Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Основные результаты деятельности Федерального Центра образовательного законодательства

2000 год

Разработаны теоретико-правовые основы развития нормативно-правовой базы системы образования, выработаны единые научные подходы к разработке правовых актов в области образования, включая Образовательный кодекс Российской Федерации.

Подготовлены рекомендации по совершенствованию законодательства об образовании субъектов РФ, выявлены нецелесообразные и неэффективные нормы в законодательстве субъектов Российской Федерации, разработаны научно обоснованные методические рекомендации по подготовке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Определены основные ориентиры и организационно-правовые контуры экономического курса на расширенное привлечение внебюджетных средств финансирования, при этом особое внимание уделялось одному из наиболее перспективных направлений мобилизации внебюджетных ресурсов - активизации инвестиционной политики в сфере образования.


2001 год

Разработаны концепция и проект общей части Кодекса РФ об образовании.

Проведено исследование научно-методических основ совершенствования правового регулирования сферы образования. Предложены меры по развитию и совершенствованию законодательства об образовании в части основного общего, начального профессионального и среднего профессионального образования, статуса педагогических работников и развития дистанционного обучения.

Выработаны методологические принципы законотворческой и законопроектной деятельности в области образования, разработаны рекомендации по подготовке и оформлению проектов законов об образовании.

Разработаны и изданы учебные и учебно-методические пособия, научные монографии для учебной дисциплины «Образовательное право».


2002 год

Разработан федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Выработаны модели инвестиционных подходов к организации государственного образования и привлечения внебюджетных средств, предложены организационно-правовые механизмы, регулирующие имущественные отношения в сфере образования.

Проведен анализ законодательства субъектов Российской Федерации в сфере образования с целью выявления пробелов, противоречий и иных недостатков действующих законов, негативно влияющих на единство правового пространства в сфере образования, на основании которого подготовлены рекомендации по совершенствованию законодательства об образовании для обеспечения единого правового образовательного пространства.


2003 год

Подготовлены проект Общей части Кодекса РФ об образовании, Проект Концепции особенной части Кодекса РФ об образовании

Разработан методический инструментарий введения государственного образовательного стандарта общего образования.

Подготовлены проекты нормативных правовых актов, обеспечивающих создание и использование в образовательном процессе лицензируемых и сертифицируемых программных продуктов и средств, концепция социального партнерства в системе профессионального образования, рекомендации для органов управления образования по координации деятельности в сфере социальной политики с общественными объединениями и некоммерческими организациями (неправительственными российскими и зарубежными фондами, общественными движениями).

Изданы монографические исследования и сборники по образовательному законодательству государств-участников СНГ и стран Балтии, стран Евросоюза, по международно - правовым вопросам в сфере образования.


2004 год

Проведен анализ форм и содержания образовательного стандарта в условиях модернизации российского образования, разработаны концептуальные основы, критерии и требования, предъявляемые к государственному стандарту общего образования второго поколения.

Разработаны методические рекомендации по совершенствованию качества управления общеобразовательным учреждением в условиях перехода на новые образовательные стандарты.

Изданы практическое пособие «Авторские и имущественные права на цифровые учебные ресурсы», а также сборник международных правовых актов и документов по развитию европейской интеграции в образовании и исследованиях,

Начал функционировать сайт Центра – www.lexed.ru, специализирующийся на предоставлении материалов об образовательном законодательстве и праве.


2005 год

Разработаны основы нормативно-правового обеспечения введения единого государственного экзамена при поэтапном переходе ЕГЭ в штатный режим на территории Российской Федерации.

Подготовлены предложения по внесению изменений в Положение об аттестации педагогических и руководящих кадров, Положение об итоговой аттестации выпускников, Порядок приема в учреждения профессионального образования и механизма деятельности подготовительных отделений в вузах для контрактников, а также пакет нормативных правовых актов по обеспечению физической и технической охраны объектов образования.

Издательстве «Academia» издана коллективная научная монография «Образовательные системы и образовательное законодательство государств Востока»


2006 год

Выработаны концептуальные подходы к форме и содержанию законодательного акта, интегрирующего законодательство по всем уровням системы образования.

Разработаны предложения по нормативно-правовому и методическому обеспечению введения единого государственного экзамена в штатном режиме.

Предложены пути совершенствования законодательного регулирования юридической ответственности и защиты прав субъектов образовательной деятельности в условиях модернизации образования;

Основан информационно-аналитический журнал «Ежегодник российского образовательного законодательства»

Издательством «Норма» издан постатейный комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании»


2007 год

Разработан проект доклада федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования о соблюдении законодательства РФ об образовании и методический инструментарий по подготовке ежегодных докладов Рособрнадзора.

Подготовлена методика апробации механизмов мониторинга, анализа и публичного представления результатов надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации об образовании.

Исследованы формы взаимодействия надзорных органов при проведении контроля и надзора в отношении образовательных учреждений.

