Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Научные и иные проекты ФГБНУ "Федеральный Центр образовательного законодательства"

в 2018 году


Программа

Заказчик

Название проекта/темы

Полученные результаты

Государственное задание на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.

Министерство образования и науки Российской Федерации

«Мониторинг выполнения Россией международных обязательств, судебных решений и рекомендаций международных организаций по предмету ведения Министерства образования и науки Российской Федерации »

Полученные научные и (или) научно технические результаты:

Проведено масштабное правовое исследование по мониторингу выполнения Российской Федерацией обязательств, судебных решений и рекомендаций международных организаций по предмету ведения Министерства образования и науки Российской Федерации. Выполнено исследование доступности информации о международных обязательствах России. Собраны, обобщены и проанализированы данные о качестве информации об обязательствах, находящейся в свободном доступе на русском языке. Собраны, систематизированы и проанализированы данные по сопоставимым показателям, отражающим потребности в информации о международных обязательствах и способах их выполнения. Изучена нормотворческая и правоприменительная деятельность Минобрнауки России как органа, обеспечивающего координирующую роль на всех уровнях образовательной политики. Оценена эффективность выполнения международных обязательств.

Проведен анализ четких пределов действия международной нормы в соответствии с официальным толкованием и правоприменительной (мониторинговой) практикой ответственного международного органа, выработанной за весь период применения нормы. Проведен сравнительный анализ рекомендаций и заключительных замечаний международных мониторинговых органов, вынесенных в отношении России на основании предоставленных докладов организаций гражданского общества и органов государственной власти. Выявлены и систематизированы наиболее проблематичные сферы регулирования.

Государственное задание на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.

Министерство образования и науки Российской Федерации

«Мониторинг и обобщение состояния правового регулирования и правоприменительной

практики Минобрнауки России и субъектов Российской Федерации по реализации языковой политики и подготовка предложений по совершенствованию законодательства в сфере реализации языковой политики»

Полученные научные и (или) научно технические результаты:

Впервые проведен масштабный комплексный анализ вопросов реализации государственной языковой политики и нормативно-правового регулирования на федеральном и региональном уровнях, являющихся предметом мониторинга, выявлены и разработаны меры по своевременной минимизации административных рисков в рассматриваемой области, такие как недостаточность координации и взаимодействия заинтересованных сторон, отсутствие оперативности, гибкости и адаптивности к изменениям внешних условий. В общей сложности мониторингом охвачено 22 субъекта РФ.

Подготовлена аналитическая записка, содержащая выводы об эффективности и результативности нормотворческой и правоприменительной деятельности Минобрнауки России;

Сформулированы и обоснованы практико-ориентированные концептуальные положения и направления дальнейшей разработки нормативного правового и научно-информационного обеспечения реализации государственной языковой политики и обеспечения выполнения поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;

Разработаны рекомендации по повышению эффективности и результативности нормотворческой и правоприменительной деятельности Минобрнауки России по вопросам координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации государственной языковой политики.

Важнейшим результатом проведенного исследования является совместная деятельность Минобрнауки России, научно-педагогического сообщества (в частности, ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства») и представителей законодательного органа Российской Федерации по разработке проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», направленного на урегулирование вопросов обеспечения прав граждан Российской Федерации на добровольное изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации.

В связи с особой значимостью предлагаемых изменений, законопроект был принят Государственной Думой в окончательной редакции 25 июля 2018 (постановление № 4703-7 ГД). 28 июля 2018 года он был одобрен Советом Федерации (постановление № 393-СФ). Подписан Президентом Российской Федерации 2 августа 2018 г. Вступил в силу 14 августа 2018 г.[1]

Опубликована научная статья в международном научно-практическом журнале Modern Journal of Language Teaching Methods, индексируемом в международной реферативной базе данных Web of Science (Vol. 8, Issue 5, May 2018).

Государственное задание на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.

Министерство образования и науки Российской Федерации

«Анализ законодательства отдельных субъектов Российской Федерации об образовании на предмет соответствия законодательству Российской Федерации об образовании, полноты регулирования, а также с целью выявления пробелов и иных недостатков действующих нормативных правовых актов, негативно влияющих на единство правового пространства в сфере образования (по всем уровням образования)»

 

Полученные научные и (или) научно технические результаты:

- подготовлен обзор о состоянии правового регулирования образовательных правоотношений и проведена оценка состояния правового регулирования образовательных отношений;

- систематизированы нормативные правовые акты органов государственной власти 25-ти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования (сформирован Перечень нормативных правовых актов 25 субъектов Российской Федерации, принятых за период с 2013 по 2017 годы, регулирующих образовательные правоотношения по всем уровням образования);

- подготовлен аналитический обзор о тенденциях правового регулирования в области образования на уровне субъектов Российской Федерации в связи с изменениями федерального законодательства;

- проведена оценка возможности использования в дальнейших организационно-управленческих и административно-распорядительных целях полученные аналитические и систематизированные данные;

- разработаны рекомендации по устранению недостатков правового регулирования отношений в области образования, включая предложения: по перечню актов, необходимых к разработке; по приведению в соответствие законодательства субъектов РФ действующему федеральному законодательству об образовании;

- обоснованы и сформулированы практико-ориентированные предложения по совершенствованию нормативных правовых актов в сфере образования, сформулированы концептуальные основы и направления разработки предложений по совершенствованию нормативного правового и научно-информационного обеспечения реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в субъектах Российской Федерации.

