Ключевые слова: локальный нормативный акт; локальное нормотворчество; образовательное законодательство; образовательное право; высшее образование; образовательные организации высшего образования.
1. Правовое значение и предмет локального регулирования
образовательной организации высшего образования
Своеобразие регулятивных возможностей этого вида источников образовательного права способствует созданию столь желательной для высшего образования конкуренции локальных юрисдикций, повышающей стимулы субъектов отношений в сфере образования к оперативным изменениям, инновационности и развитию.
При помощи локальных актов устанавливается уникальный правовой режим организации и осуществления образовательной и иной сопутствующей деятельности в пределах отдельно взятой организации. Этот режим позволяет сформировать комплекс взаимосвязанных организационно-правовых, специально-юридических, экономических и социально-культурных условий, обеспечивающих ее функционирование.
Легальное определение локального акта отсутствует. Локальные акты не просто сложны по своей правовой природе: они не образуют целостной группы юридически однородных документов организации, поэтому понятие локального акта является собирательным.
Для нормативных локальных актов образовательных организаций характерно следующее:
часть таких актов принимается в обязательном порядке в соответствии с действующим трудовым, образовательным, информационным, административным и иным законодательством, о чем содержится прямое указание в законе или изданном на основе закона правовом акте;
принятие данных актов возможно в инициативном порядке (по вопросам, прямо не отнесенным законодателем к сфере локального регулирования);
они должны соответствовать требованиям законности, содержанию нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, локальные акты образовательной организации высшего образования представляют собой совокупность содержащих нормативные и индивидуальные юридически-значимые решения актов, принимаемых в порядке и на условиях, определяемых в соответствии с требованиями законодательства об образовании и устава образовательной организации по инициативе ее органов управления либо учредителя в целях регулирования вопросов создания, функционирования и реорганизации образовательной организации, а также прекращения ее деятельности.
Определенным критериям локальных актов отвечают устав и коллективный договор, которыми урегулированы первичные комплексы локальных отношений. Эти документы отличаются учредительными свойствами, специфичностью формы, утверждения (заключения) и вступления в действие.
Специфической особенностью локальных актов выступает их сложный характер. В содержание таких актов включаются, помимо собственно норм права, правоприменительные решения, положения, содержащие толкование норм права, предписания, дублирующие законодательные и подзаконные акты, а также нормы, которые имеют внутрикорпоративное значение и не подкреплены достаточной правотворческой компетенцией образовательной организации.
Определяя наиболее важные черты локального регулирования, следует заметить, что внутренние документы неизбежно создаются любым образовательным учреждением (служебные записки, графики, инструкции, журналы учета, списки, протоколы, стенограммы, ведомости, номенклатуры, заключения кафедры, ученого или диссертационного советов и т. п.). Их наличие само по себе не свидетельствует о необходимости признания государством за ними особых юридических свойств, которыми наделены локальные акты.
Локальное регулирование включает два определяющих аспекта: нормотворчество; принятие конкретных решений на основе установленных норм.
Можно говорить о различном характере правовых последствий локальных актов:
– локальные акты правотворческого характера, которые в соответствии со специальной законодательной нормой-санкцией, разрешающей принятие соответствующего локального акта, содержат локальные нормы и влекут правовые последствия в виде установления круга прав и обязанностей участников правоотношений в сфере образования, обязательных для реализации, обеспеченных возможностью судебной защиты и системой правовых гарантий, которые закреплены законодательством об образовании (например, такими локальными актами являются: положения о структурных подразделениях образовательной организации, локальный нормативный акт, устанавливающий режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников; локальный нормативный акт, устанавливающий порядок создания, организации работы комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, принятия решений этими комиссиями и их исполнения; правила внутреннего распорядка обучающихся; правила внутреннего трудового распорядка; штатное расписание; документ о порядке оказания платных образовательных услуг);
– локальные акты правоприменительного характера (индивидуально-определенные акты), вытекающие из норм законодательства об образовании, норм подзаконных и норм локальных актов, при помощи которых непосредственно реализуется комплекс правоотношений в сфере образования, обеспечивается их возникновение, изменение и прекращение (например, правоприменительными локальными актами выступают: приказы ректора о переводе конкретных студентов, применении мер поощрения, дисциплинарных взысканий, решения ученого совета по вопросам конкурсного замещения должностей и т. п.);
Основания для издания правоприменительных (индивидуально-определенных) локальных актов образовательной организации высшего образования в правовом отношении неравноценны. Эти основания, прежде всего, предусмотрены законодательством об образовании. В широком контексте основаниями могут служить любые правовые источники, утвержденные или признаваемые государством, содержащие нормы права. Это могут быть, например, муниципальные акты, а также результаты локального нормотворчества самой образовательной организации.
Некоторые локальные акты, претендующие на роль нормативных, могут непосредственно не влечь правовые последствия в качестве актов вводящих новую правовую норму, (например, по вопросам ограничения курения табака). Однако нельзя утверждать, что подобные акты, нередко дублирующие законодательство, вовсе не имеют правовых последствий. Эти акты имеют прямое правоприменительное значение для исполнителей, вводя сроки и условия реализации норм законодательства в пределах организации, устанавливая ответственность структурных подразделений и должностных лиц за выполнение соответствующих норм.
В этом смысле любой локальный акт, не находящийся в противоречии или конкуренции с законодательством, – это служебное поручение, сформулированное на основе общих норм об управлении образовательной организацией. Это означает, что локальные акты имеют однотипные правовые последствия правоприменительного характера – они санкционируют действия субъектов, устанавливают обязательные процедуры и границы отношений названных субъектов. Тем самым достигается цель локального регулирования, которая состоит в реализации законодательства об образовании и иного законодательства по вопросам деятельности образовательной организации.
Локальное регулирование, как правило, возлагается на органы управления организацией. Поэтому локальные акты имеют признаки управленческих актов, организующих все бизнес-процессы образовательной организации высшего образования.
Исходя из проанализированных признаков, можно заключить, что к локальным актам не относятся договоры (коллективный договор отличает двойственный характер, поскольку названный договор содержит элементы локального регулирования), внутренняя служебная документация структурных подразделений, служебная переписка, аналитические и презентационные материалы, концепции, прогнозы и другие документы, не содержащие конкретных предписаний или решений организации.
