Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

АННОТИРОВАННЫЙ ОТЧЕТ ПО ПРОЕКТУ

АННОТИРОВАННЫЙ ОТЧЕТ ПО ПРОЕКТУ

«Разработка системы индикативного планирования введения профильного обучения»

Работа выполнена в 2005 г. в рамках раздела 4.2. «Научно-методическое обеспечение совершенствования структуры и содержания общего и дополнительного образования» подпрограммы № 4 «Исследования в области образования, молодежной политики и социальной политики в сфере образования» ведомственной научной программы «Развитие научного потенциала высшей школы».

Исполнители НИР:
Кравцов С.С., к.п.н., доцент;
Моисеев А.М., к.п.н., доцент.

Код темы по ГРНТИ: 14.25.07

Характер НИР: Прикладной.

Цели и задачи НИР: Развитие научно-методической и нормативной базы введения профильного обучения на основе индикативного планирования. Научно-методическое обеспечение реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 09.06.2003 №334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения обучающихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования».

Объект исследования: система индикативного планирования введения профильного обучения в Российской Федерации.

Основные результаты:
аналитическая справка «Нормативное, методическое и организационное обеспечения готовности субъектов Российской Федерации к введению профильного обучения»; концепция индикативного планирования введения профильного обучения;
система индикаторов готовности общеобразовательного учреждения к введению профильного обучения и методические рекомендации по ее использованию;
система индикаторов готовности муниципального образования к введению профильного обучения и методические рекомендации по ее использованию;
система индикаторов готовности субъекта Российской Федерации к введению профильного обучения и методические рекомендации по ее использованию;
подготовка и издание книги «Определение готовности региональной, муниципальной и школьной систем образования к введению профильного обучения».
Аналитическая справка «Нормативное, методическое и организационное обеспечения готовности субъектов Российской Федерации к введению профильного обучения» содержит основные выводы из анализа готовности субъектов Российской Федерации к введению профильного обучения на материале 10 регионов – участников эксперимента. В справке показаны состояние, достижения и проблемы в области нормативно-правового, методического и организационного обеспечения перехода на профильное обучение, в частности – сформировано представление о составе пакета нормативных документов регионального и муниципального уровней, необходимых для регламентации и поддержки введения профильного обучения.
Концепция индикативного планирования введения профильного обучения с опорой на проведенный анализ ситуации в экспериментальных и иных регионах, а также на изучение теоретических основ индикативного планирования, содержит интерпретацию ключевых понятий и подход к системе индикативного планирования введения профильного обучения. В Концепции обоснованы важнейшие оцениваемые параметры введения профильного обучения и готовности к такому введению, обозначены возможные индикаторы для оценки готовности к введению профильного обучения, предложен формат индикативного плана, объединяющий идеи стратегического, программно-целевого и индикативного планирования.
На основе положений Концепции индикативного планирования введения профильного обучения для трех уровней системы образования: регионального, муниципального и школьного, были предложены и обоснованы системы индикаторов готовности к введению профильного обучения и методические рекомендации по их использованию, позволяющие организаторам профильного обучения своевременно оценить состояние готовности своих образовательных систем или учреждений к переходу на профильное обучение и принять соответствующие организационно-управленческие решения.
Полученные научные результаты обобщены в работе «Определение готовности региональной, муниципальной и школьной систем образования к введению профильного обучения».

Новизна, научная и практическая значимость проекта и его результатов:
Новизна проекта и его результатов проявляется в том, что в рамках проекта впервые в отечественной практике разработаны концепция индикативного планирования введения профильного обучения, являющегося одним из приоритетов модернизации системы общего образования. Разработаны индикаторы готовности региона, муниципального образования, образовательного учреждения к введению профильного обучения и методические рекомендации по их использованию, что в совокупности представляет собой основы системы индикативного планирования введения профильного обучения.
Научная значимость проекта и его результатов проявляется в том, что предложенные подходы доказывают перспективность индикативного планирования и могут быть успешно перенесены на другие значимые области планирования в образовании.
Практическая значимость проекта и его результатов проявляется в том, что предложенные методические рекомендации по индикативному планированию и использованию спроектированных систем индикаторов образуют реальную основу для проведения оценки готовности образовательных систем и учреждений к введению профильного обучения и принятию на основе такой оценки адекватных управленческих решений, обеспечивающих планомерность, управляемость и эффективность перехода на профильное обучение, поддержание высокого уровня мотивации участников работы, рациональное использование и экономию времени и ресурсов.

Внедрение и практическое использование результатов проекта: подготовка и издание книги «Определение готовности региональной, муниципальной и школьной систем образования к введению профильного обучения» позволит ознакомить образовательное сообщество с предлагаемой системой индикативного планирования введения профильного обучения, что на последующих этапах создаст возможности для ее глубокого и осмысленного внедрения в практику как в регионах, участвующих в эксперименте, так и в других субъектах РФ.