Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  


Тематические обзоры судебной практики по спорам в сфере образования за 2013-2014 годы

Обзор 7. Льготы и пенсионное обеспечение педагогических работников


В настоящем обзоре представлены решения судов общей юрисдикции ряда субъектов РФ по вопросам, связанным с социальным обеспечением педагогических работников, включая льготы по оплате коммунальных услуг, пенсионное обеспечение, правила определения льготного стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости.


Форма и порядок назначения коммунальных льгот педагогическим работникам

Как и в предыдущие годыдела, связанные с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг педагогическими работникам, проживающим в сельской местности, включая право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, наиболее многочисленны. Рассмотрим различные ситуации, возникающие в связи с назначением и фактическим предоставлением льгот.

Хабаровский краевой суд в Апелляционном определении от 04 июня 2014 г. по делу № 33-3278 установил, что педагогические работники имеют право на получение установленных федеральным законом мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в случае, если они работают в учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности и проводят обучение по основным общеобразовательным программам, обеспечивая реализацию федерального государственного образовательного стандарта, независимо от организационно-правовой формы учреждения и уровня его финансирования.

Таким образом, суд выявил два основных критерия, дающих основания для получения данной льготы:

- работа в образовательной организации, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности – независимо от организационно-правовой формы и уровня финансирования;

- обучение по основным общеобразовательным программам, обеспечивая реализацию федерального государственного образовательного стандарта

При этом, суд сделал очень важный для правоприменителя вывод, указав, что отсутствие в законе правового механизма, определяющего размер, условия и порядок предоставления таких мер социальной поддержки и источник финансирования этих расходов, не может являться основанием для лишения истца права на получение таких мер. Поскольку такое право закреплено федеральным законом, то понесенные истцом расходы подлежат возмещению за счет федерального бюджета.

При назначении льгот по оплате коммунальных услуг может возникнуть вопрос о включении или исключении из числа получателей льгот лиц, совместно проживающих с основным получателем льготы – педагогическим работником. Другой спорный вопрос – возможно ли совместить данную льготу с льготами по иным основаниям.

Указанные вопросы были рассмотрены Волгоградским областным судом, который в Апелляционном определении от 23 апреля 2014 г. по делу № 33-4402/2014 признал незаконным отказ отдела по образованию в предоставлении мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг педагогу, совместно с которым проживали члены ее семьи, которые пользуются льготами по оплате жилья и коммунальных услуг, назначенными по иным основаниям. Суд указал, что право на получение социальных льгот по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг возникает при отсутствии такого права у заявителя по иному предоставленному законом основанию, при этом выбор основания на получение льготы законом предоставлено заявителю.

Порядок реализации права педагогического работника на получение меры социальной поддержки в виде компенсации понесенных расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения также вызывает вопросы на уровне правоприменения. Так, в Республике Дагестан заявитель оспорил правомерность закрепленной в законодательстве формы предоставления данной льготы: в натуре или в виде денежной компенсации. Рассмотрев данное дело, Верховный суд Республики Дагестан в Апелляционном определении от 07 апреля 2014 г. по делу № 33-1192/2014 указал, что законодательство предусматривает в качестве меры социальной поддержки именно денежную компенсацию понесенных расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. При этом компенсация представляет собой денежную выплату, осуществляемую в целях возмещения фактически произведенных расходов. Размер компенсации расходов по доставке твердого топлива отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (за исключением педагогических работников образовательных учреждений), определяется исходя из фактически понесенных гражданами расходов по оплате транспортных услуг по доставке приобретенного твердого топлива, подтверждаемых документально, но не выше 20 процентов от стоимости приобретенного твердого топлива. Требование о приобретении твердого топлива в заранее определенных конкретных организациях, как требует в данном случае ответчик по делу, суд признал не основанным на законе.

Другое аналогичное дело об определении формы компенсации было рассмотрено Верховным судом Республики Марий Эл, который в Апелляционном определении от 08 июля 2014 г. по делу № 1149 поставил вопрос о включении в содержание права педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности компенсации расходов на водоснабжение, водоотведение, газоснабжение и платы за услуги по вывозу твердых бытовых отходов.

Рассмотрев данное дело, суд пришел к выводу о том, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) является мерой социальной поддержки, соответственно истец имеет право на получение компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг в виде отопления и освещения, однако такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, за услуги по вывозу твердых бытовых отходов законом не предусмотрена. Доводы апелляционного представления о том, что услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержания жилого помещения и также подлежит компенсации, были признаны судом не основанными на законе.