К совокупности локальных актов также не относятся всякого рода внешние документы (документы органов самоуправления организации, решения, рекомендации и предписания ассоциаций, участником которых выступает образовательная организация, аналогичные документы контролирующих инстанций, учредителя).
Устав образовательной организации имеет определенную специфику. После его утверждения учредителем он используется именно в качестве локального акта, устанавливающего границы и индивидуальные особенности отношений, возникающих в организации. Организация, по согласованию с учредителем, вносит в него необходимые изменения, обеспечивает соответствие своей деятельности этому документу.
Локальные акты распространяются на представителей трудового коллектива и коллектива обучающихся образовательной организации высшего образования (научно-педагогические работники, обучающиеся, управленческий персонал, иные субъекты), а также на участников отношений в границах уставной деятельности образовательной организации, например, отношений с абитуриентами, их законными представителями в процессе приема на обучение.
Основной вопрос при характеристике локальных актов, их видов, объема регулирующего воздействия заключается в отграничении понятия «локальный акт» от смежных понятий, в частности определении их связи с правовыми актами.
Правовой характер локальных актов законодателем не подтвержден и принципиально не отвергнут. Исходя из анализа вышеназванных признаков локальных актов, можно сделать вывод о том, что большей части локальных актов присущ правовой характер.
Содержание ст. 30 Закона об образовании в РФ свидетельствует о том, что локальные нормативные акты могут быть приняты в пределах круга вопросов, отнесенных законодательством РФ к компетенции образовательной организации. Соответственно локальные нормативные акты напрямую обусловлены правовыми актами. Их принятие санкционировано государством в строго установленных параметрах компетенции образовательной организации и содержания ее устава.
Вместе с тем на локальном уровне часто появляется потребность в правовых актах, восполняющих те или иные недостатки правового регулирования. Нередко по тому или иному вопросу отсутствует общая правовая норма, или правовое регулирование носит противоречивый характер. Кроме того, «в российской правовой материи имеют случаи квалифицированного молчания законодателя. Речь идет о ситуациях, когда законодатель сознательно оставляет какой-либо вопрос открытым с целью предоставить его решение на усмотрение правоприменительных органов»[4].
В таких ситуациях образовательные организации находятся в сложном положении, когда необходимость принятия правового решения не подкреплена реальной и достаточной правовой основой, но в то же время разработка и принятие такого решения прямо не противоречит действующим правовым нормам, создает дополнительный механизм их уточнения и реализации.
Этот аспект локального нормотворчества, как уже было отмечено, приводит к появлению локальных актов, имеющих невысокую юридическую значимость. Если обычно результатом издания локального нормативного акта является появление правовой нормы, то в рамках поднормативного регулирования происходит выработка временных, конкретизирующих типовое решение повторяющейся жизненной ситуации, недостаточно урегулированной действующим законодательством правоположений[7].
Названная совокупность локальных актов носит сугубо внутренний характер, либо такие локальные акты принимаются без должных к тому правовых оснований. В обоих случаях издание локальных актов сомнительно, так как любой правовой документ-акт должен быть встроен в общую систему правового регулирования. Поэтому локальные акты, принятые без должных правовых оснований, составляют особую группу локальных актов. Правовые последствия принятия подобных актов образовательной организацией неочевидны, а иногда юридически ничтожны.
При использовании актов образовательного законодательства для целей локального нормотворчества надлежит учитывать их юридические особенности, что позволяет снизить степень конкуренции правовых норм, используемых при создании локальных нормативных актов, а также более полно отразить общие принципы, приоритеты и ценностные ориентиры правового регулирования в сфере образовательных отношений.
Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования (ч. 2 ст. 4 Закона об образовании в РФ).
Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования, согласно ч. 3 ст. 4 Закона об образовании в РФ, являются:
1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;
3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;
4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;
5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;
6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
При издании локальных актов также необходимо проведение тщательного анализа норм, регулирующих отношения в сфере образования. Названные нормы должны соответствовать Закону об образовании в РФ и не могут ограничивать права субъектов образовательной деятельности или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными этим законом (ч. 4 ст. 4).
Если все же на локальном уровне приняты нормы, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением, либо, если локальные нормы приняты с нарушением установленного порядка, они не должны применяться и подлежат отмене образовательной организацией (ч. 4 ст. 30 Закона об образовании в РФ).
Одна из особенностей локального регулирования заключается в том, что в образовательной сфере часть локальных актов принимается в обязательном порядке. Однако принятие данных актов возможно и по усмотрению образовательной организации высшего образования при наличии специального указания в законе или подзаконном акте на возможность принятия таких актов и области отношений, в которой данный акт будет действовать.
В обязательном порядке принимаются устав образовательной организации высшего образования; локальные нормативные акты, регулирующие образовательные отношения; локальный нормативный акт, предусмотренный законодательством о государственных закупках; локальные нормативные акты, предусмотренные трудовым законодательством, и другие локальные нормативные акты.
Соотношение обязательности и дискреции при принятии локальных нормативных актов образовательными организациями высшего образования зависит от нескольких аспектов:
– предмета регулирования локального нормативного акта: его соотносимостью со сферой образовательных отношений или сферой основных вопросов организации и осуществления образовательной деятельности;
– указания в Законе об образовании в РФ или в иных нормативных правовых актах, уставе образовательной организации на необходимость принятия локального нормативного акта;
– распространения конкретных оснований для издания локальных актов на все образовательные организации высшего образования или только на их часть (следует учитывать, что законодательство об образовании в отношении Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, а также организаций, расположенных на территории инновационного центра «Сколково» и осуществляющих образовательную деятельность, применяется с учетом особенностей, установленных специальными федеральными законами);
– степени распространенности отношений, которые могут выступать предметом локального регулирования (например, итоговая аттестация проводится не всеми образовательными организациями высшего образования, поскольку большая часть выпускников проходит процедуру государственной итоговой аттестации);
– наличия заинтересованности вуза в создании стимулов для конкретных форм организации образовательного процесса и развития различных сопутствующих направлений деятельности.
Локальное нормотворчество образовательных организаций высшего образования отличается большим разнообразием, а его результаты – наличием значительного объема документов локального регулирования, что обусловлено правовой природой локального акта, его непосредственной связью с конкретными потребностями субъектов отношений в сфере образования, образовательной инфраструктурой, традициями и уровнем развития конкретной образовательной организации.
