения, строится как "технологический", конвейерный процесс с четко фиксированными детально описанными ожидаемыми результатами. Поисковый подход преобразует традиционное обучение как инициируемого учащимся освоения нового опыта. В рамках этого подхода к обучению целью является развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт; ориентиром деятельности и педагога и учащегося является порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов.
Развитие инновационной деятельности учителя является одним из стратегических направлений в образовании. Решение этой задачи имеет особо важное значение сегодня, когда любые инновации в сфере образования могут быть реализованы, если они внутренне будут приняты и поддержаны педагогами-инноваторами.
В контексте содержательной трактовки образования необходимо исходить из того, что ключевой фигурой сферы образования является педагог. Дальнейшее реформирование образовательной системы в ближайшей и отдаленной перспективе всецело зависит как от профессионального уровня педагогического корпуса, так и от степени заинтересованности и участия каждого педагога в развитии инновационной деятельности в образовании.
Между тем, инновационное образование не будет таковым, если главные его носители - преподаватели не станут новаторами, способными не только воспринимать нововведения, но и сделать их главным механизмом в учебном процессе.
Инновационная настроенность педагогов лишь на изменение содержания и объема учебных дисциплин не дает желаемого результата. Преодоление веками сложившейся дидактической трансляционности - "педагогики передачи и усвоения" (термин академика И.П.Иванова) - непременная задача модернизации образования.
Прежде всего, инновационную культуру следовало бы представить как явление профессиональное, поскольку именно профессионалы, в какой бы отрасли они ни действовали, вносят новое в различные сферы общественной жизни - сферы труда, быта, отдыха, познания и общения. Однако мы начинаем с того, что исходной базой инновационной культуры педагога (может быть, и представителей многих других профессий) являются общекультурные (социокультурные) качества личности: 1) духовность, 2) гражданственность и 3) эрудиция, поскольку все они пронизывают содержание образовательного процесса, составляют его атмосферу и должны постепенно становится свойствами учащихся.

Управление процессом становления, формирования и развития инновационной культуры педагогов
Социально-профессиональный и социально-психологический механизм

Инновационная культура - это знания, умения и опыт целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при сохранении в инновационной системе динамического единства старого, современного и нового; иными словами, это свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности.
Для формирования инновационной культуры выпускников вузов, на наш взгляд, не нужно введение новых дисциплин, вполне достаточно включение в дисциплины педагогической подготовки раздела, касающегося инноваций в образовании.
В качестве примера можно привести раздел из примерной программы учебной дисциплины "Методика и технология работы педагога дополнительного образования детей" предназначенной для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовленности выпускников с дополнительной квалификацией "Педагог дополнительного образования" и являющейся единой для всех форм обучения, а также для всех типов и видов образовательных учреждений, реализующих основные профессиональные образовательные программы педагогического образования.
Учебная дисциплина "Методика и технология работы педагога дополнительного образования детей" входит в цикл дисциплин предметной подготовки.
Цель изучения дисциплины - построение образовательного маршрута и проектирование студентами основ технологии своей будущей профессиональной деятельности на основе изучения и анализа теоретического и практического опыта, накопленного в данной области дидактики.
Одним из разделов данной дисциплины является "Инновационная деятельность в дополнительном образовании детей", которая включает в себя 19 часов, из которых 10 часов отводится на практические занятия.
Примерное распределение часов по темам и содержание тем следующее:


Наименование разделов и темКоличество аудиторных часов при очной форме обучения
Всегов том числе практ. занятия
РазделИнновационная деятельность в дополнительном образовании детей1910
Тема 1Понятие об инновационной деятельности в образовании и типах педагогических инноваций42
Тема 2Методическая работа педагога дополнительного образования как форма его включения в процесс разработки и внедрения инноваций42
Тема 3Проектирование педагогических технологий как форма инновационной деятельности педагога дополнительного образования42
Тема 4Разработка и внедрение авторской программы как форма инновационной деятельности педагога дополнительного образования74


Раздел ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

Студент должен

знать:
  • смысл понятий "инновация", "инновационная деятельность в образовании";
  • основные направления инновационной деятельности педагога дополнительного образования (научно-исследовательской, методической, практической);
  • основные принципы и направления проектирования педагогических технологий;
  • принципы и методы разработки авторской программы в дополнительном образовании детей;
уметь:
  • анализировать продукты инновационной деятельности педагогов-практиков дополнительного образования;
  • проектировать пилотажные проекты авторских учебных программ объединений дополнительного образования детей.

