Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  


Организация временной занятости обучающихся в составе студенческих отрядов

Движение студенческих отрядов России насчитывает более чем полувековую историю. В 90-х годах, во время перестройки государственной системы, деятельность студенческих отрядов была временно прекращена, однако, уже к началу 2000-х возникли предпосылки для возрождения движения. Новый виток развития производства и возрастающая потребность различных отраслей экономики в кадровых ресурсах (прежде всего, для покрытия летних пиков работ) имели следствием формирование централизованной системы молодежного общероссийского общественного движения «Российские Студенческие Отряды» (далее – РСО).

На сегодняшний день РСО действует на территории 72 субъектов Российской Федерации и объединяет более 240 тысяч студентов ежегодно. РСО имеет четкую организационную структуру, состоящую из Центрального штаба, 8 Окружных штабов студенческих отрядов Федеральных округов Российской Федерации, 72 региональных отделений, местных отделений и вузовских штабов.

Участие студентов в студенческих отрядах обеспечивает не только получение заработной платы за свой труд, но и возможность на практике получить знания об организации трудового процесса, специфике производства в выбранной отрасли и использовать полученные знания для решения вопроса о последующем трудоустройстве.

Высокая социальная значимость деятельности обучающихся в составе студенческих отрядов обусловила необходимость правового регулирования, связанных, с указанной деятельностью, вопросов на уровне федерального закона. Частью 7 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  в качестве одного из прав обучающихся было закреплено право на создание студенческих отрядов, целью деятельности которых является организация временной занятости обучающихся, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях экономики. При этом, такое право предоставляется не только студентам вузов, но и обучающимся, осваивающим основные образовательные программы среднего общего и среднего профессионального образования.

Студенческие отряды создаются в форме общественных объединений добровольно и на основе общности интересов.

В соответствии с пунктом 1.5 Положения о студенческом отряде, утвержденном Протоколом Правления № 5 от 7 апреля 2012 г. Молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды» студенческие отряды подразделяются на отряды, бойцы (участники) которых: выполняют ремонтно-строительные работы на объектах (строительный отряд); работают с детьми и подростками (педагогический отряд); обслуживают пассажирские вагоны (отряд проводников); выполняют сельскохозяйственные работы (сельскохозяйственный отряд); выполняют работы в сфере услуг (сервисный отряд); выполняют работы по обработке рыбопродукции (путинный отряд); выполняют медицинские работы (медицинский отряд).

В студенческих отрядах обучающиеся работают по срочным трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг. Порядок оплаты труда, продолжительность рабочего времени и другие условия труда студенческих отрядов устанавливаются договорами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заинтересованность работодателей в привлечении студенческих отрядов к выполнению работ стимулируется на законодательном уровне. Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 428-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части развития движения студенческих отрядов» установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации выплаты и иные вознаграждения, осуществляемые в пользу обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг.

При правовой самостоятельности, то есть наличии регистрации в качестве юридического лица, студенческий отряд может заключать договоры напрямую с хозяйствующими субъектами. В том случае, если студенческий отряд не является юридическим лицом, оформление правовых отношений осуществляется при поддержке региональных и местных отделений РСО. Последние являются юридическими лицами и действуют на основании Устава. С одной стороны, названные отделения взаимодействуют с государственными образовательными организациями высшего и среднего профессионального образования и вправе выполнять функции по организации деятельности студенческих отрядов (утверждают решения о создании первичных групп (линейных студенческих отрядов), утверждают положения, издают приказы, регулирующие деятельность линейных студенческих отрядов). С другой стороны, неотъемлемая часть работы региональных отделений РСО состоит в развитии сотрудничества с региональными органами власти.

Последние реализуют государственную молодежную политику на региональном уровне посредством принятия нормативных правовых актов по поддержке движения студенческих отрядов. Принимаемые нормативные правовые акты могут иметь различный уровень (законы, постановления, распоряжения и т.п.), но при этом должны содержать основные мероприятия, направленные на развитие движения студенческих отрядов региона и план их реализации. Успешный образец регионального нормотворчества в указанной сфере - Областной закон Архангельской области от 22 апреля 2013 года № 655-39-ОЗ «О государственной поддержке деятельности молодежных трудовых отрядов и студенческих отрядов в Архангельской области».

В соответствии с указанным законом исполнительные органы государственной власти Архангельской области осуществляют постоянный мониторинг потребности в трудовых отрядах в подведомственных им отраслях (в том числе мониторинг возможных графиков работ, уровня заработной платы и условий размещения трудовых отрядов). Результаты мониторинга направляются в уполномоченный исполнительный орган ежегодно. В частности, это сведения о предельных объемах работ и услуг, возможных к выполнению (оказанию) трудовыми отрядами, а также предполагаемых сферах деятельности трудовых отрядов. По итогам формируется перечень работ и услуг (с указанием их объемов), возможных к выполнению (оказанию) трудовыми отрядами.

Исполнительными органами государственной власти формируются реестры:

- трудовых отрядов, созданных на территории Архангельской области;

- организаций, создающих рабочие места для трудовых отрядов.

Органы государственной власти Архангельской области оказывают государственную поддержку организациям, привлекающим к своей деятельности трудовые отряды, в следующих формах: 1) создание условий для свободного доступа к информации о деятельности трудовых отрядов; 2) организационно-методическая работа с руководителями организаций, привлекающих к своей деятельности трудовые отряды; 3) проведение обучающих тематических семинаров, методических консультаций и научно-практических конференций по проблемам развития движения трудовых отрядов; 4) организации, привлекающие к своей деятельности трудовые отряды, награждаются наградами Архангельской области в соответствии с областным законом от 23 сентября 2008 года № 567-29-ОЗ «О наградах в Архангельской области».

В Стратегии развития движения студенческих отрядов в Российской Федерации на период до 2020 года (утв. решением Правления Молодежной общероссийской общественной организации «Российские Студенческие Отряды» от 14 декабря 2013 года)  указаны ориентировочные сроки принятия нормативных правовых актов регионального значения, направленных на развитие движения студенческих отрядов.

Одновременно с органами государственной власти на региональном уровне действуют отделения РСО, которые заключают соглашения о сотрудничестве с региональными объединениями работодателей, с одной стороны, и с региональными союзами (советами) руководителей (ректоров) образовательных организаций, с другой стороны. Система построена таким образом, чтобы обеспечивать связь государства, бизнеса и образовательных организаций в целях эффективного развития движения студенческих отрядов непосредственно в каждом из субъектов Российской Федерации.

Возврат к списку