В зависимости от степени обязательности принятия, локальные нормативные акты можно разделить на три группы:
1) локальные нормативные акты, принятие которых обязательно в силу указания общих или конкретных формальных оснований в Законе об образовании в РФ: предмета локального регулирования, полномочий образовательной организации, в том числе полномочий по принятию локального нормативного акта определенного вида;
2) условно обязательные локальные нормативные акты, принятие которых становится обязательным при наличии определенных объективно сложившихся внешних и внутренних условий осуществления образовательной деятельности;
3) рекомендуемые локальные нормативные акты, принятие которых возможно в силу наличия в Законе об образовании в РФ формальных оснований для их принятия, но зависит исключительно от усмотрения образовательной организации высшего образования, выбора ею стратегии, форм и дополнительных механизмов для осуществления образовательной деятельности.
Таким образом, содержание локального регулирования определяется сложной правовой природой локального акта, как вида юридически значимого документа, при помощи которого обеспечивается процесс принятия и исполнения решений в пределах образовательной организации, реализуются правовые предписания, создаются при необходимости локальные нормы. При этом для образовательной деятельности имеет особое правовое значение высокая степень обязательности ряда локальных актов, а также возможность инициативного локального регулирования в границах, установленных Законом об образовании в РФ.
2. Локальные нормативные акты образовательной организации
высшего образования, принятие которых является обязательным
в соответствии с Законом об образовании в РФ
Как было отмечено выше, локальные нормативные акты в сфере образования можно разграничить на две основные группы: локальные нормативные акты, регулирующие образовательные отношения, и другие локальные нормативные акты.
В соответствии со ст. 30 Закона об образовании в РФ образовательной организацией принимается комплекс локальных нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие образовательные отношения.
Основной подход к компетенции образовательной организации высшего образования в сфере принятия локальных нормативных актов определяется рамками понятия автономии образовательной организации. Под автономией образовательной организации понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Законом об образовании в РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам (ч. 1–2 ст. 28 Закона об образовании в РФ).
Перечень локальных нормативных актов в полном объеме законодательно не установлен. Однако в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании в РФ определено, что к компетенции образовательной организации относится разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов.
Ряд статей Закона об образовании в РФ непосредственно указывают на необходимость разработки и принятия локальных актов.
К локальным нормативным актам образовательной организации высшего образования, регулирующим образовательные отношения, принятие которых является обязательным, Закон об образовании в РФ относит следующие акты:
- устав образовательной организации (ст. 25);
- локальный нормативный акт, определяющий язык, языки образования (ст. 14);
- правила внутреннего распорядка обучающихся (ст. 28);
- правила внутреннего трудового распорядка (ст. 28);
- штатное расписание (ст. 28);
- документ о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг, документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе (ст. 29);
- локальный нормативный акт (акты), устанавливающий режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (ст.ст. 30, 58);
- локальный нормативный акт (акты), устанавливающий порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся (ст. 30) (либо отдельно порядок и условия восстановления в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающегося, отчисленного по инициативе этой организации (ст. 62));
- локальный нормативный акт, устанавливающий порядок обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения в пределах осваиваемой образовательной программы (ст. 34);
- локальный нормативный акт, устанавливающий порядок пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации (ст. 34);
- локальный нормативный акт, устанавливающий порядок реализации права посещения обучающимися мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом (ст. 34);
- порядок пользования учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги (ст. 35);
- размеры государственной академической стипендии студентам, государственной социальной стипендии студентам, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам (ст. 36);
- локальный нормативный акт, устанавливающий размеры и порядок оказания материальной поддержки обучающимся (ст. 36);
- локальный нормативный акт, устанавливающий порядок доступа педагогических работников к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ст. 47);
- локальный нормативный акт, устанавливающий соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года (ст. 47);
- локальный нормативный акт, устанавливающий порядок (и форму) проведения итоговой аттестации (ст. 59);
- локальный нормативный акт, устанавливающий образцы документов об образовании и (или) о квалификации (ст. 60);
- образец справки об обучении или о периоде обучения лиц, не прошедших итоговой аттестации или получивших на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лиц, освоивших часть образовательной программы и (или) отчисленных из организации, осуществляющей образовательную деятельность (ст. 60);
- программы развития образовательной организации (ст.ст. 24, 28);
- локальный нормативный акт, устанавливающий порядок реализации права на участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ст. 34).
Во-первых, законодатель оставил открытым перечень локальных нормативных актов и ограничился установлением области действия локальных норм.
В-третьих, в процессе правового регулирования отношений в сфере образования используется бланкетный порядок изложения норм Закона об образовании, согласно которому правоприменитель отсылается к локальному уровню принятия юридически-значимых решений, при этом чаще всего формулируется лишь круг вопросов, подлежащих регламентации образовательной организацией.
Таким образом, конкретный перечень «обязательных» локальных актов может не совпадать с перечнем оснований локального нормотворчества, которые предусмотрены Законом об образовании в РФ. Количество таких локальных актов может быть оптимизировано образовательной организацией самостоятельно с учетом возможностей систематизации локальных норм.
Отдельные локальные нормативные акты приобретают обязательность при наличии определенных условий, то есть являются условно обязательными.
Закон об образовании в РФ устанавливает, что при наличии у образовательной организации общежитий, должны быть приняты:
- локальный нормативный акт, устанавливающий порядок предоставления обучающимся жилых помещений в общежитиях (ст. 39);
- локальный нормативный акт, устанавливающий размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся (ст. 39).
Образовательная организация может иметь в своей структуре, предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации другие структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся.
Создание таких подразделений осуществляется в инициативном порядке (оно не является обязательным). Однако утверждение положений о таких подразделениях относится к числу локальных нормативных актов, принятие которых является обязательным.
Локальный нормативный акт, устанавливающий режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников (ст. 47), принимается в том случае, если названные вопросы не урегулированы коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий. Он должен также соответствовать требованиям трудового законодательства и ведомственной специфике правового регулирования обозначенных вопросов со стороны Минобрнауки России.
Аналогично в отдельном локальном нормативном акте образовательной организации или в правилах внутреннего трудового распорядка могут устанавливаться права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (ст. 52). Названные вопросы могут быть урегулированы в уставе. Кроме того, они определяются в должностных инструкциях и трудовых договорах.
