Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  


Рынок образовательных информационных ресурсов и оценка интеллектуальной собственности
В рамках научно-исследовательской работы «Разработка организационно-правовых механизмов оценки интеллектуальной собственности» проводиться исследование нормативно-правовых актов, регулирующих оценку объектов интеллектуальной собственности в сфере образования с целью создания системы оценки интеллектуальной собственности на образовательные информационные ресурсы.

Вовлечение результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот рассматривается Правительством Российской Федерации как одно из ключевых направлений подъема российской экономики, обеспечивающее реализацию национальных интересов России.( Распоряжение Правительства РФ от 30.11.2001 №1607-р.)

В рамках реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности издан ряд нормативных актов – Указ Президента РФ от 22.07.1998 №863 "О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности", Постановление Правительства РФ от 02.09.1999 №982 "Об использовании результатов научно-технической деятельности", Распоряжение Правительства от 30.11.2001 №1607-р "Об утверждении Основных направлений реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности", Методические рекомендации по определению рыночной стоимости интеллектуальной собственности, утвержденные Минимуществом РФ, Минпромнауки России, Минэкономразвития России, Роспатентом.

Указом Президента Российской Федерации от 22 июля 1998 г. №863 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий»(Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №30, ст. 3755) установлено, что приоритетными направлениями государственной политики в этой сфере деятельности являются направления, обеспечивающие:

сбалансированность прав и законных интересов субъектов правоотношений, включая государство, в области создания, правовой охраны и использования результатов научно - технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий;

государственное стимулирование процессов создания, правовой охраны и использования результатов научно - технической деятельности, повышение на этой основе конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей.

Экономический оборот объектов интеллектуальной собственности в России сталкивается с рядом проблем, вызванных историческими причинами. До приватизации в СССР существовала в основном государственная собственность, а результаты интеллектуального и творческого труда, в том числе открытия, изобретения, ноу – хау, товарные знаки, произведения литературы, науки, искусства являлись общественным достоянием, и любой мог их использовать, выплачивая вознаграждение авторам.

Поэтому бухгалтерский учет на предприятии велся только по основным средствам, товарно – материальным ценностям, денежным средствам и расчетам. С принятием закона «О собственности в РСФСР» 1990 г. в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, в том числе права на объекты интеллектуального труда. Эти права, оцененные в денежном выражении, являются нематериальными активами предприятия. С 1994 г. к объектам гражданских прав относят информацию, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные прав на них (интеллектуальная собственность) (ст. 128 Гражданского кодекса РФ). После принятия закона «О собственности в РСФСР», Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ у объектов интеллектуального труда появились собственники – правообладатели: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, юридические и физические лица.

Особенность объектов интеллектуальной собственности и их оборота, в сравнении с иными материальными объектами, заключается в их нематериальном характере. Основные отличия в правовом режиме интеллектуальной собственности от режима вещных прав, базирующегося на триумвирате правомочий владения, пользования и распоряжения материальным объектом, сводятся к следующим. Во-первых, объектом интеллектуальной собственности являются творения человеческого разума. К их числу относятся литературные, художественные и научные произведения, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, изобретения, секреты производства (ноу-хау) и средства индивидуализации (товарные знаки, фирменные наименования). Во-вторых, право на результаты интеллектуальной деятельности возникает непосредственно у их создателя. В-третьих, эти права в отличие от права собственности ограничены во времени и территорией, на которой им предоставлена охрана. В-четвертых, передача прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляется иными способами, нежели передача прав на материальные объекты, более того передача прав на материальный носитель объекта не влечет за собой передачи прав на интеллектуальную собственность. И в-пятых, защита права интеллектуальной собственности осуществляется иными правовыми механизмами (например, запрет использования, изъятие контрафактной продукции).

В образовательных и научных организациях накоплено огромное количество информационных ресурсов, выраженных как в печатной, так и в цифровой форме. Это учебники, учебные пособия, базы данных и знаний, информационно-поисковые и справочные системы, компьютерные тренажеры, электронные журналы, автоматизированные библиотечные системы. Эти ресурсы представляют собой интеллектуальный продукт его создателей, права на который в зависимости от условий создания могут принадлежать авторам, организациям или государству. Необходимой предпосылкой экономического оборота прав на объекты интеллектуальной собственности является их закрепление за конкретными субъектами. Другим необходимым условием введения объектов интеллектуальной собственности сферы образования в хозяйственный оборот является создание организационных механизмов их оценки.

Оценка стоимости объектов интеллектуальной собственности производиться для определения цены при заключении сделок о передаче прав, для определения «интеллектуальной» составляющей стоимости конечного продукта (например, CD учебного назначения), для установления размера вознаграждения авторам, а также для определения ущерба, причиненного правообладателю незаконным использованием интеллектуальной собственности. Значительная часть образовательных информационных ресурсов разрабатывается в рамках государственных контракт за счет средств бюджета. Исключительные права на такие объекты принадлежат государству, распоряжение этими правами от имени Российской Федерации осуществляют государственные заказчики.