Тема 1 Понятие об инновационной деятельности в образовании и типах педагогических инноваций
Инновация в образовании как введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности преподавателей и учащихся; изменения в стиле профессионального педагогического мышления. Типы инноваций: инновации-модернизации, инновации-трансформации. Инновационные образовательные технологии, ориентированные на формирование системного творческого мышления учащихся и их способности генерировать нестандартные идеи при решении учебных, практических или творческих задач. Описание инновационной деятельности в практике работы педагогов дополнительного образования базовых УДОД.

Практическое занятие
Анализ продуктов инновационной деятельности педагогов-практиков дополнительного образования.

Тема 2 Методическая работа педагога дополнительного образования как форма его включения в процесс разработки и внедрения инноваций
Методическая работа как часть системы непрерывного образования педагога. Коллективные формы методической работы в УДОД: заседания методического совета, семинары, лекции для педагогов, деловые игры для педагогов, курсы повышения квалификации и т.д. Индивидуальные формы методической работы: собственно работа по непрерывному образованию, создание методических разработок, авторских программ, эксперимент, мастер-класс, теоретическое исследование, публикации в печати, участие в конкурсах профессионального мастерства, обучение в аспирантуре или соискательство и т.д. Методический центр или кабинет УДОД и его роль в повышении качества образовательно-воспитательного процесса и квалификации педагогов ДО.

Практическое занятие
Урок - пресс-конференция: встреча с методистом базового УДОД (или аналитическая беседа по итогам экскурсии в методический кабинет базового УДОД).

Тема 3 Проектирование педагогических технологий как форма инновационной деятельности педагога дополнительного образования
Педагогическое проектирование как творчество по созданию и реализации замыслов и идей, направленных на совершенствование образовательных процессов в конкретных условиях; как деятельность, направленная на разработку и реализацию образовательных проектов, под которыми понимаются оформленные комплексы инновационных идей в образовании, в социально-педагогическом движении, в образовательных системах и институтах, в педагогических технологиях и деятельности. Современные методологические основания проектирования в образовании: маркетинг, культура, личностная ориентация, модульность, использование технологий активного, инновационного обучения, подразумевающего диалогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса.
Гибкое сочетание запросов населения и государства на образовательные услуги в системе ДО с индивидуальными, личностными особенностями (направленностью, интересами, способностями, опытом) конкретного педагога как основа проектирования в работе педагога ДОД.
Образовательные маршруты, стандарты, технологии, образовательные и учебные программы как продукты проектирования в образовании.

Практические занятия
Семинарское занятие по проблемам проектирования в дополнительном образовании детей (обсуждение работ Е.С. Заир-Бек и Е.И. Казаковой "Педагогические ориентиры успеха"; В.В. Беловой "Дополнительное образование: некоторые вопросы программирования" и др.).

Тема 4 Разработка и внедрение авторской программы как форма инновационной деятельности педагога дополнительного образования
Авторская программа как нормативный ориентирующий документ творческой деятельности учителя, фиксирующий содержание учебного предмета и отражающий научные и мировоззренческие направления содержания знаний и умений; как динамичная по своему характеру концепция и описание содержания и технологии деятельности субъектов образовательного процесса (обучающихся и педагога) в определенной образовательной области, являющееся одновременно стратегическим направлением непрерывного образования и проектирования профессионально-жизнедеятельностного маршрута конкретной личности (педагога - автора учебной программы). Собственно авторская, модифицированная, пилотажная и экспериментальная программы. Этапы разработки и апробации программы.

Практические занятия
Анализ статьи Р.У. Богдановой "Проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования".

Возврат к списку