Отдельно следует акцентировать внимание на таких локальных актах, которые принимаются и действуют в пределах объема отношений, не урегулированных в полной мере законодательством об образовании, то есть в дополнение к нормам Закона об образовании, подзаконных нормативных правовых актов, принятых на его основе[8].
В Законе об образовании в РФ среди обязательных актов назван локальный нормативный акт (акты), устанавливающий порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (ст. 30).
Представляется, что к очерченному предмету правового регулирования на локальном уровне относятся такие вопросы, как порядок и условия приема, перевода, отчисления, восстановления обучающихся. Принятие локального акта (актов) с точно соответствующей Закону об образовании формулировкой наименования в данном случае не является строго обязательным, если приняты локальные акты, содержание которых раскрывает порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. Причем речь идет не об одном акте, а о группе локальных актов, раскрывающих понятие «возникновения, приостановления и прекращения отношений» в сфере образования.
Свои особенности имеет принятие образовательных программ (ст. 12 Закона об образовании) в качестве разновидности локальных нормативных актов, которые разрабатываются и утверждаются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
Образовательная программа включает комплекс локальных актов, определяющих основные характеристики образования, организационно-педагогические условия, формы аттестации, которые представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика. В то же время к локальным нормативным актам не относятся рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), а также оценочные и методические материалы.
Особую правовую сложность имеет вопрос принятия ряда локальных нормативных правовых актов в целях эффективной реализации положений Закона об образовании в РФ, определяющих компетенцию образовательной организации. По общему правилу образовательная организация высшего образования принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности. Таким образом, согласно ст. 30 Закона об образовании в РФ перечень локальных нормативных актов по вопросам образовательных отношений является открытым.
Локальные нормативные акты, при помощи которых обеспечивается реализация совокупности компетенционных норм, предусмотренных ст.ст. 28, 29, 41 и 79 Закона об образовании в РФ, позволяют сформировать правовой механизм реализации прав образовательной организации и выполнения возложенных на нее обязанностей. Эти акты могут быть приняты в следующих сферах:
- материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;
- поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности;
- использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;
- проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;
- обеспечение в образовательной организации, имеющей интернат, необходимых условий содержания обучающихся;
- создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;
- формирование открытых и общедоступных информационных ресурсов, содержащих информацию о деятельности образовательной организации, иную информацию, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечение доступа к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет», обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет»;
- научная и (или) творческая деятельность;
- создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
- содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации;
- создание специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Эти вопросы, непосредственно предусмотренные Законом об образовании в РФ, могут неоднозначно восприниматься в качестве «основных вопросов организации и осуществления образовательной деятельности», а перечень полномочий образовательной организации может выходить за рамки понятия «образовательные отношения». Однако системное толкование компетенционных норм, позволяет отнести большинство локальных нормативных актов, принятых на основе этих норм, к неотъемлемым характеристикам образовательного процесса.
Так, согласно ст. 41 Закона об образовании в РФ охрана здоровья обучающихся включает:
1) организацию питания обучающихся;
2) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
3) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
4) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
6) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
7) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
8) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
3. Локальные нормативные акты, принимаемые на основании
требований Закона об образовании в РФ по усмотрению
образовательных организаций высшего образования
Как показывает анализ норм Закона об образовании в РФ, а также практика локального нормотворчества вузов, степень обязательности принятия локальных нормативных актов неодинакова. Это означает, что вузы обязаны разработать и принять ряд локальных нормативных актов. Они также имеют право, то есть могут принимать локальные нормативные акты в инициативном порядке при наличии правовых условий, предусмотренных в Законе об образовании.
Можно выделить ряд правовых оснований для принятия локальных нормативных актов образовательных организаций высшего образования, обязанность принятия которых выражена недостаточно четко, либо не являющихся обязательными изначально.
Во-первых, к таким локальным актам относятся акты, принятие которых необходимо для реализации компетенции образовательной организации высшего образования. Поскольку перечень обязательных локальных нормативных актов является открытым, допускается свобода усмотрения в выборе количества, видов и содержания локальных нормативных актов. Как было отмечено выше, принятие данного вида локальных нормативных актов возможно по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности в целях реализации компетенции образовательной организации. Они могут разрабатываться с учетом открытого перечня оснований для их издания, быть приняты в самых разных формах, иметь оригинальные наименования.
Во-вторых, условно обязательными являются локальные нормативные акты, которые должны быть приняты при наличии объективно сложившихся условий осуществления образовательной деятельности (наличие у образовательной организации общежития, создание структурного подразделения и т. п.).
В-третьих, определенная часть локальных нормативных актов принимается исключительно по усмотрению образовательной организации высшего образования, несмотря на то, что в Законе об образовании для них имеется формальная основа, однако, при этом в соответствующей норме указывается лишь на правовую возможность принятия локального нормативного акта. Например, согласно ч. 5 ст. 14 Закона об образовании образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Последнюю группу локальных нормативных актов можно отнести к категории рекомендуемых, имеющих невысокую степень обязательности разработки и принятия, что обусловлено выбором участниками нормотворческой деятельности различных правовых возможностей в целях реализации интересов участников отношений в сфере образования. Обозначенная разновидность локальных нормативных актов в большей степени зависит от решения самой образовательной организации, определения ею профиля своего развития, конкретных управленческих и образовательных технологий.
Рекомендуемые акты согласуются с правовыми условиями и предметом локального нормотворчества, а также с целями и основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования.
К анализируемой группе локальных нормативных актов относится порядок выдачи документов обучающимся, подтверждающих их обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Согласно ч. 3. ст. 33 Закона об образовании студентам (курсантам) бесплатно предоставляется зачетная книжка, а студентам также студенческий билет. Образцы зачетной книжки и студенческого билета утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Иным категориям обучающихся документы, подтверждающие их обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдаются в случаях, предусмотренных законодательством РФ или локальными нормативными актами.
Иными словами, порядок выдачи названных документов не обязательно должен быть предусмотрен локальным нормативным актом образовательной организации высшего образования. Но вместе с тем такой порядок объективно необходим до выдачи в установленном порядке студенческого билета и зачетной книжки в целях обеспечения работы пропускной системы.
Принятие соответствующих локальных актов является мерой, направленной на реализацию основных прав обучающихся, прежде всего следующих прав:
– развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;
– участие в соответствии с законодательством РФ в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией, под руководством научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и (или) научных работников научных организаций;
– направление для обучения и проведения научных исследований по избранным темам, прохождения стажировок, в том числе в рамках академического обмена, в другие образовательные организации и научные организации, включая образовательные организации высшего образования и научные организации иностранных государств;
– опубликование своих работ в изданиях образовательной организации на бесплатной основе.