Ситуация, рассмотренная Ленинградским областным судом, не вполне вписывается в раздел, посвященный коммунальным услугам, хотя также имеет отношение к жилищным правам педагогических работников. В Определении от 30 апреля 2014 г. № 33-2147/2014 суд рассмотрел иск преподавателя русского языка и литературы в государственном автономном образовательном учреждении среднего профессионального образования, которая обратилась с заявлением о постановке на учет ее и членов ее семьи (пять человек), как нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также постановке ее на учет на первоочередное предоставление жилья по договору социального найма в соответствии с законодательством об образовании. Признавая данное право за истицей, суд, тем не менее, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для обязания органа местного самоуправления предоставить благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма, поскольку государственные полномочия по обеспечению педагогических работников жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма органам местного самоуправления не передавались. Суд напомнил, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств; реализация переданных полномочий подконтрольна государству. И в этом случае применяется порядок предоставления жилья, установленный Жилищным кодексом РФ, если иное не установлено специальным законом, предусматривающим предоставление жилья в социальный наем той или иной категории граждан.


Коммунальные льготы педагогическим работникам после увольнения

За отдельной категорией педагогических работников компенсационный выплаты за жилое помещение и коммунальные услуги сохраняются даже после увольнения из образовательной организации. Для этого необходимо проработать более 10 лет в качестве педагогического работника в сельской местности. Вместе с тем, зачастую на практике данное право не признается органами социальной защиты автоматически, а требует подтверждения, иногда в судебном порядке.

Так, при рассмотрении подобного дела Суд Еврейской автономной области в Апелляционном определении от 12 марта 2014 г. по делу № 33-80/2014 установил следующее. Истица была уволена из техникума в связи с его ликвидацией. Компенсационные выплаты за жилое помещение, коммунальные услуги до увольнения из образовательного учреждения она получала как преподаватель областного государственного образовательного учреждения. После увольнения выплаты были прекращены в связи с тем, что она утратила право на меры социальной поддержки, предусмотренные вышеуказанным законом. Вместе с тем, суд отметил, что в связи с тем, что истица отработала более 10 лет в качестве педагогического работника в сельской местности, при выходе на пенсию у нее имеется право на получение компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг. В качестве ответчика по делу привлечен Минфин РФ, поскольку финансовое обеспечение расходов, связанных с осуществлением ежемесячной компенсации, производится за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых главным распорядителем средств федерального бюджета, к ведению которых относятся организации.

Важной гарантией выплаты данной льготы является ее безусловный характер, так ее размер не определяется в зависимости от размера помещения или совместно проживающих с носителем льготы лиц. Такой вывод подтверждается материалами судебной практики. В Апелляционном определении Костромского областного суда от 03 февраля 2014 г. по делу № 33-179 суд рассмотрел ситуацию, в которой оказалась педагог сельской местности, проработавшая на селе более 10 лет и вышедшая на пенсию в связи с увольнением из образовательного учреждения. Заявительнице предоставлялись меры социальной поддержки в форме ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг, данная компенсация выплачивалась истице с учетом постоянно проживающего с ней супруга. Суд пришел к выводу, что педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Это право не предполагает какого-либо ограничения ни размерами занимаемой жилой площади, ни нормативами потребления коммунальных услуг. Не установлено ограничений в предоставлении мер социальной поддержки в зависимости от способа отопления жилого помещения и видов используемого на эти цели топлива. Таким образом, истица имеет право на компенсацию оплаты за электроотопление (теплоснабжение) всего занимаемого жилого помещения в полном объеме без учета нормативов потребления и с учетом совместно проживающих членов семьи.


Пенсионное обеспечение педагогических работников – включение периодов работы в льготный стаж

Все принятые в рассматриваемый период решения в сфере пенсионного обеспечения педагогических работников, касаются включения в стаж, дающий основание для назначения досрочной пенсии по старости, спорных периодов работы.

Все споры были разрешены в пользу педагогических работников, за исключением трех дел. В Апелляционном определении Алтайского краевого суд от 14 января 2014 г. по делу № 33-89/2014 суд не признал возможным включение в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы. Как подчеркнул суд, данный период не подлежит включению в специальный стаж ни по действующему законодательству, ни в соответствии с нормативными правовыми актами СССР, действовавшими на момент предоставления истице отпуска без содержания по уходу за ребенком.

