Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Реферат

РЕФЕРАТ

промежуточного годового отчета по проекту

«Понятие, предмет, система и источники образовательного права: к формированию учебно-методической базы курса «Образовательное право»

Ключевые слова: образовательное право, источники образовательного права, образовательные правоотношения, управление образованием, статус участника образовательного правоотношения, изучение образовательного права.

Объект исследования: понятие и система образовательного права.

Цель работы: подготовка программы учебного курса «Образовательное право» и учебно-методического комплекса по одноименной дисциплине.

Задачи реализации проекта:

- исследование базовых понятий и категорий образовательного права, положений образовательного законодательства Российской Федерации;

- изучение механизма нормативно-правового регулирования образовательных отношений в Российской Федерации, а также международно-правовых стандартов в сфере образования;

- анализ правоприменительной (административной и судебной) практики, сложившейся в сфере образовательных отношений;

- исследование основных характеристик образовательной реформы, проводимой в Российской Федерации;

- исследование основных тенденций развития образовательного законодательства зарубежных стран;

- формирование учебно-методической базы курса «Образовательное право».

Актуальность планируемых исследований обусловлена рядом причин. Законодательство об образовании за последние годы уверенно заняло место среди наиболее динамично обновляющихся отраслей российского законодательства. Частые и существенные изменения, затрагивающие основные источники образовательного права, позволяют утверждать, что реформа образовательного законодательства в России стремительно набирает обороты.

Темпы и масштабы этой реформы, помимо главной ее цели – оптимизации и совершенствования нормативно-правового регулирования отношений в сфере образования – обусловлены также иными факторами: вовлеченностью России в Болонский процесс и участием в формировании единого европейского пространства; комплексным характером самого образовательного законодательства, находящегося в непосредственной зависимости от изменений, вносимых в гражданское, трудовое, бюджетное, административное и другие «смежные» отрасли российского законодательства; организационно-правовыми реформами в административной, бюджетной сфере, в сфере разграничения полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями.

Расширение нормативно-правовой базы отношений в сере образования требует уяснения и систематизации знаний в области образовательного права. Курс «Образовательное право» дает слушателям знания правовых гарантий реализации конституционного права человека на образование.

В настоящее время в учебных планах педагогических вузов отсутствует курс «Образовательное право». Нет его и в учебных планах магистерских и аспирантских программ, в рамках которых происходит подготовка научно-педагогических кадров. Очевидно, что подготовка педагогических и научно-педагогических кадров должна предусматривать изучение курса «Образовательного права», в рамках которого слушатели знакомятся с основами правового регулирования отношений в сфере образования, изучают статус (права, обязанности и ответственность) участников образовательных правоотношений.

Метод и методология проведения работы: работы по Государственному контракту проводились с:

- использованием комплексного междисциплинарного подхода к изучению механизма регулирования образовательных отношений, позволяющий рассматривать во взаимосвязи управленческие, экономические, финансово-хозяйственные аспекты образовательной системы;

- применением сравнительно-правового метода изучения основных тенденций развития нормативного регулирования образовательных отношений в России и европейских странах (Великобритании, Франции, Германии, Италии и др.) в связи с формированием в рамках Болонского процесса «единого европейского образовательного пространства»;

- исследованием институциональных и экономических аспектов воздействия глобализации на сферу образования, деятельности важнейших международных институтов в этой области;

- анализом действующего законодательства Российской Федерации об образовании с точки зрения эффективности организационно-правовых мероприятий, проводимых в рамках подключения Российской Федерации к Болонскому процессу.

В ходе выполнения поисковых научно-исследовательских работ по Государственному контракту были осуществлены следующие мероприятия:

1. Подготовка аналитического обзора, содержащего определение предмета (объекта), характера, целей и задач научно-исследовательской работы по заявленной проблеме и включающего:

- систематизацию сведений о практике реализации учебных программ «Образовательное право»;

- обзор научных информационных источников по тематике исследуемой проблемы;

- описание методов выполнения работы;

- сравнительную оценку вариантов возможных решений.

2. Подготовка обоснованного варианта оптимального направления исследования по проблеме, включающего систематизированный перечень того, что необходимо исследовать, предполагаемые методы и ожидаемые научные результаты.

3. Подготовка плана проведения теоретических исследований на 2010-2011 годы по проблеме, включая рассмотрение плана проведения исследований на научно-техническом совете Федерального центра образовательного законодательства.

4. Проведение предварительного теоретического исследования с целью определения и обоснования оптимального варианта выполнения работ для решения проблемы на основе анализа состояния исследуемой проблемы и сравнительной оценки вариантов возможных решений с учетом результатов прогнозных исследований, проводившихся по аналогичным проблемам.

В ходе выполнения поисковых научно-исследовательских работ по проекту получены следующие результаты:

- аналитический обзор;

- обоснованный вариант направления исследований;

- план проведения теоретических исследований;

- результаты теоретических исследований и при необходимости патентных исследований.