Законодательно рекомендуется также принятие локальных нормативных актов, устанавливающих академические права, не предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 34 Закона об образовании). Это позволяет применить локальное регулирование для закрепления правового статуса обучающихся в конкретном вузе, расширить и дополнить круг академических прав, предоставленных на основе законодательства об образовании.
В этом смысле заслуживает внимания опыт вузов по формированию различных правовых механизмов, обеспечивающих развитие базы практик вуза, получение студентами практических навыков на кафедрах, создаваемых вузом в соответствующих организациях, предоставление дополнительных прав, в частности на овладение вторым иностранным языком, проживание в общежитии вуза, пользование мерами материальной поддержки, грантами и именными стипендиями, устанавливаемыми на локальном уровне.
В предметной связи с возможностью принятия вышеназванных локальных актов находится локальный нормативный акт (группа локальных нормативных актов) по вопросам ведения консультационной, просветительской деятельности, деятельности в сфере охраны здоровья граждан, организации отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием) и иной не противоречащей целям создания образовательной организации деятельности (ст. 28 Закона об образовании).
Особенно актуальным этот акт может быть для тех образовательных организаций, которые имеют в своей структуре оздоровительные, спортивные подразделения, базы отдыха и т. п.
Установление мер социальной поддержки обучающихся в рамках локального регулирования возможно, если такие меры не предусмотрены нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.
Порядок выдачи и образцы документов об обучении (ст. 60 Закона об образовании), как рекомендуемый к принятию локальный нормативный акт, делает возможным осуществление образовательной деятельности по программам, которыми не предусмотрено проведение итоговой аттестации. Этому признаку соответствуют программы подготовительных курсов и другие дополнительные программы, разрабатываемые и реализуемые вузами (за исключением дополнительных профессиональных образовательных программ).
Таким образом, регулирование всего комплекса отношений в сфере международного сотрудничества вуза может осуществляться в рамках действующего законодательства и соответствующего локального нормативного акта (актов) по следующим вопросам:
1) разработка и реализация образовательных программ и научных программ в сфере образования совместно с международными или иностранными организациями;
4) участие в сетевой форме реализации образовательных программ;
5) участие в деятельности международных организаций и проведении международных образовательных, научно-исследовательских и научно-технических проектов, конгрессов, симпозиумов, конференций, семинаров или самостоятельное проведение указанных мероприятий, а также обмен учебно-научной литературой на двусторонней и многосторонней основе.
Локальный нормативный акт по вопросам определения учебных изданий, в том числе электронных, используемых при реализации профессиональных образовательных программ, Закон об образовании в РФ (ст. 18) также относит к числу рекомендуемых. С его помощью вуз ориентирует обучающихся на использование учебных и учебно-методических материалов, отвечающих современным требованиям, может конкретизировать содержание образования, например, условия разработки и реализации рабочих программ дисциплин.
Определенная часть локальных нормативных актов не распространяется на всю совокупность образовательных организаций высшего образования. Они не могут быть рекомендованы для принятия всеми вузами, поскольку законодательство об образовании не устанавливает для этого правовых оснований.
Указанный выше акт принимается в целях организации приема на обучение в вышеназванные образовательные организации, а также доступа к осуществлению в них профессиональной деятельности лиц, имеющих такие иностранное образование и (или) иностранную квалификацию. Образовательные организации высшего образования представляют в национальный информационный центр информацию об установленном ими порядке признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации.
Аналогичным образом принимаются образовательные стандарты (по всем уровням высшего образования) (ст. 11) и образовательные программы высшего образования (ст. 12). Образовательные стандарты и образовательные программы вправе разрабатывать и утверждать следующие образовательные организации: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.
В обозначенную группу актов включаются:
– локальный нормативный акт, устанавливающий именные стипендии, размеры и условия выплаты таких стипендий (ст. 36);
– локальный нормативный акт, устанавливающий требования к одежде обучающихся (ст. 38);
– локальный нормативный акт, закрепляющий нормы профессиональной этики педагогических работников (ст. 47);
– решение ученого совета об учреждении должности президента образовательной организации высшего образования (ст. 51);
– локальный нормативный акт, регулирующий вопросы получения образования на иностранном языке (ст. 14);
– порядок оформления документов об образовании и (или) о квалификации на иностранном языке (ст. 60).
Не выраженные формально возможности по принятию локальных нормативных актов можно выявить в Законе об образовании в РФ исходя из логики реализации ряда его норм. По нашему мнению, локальный нормативный акт может быть разработан по вопросам функционирования электронной информационно-образовательной среды (ст. 16). Локальное регулирование в данном случае может выступать в качестве одного из условий, необходимых для реализации рядом вузов образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Такие же предпосылки для подготовки локального нормативного акта имеются при реализации заинтересованными вузами инновационного проекта, программы (ст. 20).
Обзор норм Закона об образовании в РФ по вопросу о разработке и принятии локальных нормативных актов на основе свободы усмотрения образовательных организаций высшего образования показывает, что в число подобных актов включены локальные нормативные акты, для которых имеются формальные основания, предусмотренные этим законом. Круг этих оснований не всегда очевиден. В ряде случаев они усматриваются только при системном анализе норм Закона.
Объединяющим признаком обозначенных локальных нормативных актов выступает высокая степень усмотрения образовательной организации высшего образования при их утверждении, что в целом свидетельствует об отсутствии прямой обязанности по осуществлению локального нормотворчества.
Вместе с этим некоторые локальные нормативные акты из указанной группы практически необходимы для полноценной и результативной образовательной деятельности вуза. Именно поэтому законодатель счел нужным установить компетенцию образовательной организации по ряду конкретных вопросов и закрепить в этих пределах возможность локального регулирования.
К этой группе актов относятся федеральные законы, подзаконные акты, в том числе приказы и другие нормативные правовые акты Минобрнауки России. Подобные акты приняты в большом количестве. Их значительная часть является элементом механизма реализации Закона об образовании в РФ.
Таким образом, в целях необходимости придания системного характера подготовки докторантов возможно принятие локального нормативного акта образовательной организации высшего образования, конкретизирующего статус докторантов, процедуры их непосредственного взаимодействия с кафедрами, различными структурными подразделениями и другие вопросы организации научных исследований с учетом стратегии развития данной формы подготовки научных кадров в образовательной организации.