В Апелляционном определении Самарского областного суда от 27 января 2014 г. по делу № 33-696/2014 период работы заявительницы в должности пионервожатой в пионерском лагере также не был засчитан судом, поскольку на момент работы пионервожатой истица педагогического образования, в том числе и неполного высшего либо среднего специального не имела.

В Определении Пермского краевого суда от 29 апреля 2014 г. по делу № 33-4226-2014 суд установил, что пенсионным законодательством не предусмотрено включение периода работы в должности заведующей детского сада в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.


Остальные решения были приняты судами в пользу педагогических работников. Так, признано правомерным включение в специальный стаж следующих периодов:

- период работы в должности учителя в автономной некоммерческой образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию, в которой истец осуществлял педагогическую деятельность. Статус образовательного учреждения «негосударственное» не может являться основанием для отказа во включении указанного периода в специальный стаж. В соответствии со свидетельство о государственной аккредитации АНО обладает государственным статусом: общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа (Определение Ленинградского областного суда от 24 апреля 2014 г. № 33-2042/2014);

- периоды работы в Новой альтернативной школе-центре "Лучик", и в Автономной некоммерческой образовательной организации "Учебно-воспитательный центр "Лучик", не предусмотренные в списке должностей. Действующее законодательство с учетом изменения требований к организационно-правовым формам образовательных учреждений (организаций) не связывает возможность реализации прав, социальных гарантий и льгот педагогических работников только с такими организационно-правовыми формами; пенсия педагогическим работникам подлежит назначению в зависимости от вида осуществляемой ими деятельности, а не исключительно от правового статуса и названия учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях; основанием применения льготного исчисления стажа работы является характер и специфика трудовой деятельности, осуществление определенных трудовых функций, в данном случае функциональных обязанностей педагогического работника, с учетом целей, задач и направлений деятельности учреждений, организаций, в которых они работали (Апелляционное определение Московского городского суда от 12 сентября 2013 г. по делу № 11-27996);

- периоды учебных отпусков (Апелляционное определение Ярославского областного суда от 12 мая 2014 г. по делу № 33-2705/2014);

- период работы по должности учителя физической культуры в учебно-воспитательном комбинате с углубленным изучением иностранных языков «Детский сад-школа». Суд определил зачислить указанные периоды в стаж, поскольку заявитель осуществлял трудовую деятельность в должности, предусмотренной списком, на полную ставку, в режиме полного рабочего дня, с полной рабочей нагрузкой, при этом, его работа протекала в общеобразовательном учреждении для детей - школе, а учреждение, в котором работал истец в спорный период времени, при своей деятельности реализовывало программы общеобразовательного учебного заведения, действовало на основе Закона РФ «Об образовании», то есть истец, будучи преподавателем (учителем), фактически осуществлял педагогическую деятельность в общеобразовательном учреждении (Апелляционное определение Московского городского суда от 10 января 2014 г. № 33-291/2014);

- период работы по должности учителя начальных классов в школе-комплексе и по должности учителя начальных классов в центре образования. Суд пришел к выводу о включении в подсчет специального стажа истца указанных периодов ее работы, поскольку из представленных документов усматривается, что учреждение, в котором работала истец в спорные периоды времени, при своей деятельности реализовывало общеобразовательные программы, действовало на основе закона об образовании, имело соответствующие лицензии, при этом, истец в спорные периоды времени работала на полную ставку в режиме полного рабочего дня и полной рабочей недели, то есть осуществляла педагогическую деятельность в учреждении и на должности, предусмотренных соответствующим Списком (Апелляционное определение Московского городского суда от 10 апреля 2014 г. № 33-11618/2014);

- период работы в должности педагога дополнительного образования в центре детско-юношеского творчества. Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, закон не связывает возможность их реализации с организационно-правовыми формами образовательных учреждений. В утвержденном Списке указаны учреждения дополнительного образования всех наименований, в том числе центры детско-юношеского творчества, а также должность «педагог дополнительного образования». Доводы ответчика о том, что наименование учреждения включает в себя дополнение «и досуга», выходящее за рамки наименований образовательных учреждений, суд счел несостоятельными, свидетельствующими о формальном подходе (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 15 апреля 2014 г. по делу № 33-4341/2014);

- период работы в должности воспитателя по экологии. В спорный период истица осуществляла педагогическую деятельность, то есть выполняла работу связанную непосредственно с воспитанием детей, осуществлением образовательного процесса в течение полного рабочего дня, имела ту же нагрузку, что и воспитатели (36 часов в неделю), выполняла функциональные обязанности воспитателя, повышала свою квалификацию. Данные обстоятельства позволили суду прийти к выводу о том, что по характеру и условиям выполняемой в спорный период работы истица выполняла обязанности воспитателя, должность которого предусмотрена вышеуказанным Списком (Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 20 мая 2014 г. по делу № 33-1274/2014).

