Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

АННОТИРОВАННЫЙ ОТЧЕТ ПО ПРОЕКТУ

АННОТИРОВАННЫЙ ОТЧЕТ ПО ПРОЕКТУ

«Научно-методическое обеспечение сочетания профильной и уровневой дифференциации при разработке содержания профильного обучения старших классов средней школы»

Работа выполнена в 2005 г. в рамках Федеральной программы развития образования.

Научный руководитель:
Рыжаков Михаил Викторович, доктор педагогических наук, профессор

Исполнители НИР:
Александрова О.М., к.п.н.; Беляева Л.В., Бешенков С.А., д.п.н., проф.; Биболетова М.З., к.п.н., доц.; Бим И.Л., д.п.н., проф., член-корр. РАО; Боголюбов Л.Н., д.п.н., проф.; Быстрова Е.А., д.п.н., проф.; Гевуркова Е.Л., к.п.н.; Дорофеев Г.В., д.ф.-м.н., проф.; Ермошкина А.С., к.п.н.; Жожикашвили С.В., к.ф.-м.н., доц.; Журин А.А., д.п.н.; Захарова Т.Б., д.п.н.; Иванова Р.Г., к.п.н.; Иванова Т.В., д.п.н.; Кабардин О.Ф., д.п.н., проф.; Каверина А.А., д.п.н.; Колесникова А.А., Колосков А.Г., д.п.н., проф.; Коротков Е.И., к.п.н.; Кузнецов А.А., д.п.н., проф., акад., действительный член РАО; Лазебникова А.Ю., д.п.н.; Ларина Л.И., к.п.н.; Львова С.И., д.п.н., проф.; Новенко Д.В., Орлов В.А., к.п.н., доц.; Петрова Н.Н., д.п.н., проф.; Поляков В.А., д.п.н., проф., акад. РАО; Ракитина Е.А., д.п.н., проф.; Седова Е.А., к.п.н.; Семенова З.В., д.п.н., доц.; Троицкая С.Д., к.ф.-м.н., доц.; Черкезова М.В., д.п.н., проф.; Щепилова А.В., д.п.н., доц.
Код темы по ГРНТИ: 14.25.01

Характер НИР: Прикладной.

Цели и задачи НИР:
Цель НИР - повышение эффективности реализации профильного обучения в старших классах за счет обоснованного сочетания профильного и уровневого подходов к дифференциации содержания образования по ряду учебных предметов.
Задачи НИР:
  • - обоснование перечня учебных предметов, дифференциацию содержания которых для профилизации обучения на старшей ступени школы целесообразно проводить не только по принципу уровневой, но и профильной дифференциации;
  • - определение профилей обучения, для которых целесообразно создавать отдельные профильно-ориентированные (соответствующие специфике задач обучения в этих профилях) курсы;
  • - обоснование перечня необходимых профильно-ориентированных курсов по отдельным учебным предметам;
  • - разработка концепции профильно-ориентированных курсов и схемы программ этих курсов.

Объект исследования:Структура и содержание типовых профилей обучения на старшей ступени школы.

Основные результаты:
  1. 1. Аналитическая записка по содержанию стандартов и примерных программ на базовом и профильном уровнях по отдельным учебным предметам с точки зрения эффективной реализации их межпредметных связей с другими предметами, изучение которых ведется на профильном уровне.
  2. 2. Перечни: учебных предметов, содержание которых на старшей ступени целесообразно дифференцировать по принципу не только уровневой, но и по профильной дифференциации; профильно-ориентированных курсов по каждому из отобранных учебных предметов, рекомендуемых для использования в отдельных профилях обучения; учебных предметов, для которых необходима разработка профильно-ориентированных курсов; профильно-ориентированных курсов для каждого типового профиля обучения.
  3. 3. Концепции профильно-ориентированных курсов, отражающих специфику их содержания для каждого отдельного (или группы) профиля обучения.

Новизна, научная и практическая значимость проекта и его результатов:
Входе реализации проекта было проведено комплексное психолого-педагогическое, дидактическое и методическое исследование, направленное на обоснование оптимального сочетания профильного и уровневого подхода к дифференциации содержания образования на старшей ступени средней школы в условиях введения профильного обучения; проанализированы стандарты и примерные программы по отдельным учебным предметам с позиций эффективности реализации межпредметных связей; выделены учебные предметы, содержание которых целесообразно строить по принципам не только уровневой, но и профильной дифференциации; разработаны концепции содержания и схемы программ профильно-ориентированных курсов.

Внедрение и практическое использование результатов проекта:
Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы для совершенствования структуры и содержания типовых профилей обучения на старшей ступени школы.