Помимо локальных нормативных актов, регулирующих образовательные отношения, правовое положение и эффективная деятельность образовательной организации в значительной мере зависят от комплекса иных локальных нормативных актов, регулирующих трудовые, информационные, административные и другие отношения.
По мнению Г. В. Хныкина, работодатель должен разработать и утвердить следующие локальные нормативные акты, действующие в сфере трудовых отношений:
– штатное расписание;
– правила внутреннего трудового распорядка;
– должностные инструкции;
– инструкции по охране труда;
– положение о комитетах (комиссиях) по охране труда[12].
Порядка 70 статей Трудового кодекса РФ определяют вопросы принятия локальных нормативных актов, регулирующих трудовые отношения. При этом трудовое законодательство, в сравнении с образовательным, не отличается такой императивностью в части возложения прямой обязанности принятия локальных нормативных актов.
Анализ особенностей локального регулирования трудовых отношений, возникающих в сфере высшего образования, требует проведения самостоятельного исследования, в рамках которого следует решить вопрос о степени координации норм трудового и образовательного законодательства.
К числу локальных нормативных актов, обозначенных в Законе об образовании в РФ и определяющих содержание трудовых отношений, могут быть отнесены локальные акты о приеме на работу работников, заключении с ними и расторжении трудовых договоров, распределении должностных обязанностей (п. 5 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании); о создании условий и об организации дополнительного профессионального образования работников (п. 5 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании); о создании необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, об организации питания обучающихся и работников образовательной организации (п. 15 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании).
В некоторых сферах трудовых отношений требования к локальному регулированию недостаточно четко определены. Подобные ситуации часто возникают из-за очевидных недостатков юридической техники, а также завышенных ожиданий контрольных органов (в соответствии с сугубо формальным толкованием закона), что приводит к искажению локального нормотворчества.
Трудно согласиться с мнением Г. В. Хныкина о том, что на основании требований гл. 14 Трудового кодекса РФ должны быть разработаны и утверждены такие акты, как:
– перечень информации о работнике в связи с его трудовыми отношениями;
– порядок обработки персональных данных работника;
– порядок хранения и использования персональных данных работника;
– порядок передачи персональных данных работника в пределах организации;
– правила о мерах защиты персональных данных работника[13].
Как следует из ст. 88 ТК РФ, при передаче персональных данных работника работодатель должен осуществлять передачу персональных данных работника в пределах одной организации, у одного индивидуального предпринимателя в соответствии с локальным нормативным актом, с которым работник должен быть ознакомлен под роспись. При этом работодатели, работники и их представители должны совместно вырабатывать меры по защите персональных данных работников (ст. 86 ТК РФ).
Представляется очевидным, что вышеуказанные требования поглощаются общей нормой, предусмотренной ч. 8 ст. 86 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой работники и их представители должны быть ознакомлены под роспись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области. Одновременно эта норма выступает общей по отношению к вопросам установления порядка хранения и использования персональных данных работников, предусмотренного ст. 87 ТК РФ.
Данный подход полностью соответствует легальному определению понятия «обработка персональных данных», которое включает любое действие (операцию) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»[14]).
Практика локального нормотворчества вузов также подтверждает этот вывод. В частности, один из университетов, локальные акты которого стали предметом нашего анализа, утвердил Положение об обработке и защите персональных данных работников.
Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»[15] установлены особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами. Одна из таких особенностей заключается в возможности осуществления закупок в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»[16].
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Вопросы документооборота образовательной организации устанавливаются локальными нормативными актами на основе постановления Госстандарта РФ от 03 марта 2003 г. № 65-ст, которым утвержден «ГОСТ Р 6.30-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»[17].
Завершая краткий обзор особенностей законодательного регулирования вопросов подготовки и принятия локальных нормативных актов в сфере образования, следует отметить принципиальное значение устава образовательной организации как особого вида локального нормативного акта, подлежащего утверждению учредителем.
Устав образовательной организации выступает основополагающим локальным актом образовательной организации, которому должны соответствовать другие локальные акты этой организации, а также ее деятельность.
В случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах.
До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава в обязательном порядке проводится проверка достоверности данных, включаемых в указанный реестр.
Устав образовательной организации должен содержать сведения о наименовании образовательной организации, месте ее нахождения, порядке управления деятельностью образовательной организации. В уставе должны быть определены предмет и цели деятельности, а также сведения, предусмотренные Законом об образовании в РФ, в частности:
1) тип образовательной организации;
2) учредитель или учредители образовательной организации;
3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.
Наряду с этим повышение качества локального регулирования требует проведения комплексной правовой работы, обобщения практики различных образовательных организаций, судебной и ведомственной практики, подготовки типовых локальных актов, образцов и форм документов образовательных организаций, учитывающих уровень развития образовательного законодательства. Представляется, что в условиях существенного расширения предмета и оснований локального нормотворчества (см. приложения 1, 2), подобная работа должна проводиться более активно в качестве самостоятельного системного направления деятельности Минобрнауки России.
Литература
1. Козырин, А. Н. Правовое регулирование отношений в сфере образования: научно-практический комментарий статьи 4 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» / А. Н. Козырин, Т. Н. Трошкина // Ежегодник российского образовательного законодательства. – 2013. – Т. 8.
2. Кулапов, В. Л. Поднормативное правовое регулирование / В. Л. Кулапов, Ю. В. Медная. – Саратов : Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2009. – 200 с.
3. Феклин, С. И. Нормативные правовые и локальные акты в сфере образования: методическое пособие / С. И. Феклин. – 2-е изд. испр. – М. : Арсенал образования, 2011. – 152 с.
4. Хныкин, Г. В. Локальные нормативные акты трудового права / Г. В. Хныкин. – Иваново : ИГУ, 2004. – 260 с.
[1] См.: Козырин А. Н., Трошкина Т. Н. Правовое регулирование отношений в сфере образования: научно-практический комментарий статьи 4 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2013. Т. 8. С. 22–23.
[2] См.: Феклин С. И. Нормативные правовые и локальные акты в сфере образования: методическое пособие. 2-е изд. испр. М.: Арсенал образования, 2011. С. 16–17.
