Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Реферат

РЕФЕРАТ

промежуточного годового отчета по проекту

«Разработка научно-методических основ правового регулирования приема иностранных граждан в российские образовательные учреждения в условиях повышения конкурентоспособности российского образования»

Ключевые слова: образование в России, иностранные граждане, миграция, участники образовательного процесса, право на образование, экспорт образовательных услуг, международные соглашения российской федерации в области образования, болонский процесс, прием иностранных граждан и соотечественников в российские образовательные учреждения, признание документов об образовании.

Объект исследования: сфера нормативного правового регулирования обеспечения прав, свобод и законных интересов участников образовательного процесса.

Цель работы: разработка научно-методических основ правового регулирования приема иностранных граждан в российские образовательные учреждения в условиях развития международных интеграционных процессов в сфере образования и выработка рекомендаций по совершенствованию законодательной регламентации организации приема иностранных граждан и соотечественников в соответствии с установленными Конституцией Российской Федерации правами и свободами, международными обязательствами Российской Федерации.

Задачи реализации проекта:

- изучение и анализ законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы международного сотрудничества в сфере образования и приема иностранных граждан, а также соотечественников в российские образовательные учреждения;

- изучение и анализ международных соглашений Российской Федерации на предмет соответствия им законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики в сфере образования в части организации приема и зачисления иностранных граждан на обучение в российские образовательные учреждения;

- выявление особенности организации приема и зачисления иностранных граждан, а также соотечественников на обучение в российские образовательные учреждения;

- разработка научно-методических подходов к формированию правовой модели приема иностранных граждан и соотечественников в российские образовательные учреждения с учетом выявленных особенностей, и подготовка рекомендаций по совершенствованию законодательной регламентации организации приема указанных категорий поступающих на обучение в российские образовательные учреждения.

Метод и методология проведения работы: анализ законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы международного сотрудничества в сфере образования в части приема иностранных граждан и соотечественников в российские образовательные учреждения, а также анализ международных соглашений Российской Федерации на предмет соответствия им законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики в сфере образования по организации приема и зачисления иностранных граждан на обучение в российские образовательные учреждения.

В рамках проведения исследования по данному проекту обобщены и проанализированы законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы международного сотрудничества в сфере образования и приема иностранных граждан, а также соотечественников в российские образовательные учреждения. Также проведен аналитический обзор по вопросу соответствия законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики в сфере образования международным соглашениям Российской Федерации в части организации приема и зачисления иностранных граждан на обучение в российские образовательные учреждения.

По результатам проведенного анализа будут выявлены особенности организации приема и зачисления иностранных граждан и соотечественников на обучение в российские образовательные учреждения. В соответствии с выявленными особенностями в дальнейшем будут разработаны научно-методические основы правовой модели приема иностранных граждан в российские образовательные учреждения, а также подготовлены рекомендации по совершенствованию законодательной регламентации организации приема иностранных граждан и соотечественников для обучения в российских образовательных учреждениях в соответствии с установленными Конституцией Российской Федерации правами и свободами, международными обязательствами Российской Федерации.

Результаты исследования: рекомендуются к использованию в планировании нормотворческой деятельности по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области образования, а также в практической деятельности органов государственной власти, исполняющих полномочия в сфере образования.

Значимость исследования и его результатов состоит в полноценном анализе законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих, вопросы международного сотрудничества в сфере образования и приема иностранных граждан, а также соотечественников в российские образовательные учреждения, выявлении пробелов и противоречий в нормативно-правовом регулировании прав участников образовательного процесса, на основе которого будут подготовлены рекомендации по совершенствованию законодательного обеспечения прав участников образовательного процесса.

Это составит основы для дальнейшего развития образовательного законодательства, совершенствования правового регулирования прав и законных интересов участников образовательного процесса, соответствующего международным обязательствам Российской Федерации, а также задачам модернизации системы российского образования.

Прогнозные предположения о развитии объекта исследования. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р) и в целях ее реализации Минобрнауки России предполагается разработка значительного количества законодательных актов по совершенствованию правового регулирования отношений в сфере образования.

Результаты проекта могут использоваться законодателями, специалистами Минобрнауки России для планирования разработки и подготовки законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих вопросы приема и обучения иностранных граждан в российских образовательных учреждениях.

Разработанные в ходе реализации проекта предложения будут включены в программы повышения квалификации руководящих кадров и иных специалистов в сфере образования.

Text here....