Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Нормативно-правовое обеспечение совершенствования системы управления федерального органа исполнительной власти.

Нормативно-правовое обеспечение совершенствования системы управления федерального органа исполнительной власти.

Работа выполнена в 2004 г. в рамках Федеральной программы развития образования.

Научные руководители:
Пикуров Николай Иванович, доктор юридических наук, профессор.

Исполнители НИР:
Насонкин В.В., к.ю.н.; Пикуров Н.И. , д.ю.н., профессор; Букалерова Л.А. , к.ю.н., доцент.
В разработке проекта в составе временного научного коллектива «Нормативно-правовое обеспечение совершенствования системы управления федерального органа исполнительной власти» приняли участие специалисты в области управления образованием, руководители органов управления образованием и образовательных учреждений, ученые.

Код темы по ГРНТИ: 14.01.80

Характер НИР:
Прикладной.

Цели и задачи НИР:
Разработка нормативно-правовых основ законодательства об образовании субъектов Российской Федерации как неотъемлемой составной части образовательного законодательства России. Подготовка Концепции структуры и содержания типового положения об органе управления образованием субъекта Российской Федерации, а также структуры и содержания типовых положений о структурных подразделениях органа управления образованием субъекта Российской Федерации.
Объект исследования:
Нормативно-правовые основы законодательства, регулирующего сферу образовании субъектов Российской Федерации; разграничение компетенции между федеральными и региональными органами управления образования; существующие на сегодняшний день положения об органах управления образованием в субъектах Российской Федерации.

Основные результаты:
Членами временного творческого коллектива «Нормативно-правовое обеспечение совершенствования системы управления федерального органа исполнительной власти» подготовлены примерное положение об органе управления образованием субъекта Российской Федерации и примерные положения о структурных подразделениях органа управления образованием субъекта Российской Федерации(30).
Проект типового положения об органе управления образованием субъекта Российской Федерации состоит из следующих основных разделов:
1. Общие положения.
2. Задачи.
3. Полномочия.
4. Организация деятельности.

Разработана и обоснована структура типовых положений о структурных подразделениях органа управления образованием субъекта Российской Федерации, которая включает в себя разделы:
1. Общие положения.
2. Функции.
3. Права.
4. Взаимоотношения. Связи.
5. Организация деятельности отдела.
6. Ответственность.
Новизна, научная и практическая значимость проекта и его результатов:
Примерное положение об органе управления образованием субъекта Российской Федерации и примерные положения о его структурных подразделениях разработаны с учетом задач создания правового механизма реализации современных начал реформирования системы государственной власти, новых финансовых рычагов управления образованием на уровне субъекта Российской Федерации. В этих целях на основе законодательных новелл в области формирования единой системы государственного управления, сформулированы нормативные положения, касающиеся согласования федеральных, региональных и местных интересов раскрывающие принципы и другие основные нормативные средства совершенствования системы управления образованием на уровне субъекта Российской Федерации в условиях реформы государственной власти.
Данная работа проведена с учетом последних изменений, внесенных Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступающих в силу 01.01.05 года, регулирующего деятельность федерального органа управления образованием.
По результатам проведенного анализа, с учетом изменившихся структуры и функций федерального органа управления образованием разработана Концепция совершенствования системы управления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Концепция содержит научное обоснование и предложения по изменению и дополнению действующих нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность органа управления образованием субъекта РФ.
Разработчики проекта исходили из того, что Примерное положение должно представлять собой модель юридического механизма реализации полномочий органа управления образованием субъекта Российской Федерации, которая позволит, с одной стороны, унифицировать формы управленческой деятельности субъекта Российской Федерации в области образования, содействуя тем самым, укреплению единства системы управления образованием в Российской Федерации, а с другой стороны, расширяет возможности максимального использования региональных и местных социально-экономических ресурсов в целях повышения эффективности управленческой деятельности и ответственности субъектов образовательной деятельности за эффективное использование бюджетных и других привлеченных средств.
Внедрение и практическое использование результатов проекта:
Подготовленная версия проекта прошла экспертизу специалистов-практиков региональных и муниципальных органов управления образованием Волгоградской и Московской областей, главного управления Минюста РФ по Волгоградской области, а также обсуждена на научно-практической конференции в Московском государственном областном педагогическом институте, где были даны конкретные предложения по доработке примерных положений.