[3] СЗ РФ. 2012. № 53 (Ч. 1). Ст. 7598.
[4] Кулапов В. Л. Поднормативное правовое регулирование / В. Л. Кулапов, Ю. В. Медная. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2009. С. 45.
[5] Кулапов В. Л. Указ. соч. С. 45.
[6] Там же.
[7] См.: Кулапов В. Л. Указ. соч. С. 180.
[8] Данный порядок следует отличать от более распространенного – бланкетного пути определения оснований издания локальных нормативных актов в сфере образования, который состоит в закреплении права принятия того или иного локального акта в Законе, в том числе наименования локального акта и его предмета регулирования.
[9] См.: Приказ Минобрнауки России от 06.06.2013 № 443 «Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное» // Российская газета. 2013. 25 июля.
[10] См.: СЗ РФ. 2009. № 46. Ст. 5418.
[11] СЗ РФ. 2014. № 15. Ст. 1759.
[12] См.: Хныкин Г. В. Локальные нормативные акты трудового права. Иваново: ИГУ, 2004. С. 31.
[13] См.: Хныкин Г. В. Указ. соч. С. 31.
[14] СЗ РФ. 2009. № 46. Ст. 5418.
[15] СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.
[16] СЗ РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4571.
[17] М., ИПК Издательство стандартов, 2003 (Требования к оформлению документов). См. также: Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов. Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 (утв. Росархивом).
| |||
Приложение 1 | |||
Локальные нормативные акты образовательных организаций высшего
| |||
|
Наименование
|
Правовое основание для принятия
|
Примечание эксперта |
1. |
Устав
|
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Статья 25. Устав
|
В образовательной организации должны быть созданы условия для ознакомления всех работников, обучающихся, родителей
|
2. |
Локальный
|
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Статья 14. Язык
|
|
3. |
Положения
|
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
Статья 27. Структура образовательной
|
Положения подлежат утверждению в порядке, установленном уставом образовательной
Закон об образовании в РФ
Образовательная организация
Создание таких подразделений осуществляется в инициативном порядке (оно не является обязательным). Однако утверждение положений о таких подразделениях относится к числу локальных
|
4. |
Локальный
|
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей)
|
Принимается с учетом мнения
|
5. |
Правила
|
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Статья 28. Компетенция, права,
|
|
6. |
Правила
|
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Статья 28. Компетенция, права,
|
|
7. |
Локальный
|
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы
|
Эти вопросы могут быть урегулированы коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным органом
|
8. |
Локальный нормативный акт, устанавливающий права,
|
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Статья 52. Иные
|
Эти вопросы могут быть урегулированы законодательством РФ, уставом, правилами внутреннего трудового распорядка образовательных организаций, должностными инструкциями и трудовыми договорами |
9. |
Штатное
|
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Статья 28. Компетенция, права,
|
Разрабатывается и принимается образовательной организацией
|
10. |
Документ о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг, документ
|
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Статья 29. Информационная
|
|
11. |
Образовательные программы |
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Статья 12. Образовательные
|
Разрабатываются и утверждаются
Образовательная программа
В то же время к локальным
|
12. |
Правила приема обучающихся (правила приема
|
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения Статья 55. Общие требования к приему на обучение
Статья 70. Общие требования к организации приема
Статья 71. Особые права при приеме
|
Устанавливаются в части,
Правила приема предусматривают форму и перечень вступительных испытаний при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование. Правила приема определяют соответствие специальностям и (или) направлениям подготовки профиля всероссийской олимпиады школьников, международных олимпиад по общеобразовательным предметам, а также соответствие специальностям и (или) направлениям подготовки профиля олимпиад школьников, проводимых в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
|
13. |
Локальный
|
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся |
Формы промежуточной аттестации обучающихся определяются
|
14. |
Локальный
|
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения
|
Принятие самостоятельного
|
15. |
Локальный
|
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения |
Принятие данного акта (актов)
|
16. |
Локальный
|
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Статья 34. Основные права
|
|
17. |
Локальный
|
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Статья 34. Основные права обучающихся и меры
|
Указанное право может быть
Необходимо также учитывать, что образовательная организация обязана установить порядок освоения наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами
|
18. |
Порядок зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность,
|
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной
|
|
19. |
Локальный
|
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Статья 34. Основные права обучающихся и меры
|
|
20. |
Локальный
|
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Статья 34. Основные права
|
|
21. |
Порядок пользования учебниками и учебными
|
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Статья 35. Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами
|
|
22. |
Размеры государственной академической стипендии студентам, государственной социальной
|
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Статья 36. Стипендии и другие
|
Устанавливаются в пределах средств, выделяемых организации, осуществляющей образовательную деятельность, на стипендиальное обеспечение обучающихся
|
23. |
Локальный
|
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Статья 36. Стипендии и другие денежные выплаты |
Принимается с учетом мнения
|
24. |
Локальный
|
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических
|
|
25. |
Локальный
|
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы
|
Если указанный порядок не установлен законодательством РФ |
26. |
Локальный
|
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации |
|
27. |
Порядок
|
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Статья 59. Итоговая аттестация |
|
28. |
Образцы
|
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации.
|
Выдаются лицам, успешно
|
29. |
Образец справки об обучении или о периоде обучения лиц, не прошедших итоговой
|
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации.