Наконец, в Апелляционном определении Московского городского суда от 26 ноября 2013 г. по делу № 11-37981/13 суд сформулировал общий принцип признания периодов работы, указав, что пенсия педагогическим работникам назначается в зависимости от их деятельности, а не от правового статуса и названия учреждения или иной организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях. Если учреждение, в котором истица осуществляла педагогическую деятельность, может быть отнесено по виду к общеобразовательным учреждениям, фактически истица работала в спорные периоды в школе в должности учителя, а любая реорганизация образовательного учреждения не должна являться основанием для исключения работы, связанной с педагогической деятельностью в данном учреждении, из стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии.


Заключение

В рассмотренной категории дел не усматривается каких-либо противоречивых толкований. Практика по коммунальным льготам и пенсионному обеспечению отличается единообразием и последовательностью подходов во всех регионах.

Ниже приведены основные обобщенные выводы по данной категории дел:

- Два критерия, дающие основание для получения компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения:

  •  работа в образовательной организации, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности – независимо от организационно-правовой формы и уровня финансирования;
  • обучение по основным общеобразовательным программам, обеспечивая реализацию федерального государственного образовательного стандарта.

- Отсутствие в законе правового механизма, определяющего размер, условия и порядок предоставления мер социальной поддержки и источник финансирования этих расходов, не может являться основанием для лишения права на получение таких мер: поскольку такое право закреплено федеральным законом, то расходы по выплате компенсации подлежат возмещению за счет федерального бюджета.

- Право на получение социальных льгот по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг возникает при отсутствии такого права у заявителя по иному предоставленному законом основанию, при этом выбор основания на получение льготы законом предоставлено заявителю.

- Законодательство предусматривает в качестве меры социальной поддержки именно денежную компенсацию понесенных расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, а не закупку топлива. При этом компенсация представляет собой денежную выплату, осуществляемую в целях возмещения фактически произведенных расходов.

- Право на получение компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг при выходе на пенсию сохраняется, если обладатель льготы отработал более 10 лет в качестве педагогического работника в сельской местности.

- Педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Это право не предполагает какого-либо ограничения ни размерами занимаемой жилой площади, ни нормативами потребления коммунальных услуг. Не установлено ограничений в предоставлении мер социальной поддержки в зависимости от способа отопления жилого помещения и видов используемого на эти цели топлива.

- Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности не включает компенсацию расходов на водоснабжение, водоотведение, газоснабжение и вывоз твердых бытовых отходов.

- В рассмотренный период суды признали правомерным включение в льготный стаж, дающий основание для назначения досрочной пенсии педагогическим работникам, следующие виды работ:

  • период работы в должности учителя в автономной некоммерческой образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию, в которой истец осуществлял педагогическую деятельность;
  • периоды работы в Новой альтернативной школе-центре "Лучик", и в Автономной некоммерческой образовательной организации "Учебно-воспитательный центр "Лучик", не предусмотренные в списке должностей;
  • периоды учебных отпусков;
  • период работы по должности учителя физической культуры в учебно-воспитательном комбинате с углубленным изучением иностранных языков «Детский сад-школа»;
  • периоды работы по должности учителя начальных классов в школе-комплексе и по должности учителя начальных классов в центре образования;
  • период работы в должности педагога дополнительного образования в центре детско-юношеского творчества;
  • период работы в должности воспитателя по экологии.

- В рассмотренный период суды не признали подлежащими включению в специальный стаж период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, период работы в должности заведующей детского сада и период работы в должности пионервожатой в пионерском лагере без педагогического образования, в том числе и неполного высшего либо среднего специального.
------Обзор подготовлен по состоянию судебной практики на 31 июля 2014 года. 


Возврат к списку