Издана монография «Образовательное законодательство и образовательные системы зарубежных стран»


2008 год

Разработана концепция законодательного акта, интегрирующего законодательство по всем уровням образования (концепция проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). (http://www.lexed.ru/o-tsentre/osnovnye-rezultaty-deyatelnosti/kontseptsiya.php)

Проведен анализ форм получения образования в общеобразовательных учреждениях, расположенных в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера и разработаны модели включения удаленных (малодоступных) образовательных учреждений в процесс модернизации отечественного образования.

Предложены технологические и организационные схемы проведения исследования и оценки качества образования в субъекте РФ в условиях обособленной деятельности региональной службы по контролю и надзору в сфере образования.

В издательстве «Норма» издан комментарий к Закону Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»


2009 год

Разработаны научно-методические основы правового регулирования приема иностранных граждан в российские образовательные учреждения в условиях повышения конкурентоспособности российского образования

Проведено комплексное методологическое исследование понятия, предмета, системы и источников образовательного права для формирования учебно-методической базы курса «Образовательное право».

Разработаны модели профильного обучения для школ с этнокультурным компонентом.

На сайте Центра – lexed.ru начала функционировать правовая поисковая система нормативных правовых актов сферы образования.


2010 год

Выполнен комплекс мероприятий по научно-методическому обеспечению подготовки проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Исследованы отечественные и зарубежные практики управления образованием.

Разработаны научно-методические основы правового регулирования приема иностранных граждан в российские образовательные учреждения в условиях расширения экспорта образовательных услуг (в условиях повышения конкурентоспособности российского образования)

Разработаны экономические методы и основы обеспечения деятельности хозяйствующих обществ, создаваемых бюджетными научными и высшими учебными заведениями.

Издана монография «Образование в США: правовые основы финансирования»


2011 год

Выполнен комплекс мероприятий по отбору, обобщению и анализу предложений по доработке проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Разработаны и изданы методические рекомендации по организации деятельности хозяйственных обществ, создаваемых при вузах и научных учреждениях в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности;

Выявлены приоритеты и основные направления модернизации образовательного законодательства в зарубежных странах и с учетом выявленного положительного опыта разработаны предложения по совершенствованию законодательства в России.

Разработаны научно-методические основы правового обеспечения государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений в условиях единой независимой системы оценки качества образования.


2012 год

Выполнен комплекс мероприятий по организационному сопровождению завершающих работ по подготовке проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Разработаны научно-методические рекомендации по работе с нормативными актами периода 1917-1960 гг. в сфере образования, науки, опеки и попечительства, подготовлены предложения по применению полученных научно-методических материалов в правотворческой и правоинтерпритационной деятельности органов государственной власти.

Разработаны научно-методические разъяснения для работников системы образования по применению законодательства Российской Федерации в области образования с учетом вступления в силу проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Выработаны основные направления совершенствования регулирования правового статуса педагогического работника в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации.

Проведено теоретико-правовое исследование механизма защиты прав и законных интересов отдельных видов субъектов сферы образования.

Издано учебное пособие «Лекции по образовательному праву»


2013 год

Подготовлены предложения к структуре и содержанию проектов нормативных актов, обеспечивающих реализацию Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части высшего образования.

Осуществлен мониторинг полномочий Минобрнауки России по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития государственных научных центров и наукоградов.

Поведен анализ изменений в системе законодательства об образовании в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Подготовлены материалы правового характера о новом законе об образовании для распространения соответствующей информации за рубежом.,

Изданы научно-методические рекомендации по работе с нормативными правовыми актами в сфере образования периода с 1917 по 1930-е годы, а также научно-практическое пособие по применению общепризнанных принципов и норм международного права в правовом регулировании опеки и попечительства над несовершеннолетними в Российской Федерации


2014 – 2015 годы

В целях проведения инкорпорации норм законодательства Российской Федерации в пределах полномочий Минобрнауки России:

- разработаны научно-методические основы исследования форм, содержания и видов нормативных правовых актов, изданных в период 1971-1992 гг. в сфере образования, науки, опеки и попечительства над несовершеннолетними;

- подготовлены предложения по разработке нормативных правовых актов, направленных на отмену и признание недействующими на территории Российской Федерации нормативных правовых актов в сферах образования, науки, опеки и попечительства над несовершеннолетними.

В целях осуществления мониторинга правоприменения в пределах полномочий Минобрнауки России:

- проведена комплексная оценка результатов правоприменения в сферах дошкольного образования и среднего профессионального образования;

- подготовлены научно-обоснованные предложения в доклады о результатах мониторинга правоприменения в 2014 и 2015 г.г.;

- подготовлены предложения по разработке соответствующих нормативных правовых актов, либо корректировке действующих нормативных правовых актов в сферах дошкольного образования и среднего профессионального образования.

В целях эффективной реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» подготовлены:

- научно-методические рекомендации по эффективному применению норм Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

- портал по консультационному сопровождению реализации норм Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

- актуальный научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»