В отношениях по оценке интеллектуальной собственности участвуют, с одной стороны, правообладатель (автор, организация, уполномоченный государственный орган), с другой – специальный субъект (оценщик), имеющий лицензию на осуществление оценочной деятельности в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности»( ФЗ от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 23.12.2003)). Оценщиком может быть юридическое лицо или предприниматель (ст.4 ФЗ от 29.07.1998 №1325-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 22.08.2004)).

Проведение оценки обязательно в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки, при проведении оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов. Таким образом, для осуществления использования интеллектуальной собственности, принадлежащей государству, проведение оценки обязательно.

Так как перечень объектов оценки интеллектуальной собственности очень широк и каждый объект обладает своей спецификой, у оценщиков нет единого фиксированного тарифа на данную услугу. Стоимость работ по оценке объектов интеллектуальной собственности у оценочных организаций колеблется от одной до пяти тысяч долларов США. Основными факторами, которые играют серьезную роль при оценке стоимости объектов интеллектуальной собственности, согласно мировой и рос¬сийской практике, выступают затраты на создание объекта, затраты на обеспечение его правовой защиты, затраты на маркетинг, среднестатистическая ставка роялти, база для расчета роялти, срок полезного использования объекта, коэффициент экономической значимости, коэффициент надежной правовой охраны, коэффициент морального старения объекта, коэффициент амортизации стоимости объекта на момент расчета, коэффициент правовой значимости оцениваемого объекта. Вся работа по оценке объектов интеллектуальной собственности требует в пер¬вую очередь гигантского объема информации – как первич¬ной, так и вторичной. Оценщик помимо чисто аналитической работы вы¬нужден сам искать эту информацию. Уровень информационного обеспечения процесса оценки объектов интеллектуальной собственности выступает более важным факто¬ром, чем его методическое обеспечение.

С другой стороны, исходные данные оценки в области использования таких объектов, как учебные программы, базы знаний, электронные тренажеры, библиотечные системы и другие информационные ресурсы образовательного назначения, в большинстве своем являются общими для всех объектов данного вида. И оценка таких объектов может проводиться по аналогии. В этой связи условия оценки интеллектуальной собственности на информационные ресурсы сферы образования могут быть скорректированы государством в процессе размещения государственных заказов на проведение оценки образовательных информационных ресурсов.

Для развития рынка интеллектуальной собственности в рассматриваемой сфере необходим комплексный подход к проблеме. Нерешенным остается вопрос управления государственными правами на объекты интеллектуальной собственности. Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав (интеллектуальной собственностью), по общему правилу, закрепленному в Гражданском кодексе РФ, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя. Правообладателем объектов интеллектуальной собственности, полученных при реализации государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для федеральных государственных нужд, является Российская Федерация. Распоряжение от имени Российской Федерации правами на такие объекты осуществляют в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, к сфере деятельности которых относятся эти результаты интеллектуальной деятельности. Основная причина отсутствия эффективного механизма управления государственными правами на объекты интеллектуальной собственности заключается, во-первых, в том, что федеральные органы исполнительной власти в связи с огромным объемом возложенных на них обязанностей не могут эффективно заниматься специфической работой по реализации интеллектуального продукта. А во-вторых, коммерческая деятельность по реализации интеллектуальной собственности, не должна входить в компетенцию исполнительного органа власти, т.к. она препятствует надлежащему осуществлению его основных функций. Поэтому целесообразно возложить осуществление прав государства на результаты интеллектуальной деятельности в сфере науки и образования на специализированную организацию, основной деятельностью которой должно являться управление имущественными правами государства в рассматриваемой сфере. Основными задачами специализированной организации по управлению государственной интеллектуальной собственностью в сфере образования должны являться:

- заключение лицензионных договоров на использование объектов интеллектуальной собственности;

- ведение реестра объектов интеллектуальной собственности, а также учет и регистрация правообладателей, авторов и пользователей;

- осуществление сбора, распределения и перечисления вознаграждения от использования объектов интеллектуальной собственности в бюджет;

- выплата вознаграждения авторам объектов интеллектуальной собственности;

- информирование общественности об объектах интеллектуальной собственности;

- представительство и защита прав и интересов Российской Федерации на объекты интеллектуальной собственности.

В свою очередь, управляющая организация будет взаимодействовать с оценщиками. В образовательной и научной сфере как в Российской Федерации, так и за рубежом, широко используется система построения консорциумов – организаций, представляющих интересы частных лиц и организаций в какой-либо сфере деятельности. Такие организации приобретают услуги (работы, права) от своего лица, но в интересах всех пользователей консорциума, что позволяет построить гибкую систему цен на приобретаемые услуги (работы, права). Создание такого консорциума целесообразно для развития рынка образовательных информационных ресурсов, для экономического стимулирования интеллектуальной деятельности, развития рынка интеллектуальных ресурсов и контроля за соблюдением прав авторов и правообладателей.

Нерешенными также остаются вопросы отражения на балансе учреждений сферы образования объектов интеллектуальной собственности в качестве нематериальных активов. Невозможно говорить о создании рынка интеллектуальных ресурсов, не обеспечив правообладателей действенными механизмами защиты от несанкционированного использования, копирования, выпуска контрафактной продукции.


А.А. Савинова


Возврат к списку