|
|
30. |
Локальный
|
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Статья 39. Предоставление жилых
|
Принимается при наличии
|
31. |
Локальный
|
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Статья 39. Предоставление жилых
|
Принимается при наличии
|
32. |
Программы
|
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Статья 28. Компетенция, права,
Статья 24. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет. Категории образовательных организаций высшего образования |
Разрабатываются и утверждаются по согласованию с учредителем. Программы развития федеральных университетов разрабатываются федеральными университетами, утверждаются Правительством РФ |
*В целях реализации прав и обязанностей (компетенции) образовательной организации высшего образования дополнительно принимаются локальные нормативные акты, перечень которых является открытым, обеспечивающие организацию и осуществление образовательной деятельности в соответствии со ст.ст. 20, 28, 30, 41, 79 Закона об образовании в РФ в различных сферах: 1) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; 2) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение
3) поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной,
4) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях; 5) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения; 6) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования; 7) обеспечение в образовательной организации, имеющей интернат, необходимых условий содержания обучающихся; 8) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации; 9) создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом; 10) приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации, медалей «За особые успехи в учении»; 11) содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации; 12) организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров; 13) формирование открытых и общедоступных информационных ресурсов, содержащих информацию о деятельности образовательной организации, иную информацию, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечение доступа к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет», обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет»; 14) научная и (или) творческая деятельность; 15) создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; 16) создание специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. |
| |||
Приложение 2 | |||
Локальные нормативные акты, принятие которых осуществляется
| |||
|
Наименование локального
|
Правовое основание для принятия
|
Примечание эксперта |
1. |
Локальный нормативный акт (акты) по вопросам ведения консультационной, просветительской деятельности, деятельности в сфере охраны
|
Федеральный закон от 29.12.2012
Статья 28. Компетенция, права,
|
|
2. |
Порядок выдачи документов
|
Федеральный закон от 29.12.2012
Статья 33. Обучающиеся |
За исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Образцы зачетной книжки и студенческого билета утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования |
3. |
Локальный правовой акт (акты) по вопросам реализации основных прав обучающихся*
|
Федеральный закон от 29.12.2012
Статья 34. Основные права
|
Принятие соответствующих
1) развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях; 2) участие в соответствии
3) направление для обучения и проведения научных исследований по избранным темам, прохождения стажировок, в том числе в рамках академического обмена,
4) опубликование своих работ
|
4. |
Локальный
|
Федеральный закон от 29.12.2012
Статья 34. Основные права
|
|
5. |
Локальный
|
Федеральный закон от 29.12.2012
Статья 34. Основные права
|
Принимается по вопросам
|
6. |
Локальный
|
Федеральный закон от 29.12.2012
Статья 36. Стипендии и другие денежные выплаты
|
|
7. |
Локальный
|
Федеральный закон от 29.12.2012
Статья 54. Договор об образовании |
Доводится до сведения обучающихся |
8. |
Порядок выдачи и образцы документов об обучении* |
Федеральный закон от 29.12.2012
Статья 60. Документы об образовании и (или)
|
Выдаются лицам, освоившим
|
9. |
Локальный
соответствующих договоров* |
Федеральный закон от 29.12.2012
Статья 105. Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования
|
Принимается в соответствии
1) разработка и реализация
2) направление обучающихся,
3) проведение совместных научных исследований, осуществление фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования, совместное осуществление инновационной деятельности; 4) участие в сетевой форме реализации образовательных программ; 5) участие в деятельности международных организаций и проведении международных образовательных, научно-исследовательских и научно-технических проектов, конгрессов, симпозиумов, конференций, семинаров или самостоятельное проведение указанных мероприятий, а также обмен учебно-научной литературой на двусторонней и многосторонней основе
|
10. |
Локальный
|
Федеральный закон от 29.12.2012
Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы |
|
11. |
Дополнительные профессиональные программы*
|
Федеральный закон от 29.12.2012
Статья 12. Образовательные
|
Разрабатываются в соответствии с примерными дополнительными профессиональными программами или типовыми дополнительными профессиональными программами. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством РФ |
12. |
Локальный
|
Федеральный закон от 29.12.2012
|
Может быть принят в целях создания условий реализации образовательных программ с применением исключительно электронного
|
13. |
Локальный
|
Федеральный закон от 29.12.2012
Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования
|
Может быть принят в целях совершенствования научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования, соблюдения прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставления и получения образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом |
14. |
Образцы
|
Федеральный закон от 29.12.2012
Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации.
|
В рамках регулирования данного вопроса наблюдается конкуренция норм, устанавливающих схожие полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также образовательной организации по установлению образцов документов об образовании и квалификации, которые выдаются лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию. Для самостоятельного установления образовательной организацией образцов названных документов необходимо принятие соответствующего решения коллегиального органа управления образовательной организации. Образцы документов об образовании также могут быть установлены в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 10 ноября 2009 года № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» |
15. |
Порядок признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации |
Федеральный закон от 29.12.2012
Статья 107. Признание образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве
|
Локальный нормативный акт по вопросам признания иностранного образования и (или) квалификации может быть принят Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом, образовательными организациями высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также федеральными государственными образовательными организациями высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ в отношении иностранного образования и (или) квалификации, которые в Российской Федерации не подпадают под действие международных договоров о взаимном признании, а также не были получены в иностранных образовательных организациях, перечень которых с указанием соответствия получаемых в них образования и (или) квалификации образованию и (или) квалификации, полученным в Российской Федерации, установлен Правительством РФ. Названный акт принимается в целях организации приема на обучение в вышеназванные образовательные организации, а также доступа к осуществлению в них профессиональной деятельности лиц, имеющих такие иностранное образование и (или) иностранную квалификацию. Указанные образовательные организации высшего образования представляют в национальный информационный центр информацию об установленном ими порядке признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации |
16. |
Образовательные стандарты (по всем уровням высшего образования)
|
Федеральный закон от 29.12.2012
Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные
|
Образовательные стандарты вправе разрабатывать и утверждать следующие образовательные организации: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных
|
17. |
Образовательные программы высшего образования
|
Федеральный закон от 29.12.2012
Статья 12. Образовательные
|
Образовательные программы вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с Законом об образовании в РФ право самостоятельно разрабатывать и утверждать
|
18. |
Локальный
|
Федеральный закон от 29.12.2012
Статья 14. Язык образования |
Принимается в соответствии
|
19. |
Порядок оформления документов
|
Федеральный закон от 29.12.2012
Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации.
|
|
20. |
Локальный
|
Федеральный закон от 29.12.2012
Статья 36. Стипендии и другие денежные выплаты |
|
21. |
Локальный нормативный акт, устанавливающий требования к одежде обучающихся
|
Федеральный закон от 29.12.2012
Статья 38. Одежда обучающихся. Форменная одежда и иное вещевое имущество
|
Требования могут быть установлены в отношении общего вида одежды, цвета, фасона, видов одежды обучающихся, знаков отличия и правил ношения одежды. Соответствующий локальный нормативный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при его наличии) |
22. |
Локальный
|
Федеральный закон от 29.12.2012
Статья 47. Правовой статус
|
|
23. |
Решение ученого совета об учреждении должности президента
|
Федеральный закон от 29.12.2012
Статья 51. Правовой статус
|
|
[1] Знаком * отмечены локальные нормативные акты, рекомендуемые для принятия образовательными организациями.