Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

АННОТИРОВАННЫЙ ОТЧЕТ ПО ПРОЕКТУ

АННОТИРОВАННЫЙ ОТЧЕТ ПО ПРОЕКТУ

«Формирование и научно-методическое обоснование структуры и содержания типовых профилей обучения, включая базовые профильные и элективные курсы (10 профилей)»

Работа выполнена в 2005 г. в рамках Федеральной программы развития образования.

Научный руководитель:
Рыжаков Михаил Викторович, доктор педагогических наук, профессор

Исполнители НИР:
Александрова О.М., к.п.н.; Беляева Л.В., Бешенков С.А., д.п.н., проф.; Биболетова М.З., к.п.н., доц.; Бим И.Л., д.п.н., проф., член-корр. РАО; Боголюбов Л.Н., д.п.н., проф.; Быстрова Е.А., д.п.н., проф.; Гевуркова Е.Л., к.п.н.; Дорофеев Г.В., д.ф.-м.н., проф.; Ермошкина А.С., к.п.н.; Жожикашвили С.В., к.ф.-м.н., доц.; Журин А.А., д.п.н.; Захарова Т.Б., д.п.н.; Иванова Р.Г., к.п.н.; Иванова Т.В., д.п.н.; Кабардин О.Ф., д.п.н., проф.; Каверина А.А., д.п.н.; Колесникова А.А., Колосков А.Г., д.п.н., проф.; Коротков Е.И., к.п.н.; Кузнецов А.А., д.п.н., проф., акад., действительный член РАО; Лазебникова А.Ю., д.п.н.; Ларина Л.И., к.п.н.; Львова С.И., д.п.н., проф.; Новенко Д.В., Орлов В.А., к.п.н., доц.; Петрова Н.Н., д.п.н., проф.; Поляков В.А., д.п.н., проф., акад. РАО; Ракитина Е.А., д.п.н., проф.; Седова Е.А., к.п.н.; Семенова З.В., д.п.н., доц.; Троицкая С.Д., к.ф.-м.н., доц.; Черкезова М.В., д.п.н., проф.; Щепилова А.В., д.п.н., доц.

Код темы по ГРНТИ: 14.25.01

Характер НИР: Прикладной.

Цели и задачи НИР:
Цель НИР - на основе анализа практики развития профильного обучения в средней школе (участники эксперимента по введению профильного обучения в 10 субъектах Российской Федерации, отдельные экспериментальные площадки и экспериментальные школы Российской академии образования, школы Москвы) выявить перечень профилей обучения, имеющих наибольшее распространение в настоящее время, и, с учетом перспективы их развития на краткосрочную и среднесрочную перспективу, разработать структуру и содержание типовых профилей обучения, включая базовые, профильные и элективные курсы.
Задачи НИР:
  • - проведение анализа разработанных и действующих в настоящее время учебных планов профильного обучения и выявление среди них наиболее типичных и распространенных;
  • - определение ведущих факторов, влияющих на формирование содержания профилей обучения на старшей ступени школы;
  • - разработка на основе эмпирических данных и анализа факторов моделей учебных планов для типовых направлений специализации обучения на старшей ступени школы;
  • - разработка опытных образцов учебно-методической документации для персонала образовательных учреждений, проводящих апробацию новой структуры и содержания общего среднего образования (10 профилей).

Объект исследования: Структура и содержание профильного обучения в старших классах.

Основные результаты:
  1. 1. Аналитическая записка «Структура и содержание типовых профилей обучения (включая базовые, профильные и элективные курсы)»;
  2. 2. Учебные планы профилей, образовательных и учебных программ образовательных учреждений уровня общего (полного) среднего образования, осуществляющих переход на систему профильного обучения;
  3. 3. Предложения по корректировке стандартов и примерных программ по базовым и профильным уровням по всем учебным предметам;
  4. 4. Методические рекомендации руководителям учреждений образования по формированию учебно-методической документации по структуре отдельных профилей обучения.

Внедрение и практическое использование результатов проекта:
Практические рекомендации, подготовленные в рамках настоящего проекта будут обсуждены с практическими работниками в сфере образования с целью внесения корректировок и поддержки педагогическим сообществом.