Результаты мониторинга, а именно полученные аналитические и систематизированные данные, обеспечивают возможность объективной оценки эффективности и результативности нормотворческой и правоприменительной деятельности 25-ти субъектов Российской Федерации и могут быть использованы в дальнейших организационно-управленческих и административно-распорядительных целях.

Государственное задание на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.

Министерство просвещения Российской Федерации

Эмпирико-теоретическое научное исследование по выявлению скрытой образовательной мотивации обучающихся для разработки современного адаптированного профориентационного стандарта работы педагогических работников в рамках проведения дополнительных образовательных мероприятий на основании данных, полученных в ходе проведения юридического форума для учащихся образовательных организаций «Право для школьников»

Полученные научные и (или) научно технические результаты:

Проанализированы теоретические основы изучения скрытой образовательной мотивации и уровня правового воспитания обучающихся для разработки современного адаптированного стандарта профориентационной работы педагогических работников.

Впервые проведено эмпирическое исследование в ходе, которого получены результаты по выявлению уровня правового воспитания подрастающего поколения и оценки существующего уровня профориентационной работы в образовательных организациях страны (производимого на примере образовательных организаций республики Дагестан).

Представлены экспертное заключение и методические рекомендации по организации и проведению профориентационной работы педагогическими работниками в рамках дополнительных образовательных мероприятий с обучающимися.

Представлен современный адаптированный стандарт профориентационной работы педагогических работников при проведении дополнительных образовательных мероприятий с обучающимися.

Организован и проведен Юридический форум для учащихся образовательных организаций «Право для школьников» в республике Дагестан, содержащий открытые лектории ведущих специалистов в области юриспруденции, 25 мастер-классов профильной направленности для участников форума, осуществление работы учебных секций и направлений.

Впервые проведено изучение особенностей выбора учащимися своей будущей профессии и качества профориентационной работы с ними не только посредством опросных методов, но и в ходе мониторинга практических профориентационных мероприятий с обучающимися, осваивающими образовательные программы основного общего или среднего общего образования (9-11 классы), а также студентами, осваивающими образовательные программы среднего профессионального образования в рамках Юридического форума «Право для школьников», что является новизной исследования.

Издан Сборник научных трудов по результатам проведения Юридического форума для учащихся образовательных организаций «Право для школьников» (19-21 декабря 2018 г., Махачкала) / под общ. ред. к. социолог. н. Е. Н. Рябовой [Электронный ресурс]. Москва:   ФГБНУ «ФЦОЗ», 2018. ISBN 978-5-6041714-5-5 . №0321900245 от 29 января 2019 г.

 

Государственное задание на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.

Министерство просвещения Российской Федерации

Научно-правовое обоснование и разработка механизмов юридической защиты прав и имущественных интересов Министерства просвещения Российской Федерации, подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации организаций

 

 

Полученные научные и (или) научно технические результаты:

1) проведен научно-правовой анализ проблем, связанных с защитой имущественных прав и интересов Министерства просвещения Российской Федерации, с учетом российской правовой доктрины и правоприменительной практики, а именно:

- анализ проблемы наличия обязанности у Министерства просвещения Российской Федерации по содержанию и ремонту имущества, закреплённого за подведомственной Министерству просвещения Российской Федерации организацией;

- анализ проблемы оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости, закрепленных за Министерством просвещения Российской Федерации и организациями, подведомственными Министерству просвещения Российской Федерации;

- анализ порядка распоряжения имуществом, закрепленным за подведомственной Министерству просвещения Российской Федерации организацией;

- анализ проблемы относительно наличия у Министерства просвещения Российской Федерации правомочий для принятия нормативных актов о включении жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных на праве оперативного управления и хозяйственного ведения за подведомственными Министерству просвещения Российской Федерации, в специализированный жилищный фонд, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда;

- анализ проблемы относительно наличия у Министерства просвещения Российской Федерации правомочий для принятия нормативных правовых актов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

- анализ проблемы приватизации физическими лицами жилых помещений, находящихся в общежитиях, закрепленных за подведомственными Министерству просвещения Российской Федерации организациями;

- анализ проблемы привлечения Министерства просвещения Российской Федерации к ответственности по долгам подведомственных ему организаций;

- анализ проблемы квалификации преступлений, совершаемых руководителями подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации организаций;

- анализ проблемы определения значительного ущерба, причиненного преступлением руководителя подведомственной Министерству просвещения Российской Федерации организации;

- анализ проблемы заявления гражданского иска в целях компенсации ущерба, причиненного преступлением руководителя подведомственной Министерству просвещения Российской Федерации организации;

2) подготовлено 10 экспертных заключений и 2 правовые справки по проблемам, связанным с защитой имущественных прав и интересов Министерства просвещения Российской Федерации;

3) разработаны рекомендации для Минпросвещения России и подведомственных ему организаций по юридической защите их прав и имущественных интересов;

4) подготовлена рукопись сборника судебных актов по гражданско-правовым спорам, затрагивающим имущественные интересы Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, и подведомственных им организаций.




[1] Федеральный закон от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Российская газета, № 171, 07.08.2018




Возврат к списку