Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Оценка и анализ форм и методов участия общественных структур, общественности в модернизации российского образования.

Оценка и анализ форм и методов участия общественных структур, общественности в модернизации российского образования.
Привлечение общественных ресурсов образования для его модернизации и развития.

Работа выполнена в 2004 г. в рамках Федеральной программы развития образования.

Научный руководитель:
Ерошин В.И. д. п. н., профессор, член-корр. РАО

Исполнители НИР: Афанасьева Т.П., к.п.н.; Бочкарев В.И., д.п.н., профессор; Елисеева И.А., к.псих.н.; Пуденко Т.И., к.п.н.; Немова Н.В., к.п.н., профессор; и др.

Код темы по ГРНТИ: 14.01.11

Характер НИР:
Прикладной.

Цели и задачи НИР:
Основная цель проекта – исследование факторов, влияющих на эффективность участия общественных структур, общественности в модернизации российской системы общего образования. Выявление наиболее значимых направлений и мер повышения эффективности привлечения общественных ресурсов образования для его модернизации и развития.
Задачами проекта являются:
- сбор и анализ информации о содержании и формах участия общественности в модернизации и управлении общим образованием в России, об основных проблемах привлечения общественных ресурсов для решения задач модернизации общего образования;
- выявление факторов, в наибольшей степени негативно влияющих на эффективность использования общественных ресурсов развития и модернизации общего образования;
- выявление наиболее значимых направлений и конкретных мер повышения эффективности привлечения общественных ресурсов образования для его модернизации и развития.

Объект исследования:
формы и методы участия общественности в модернизации российского общего образования.

Основные результаты:
• социологическая информация:
• о сложившихся формах участия общественности в управлении и модернизации общего образования;
• о составе и полномочиях органов общественного управления общим образованием;
• об основных задачах, решаемых общественными структурами управления;
• о качестве использования общественных ресурсов модернизации образования и др.;
• аналитический материал, содержащий:
• общую оценку общественных ресурсов модернизации системы общего образования;
• оценку существующего потенциала сложившихся организационных форм участия общественности в управлении общим образованием (общественных органов управления образованием регионального и федерального уровней; общественных органов управления образованием муниципального уровня (органов местного самоуправления; территориальных общественных Советов по образованию; совета директоров ОУ; органов педагогического самоуправления; органов ученического самоуправления; органов родительского самоуправления; попечительских советов); общественных органов управления образовательными учреждениями;
• факторы, негативно влияющие на эффективность использования общественных ресурсов для модернизации общего образования;
• рекомендации и предложения по повышению эффективности использования общественных ресурсов для модернизации общего образования.

Новизна, научная и практическая значимость проекта и его результатов:
В работе раскрыты основные характеристики современного состояния общественных ресурсов модернизации общего образования. Выявлены факторы, снижающие эффективность участия общественности, общественных структур в управлении общим образованием. Определены направления и механизмы активизации участия общественности в модернизации образования и более эффективного использования общественных ресурсов управления.
Внедрение и практическое использование результатов проекта:
Основные результаты, выводы и рекомендации проекта были использованы при подготовке и проведении парламентских слушаний на тему: "Перспективы развития отечественной системы образования" 25 ноября 2004 года, а также Международной конференции «Демократизация образовательного процесса» (21-27 октября, 2004 г., г. Москва); конференции «Пути и средства совершенствования деятельности школьных советов» (27 сентября 2004 г., г. Москва); конференции «Теория и практика функционирования органов общественного управления образованием на региональном и муниципальном уровнях» (22 декабря 2004 г., г. Тверь).