Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Разработка системы объективной диагностики учебных достижений выпускников основной школы в условиях конкурсного приема в профильные классы.

Разработка системы объективной диагностики учебных достижений выпускников основной школы в условиях конкурсного приема в профильные классы.

Работа выполнена в 2004 г. в рамках научной отраслевой программы «Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования»

Научный руководитель: Кузнецов А.А., д.п.н., профессор, академик РАО.

Исполнители НИР: Безносикова С.В.; Власова Ю.Ю., к.п.н.; Голов В.П., д.п.н., проф.; Захарова Т.Б., д.п.н.; Коротков Е.И., к.п.н.; Макарова Т.Д.; Падалкина Л.В.; Панеева И.В.; Рыжаков М.В., д.п.н., проф.; Сомова Л.Я.; Цыпляева Т.А.

Код темы по ГРНТИ: 14.25.07

Характер НИР:
Прикладной.

Цели и задачи НИР:
Целью проекта является развитие научно-методической базы системы объективного оценивания учащихся основной школы в условиях профильного обучения.
Основные задачи НИР:
- разработка концептуальных подходов и построение модели системы объективной диагностики учебных достижений выпускников основной школы;
- разработка необходимых методических рекомендаций для территориальных органов управления образованием и общеобразовательных учреждений;
- разработка нового содержания экзаменационных материалов для различных форм проведения итоговой аттестации по предметам базисного учебного плана учащихся 9-х классов;
- разработка предложений по развитию нормативно-правового обеспечения системы объективного оценивания учащихся основной школы в условиях профильного обучения.

Объект исследования:
Итоговая аттестация учащихся основной школы, обеспечивающая возможность объективно оценивать их готовность к продолжению образования по тому или иному профилю на старшей ступени школы.

Основные результаты:
Обоснованы концептуальные подходы к повышению объективности оценки готовности школьников к продолжению образования по различным направлениям специализации содержания образования в старших классах.
Разработаны контрольно-измерительные материалы и схемы оценивания по двум вариативным формам проведения итоговой аттестации по ряду предметов учебного плана основной школы (история, физика, химия, география, биология и др.). Материалы прошли апробацию в школах Вологодской и ряда других областей страны, экспериментальных школах Российской академии образования.
Подготовлены методические рекомендации по организации и проведению итоговой аттестации, оценки ее результатов для территориальных органов управления образованием и образовательных учреждений. Разработанная системы оценивания позволяет упорядочить и перевести на более объективную, справедливую и «прозрачную» для всех участников образовательного процесса (учащихся, их родителей, учителей, органов управления образованием) основу решения вопроса о конкурсном приеме в профильные классы и школы.

Новизна, научная и практическая значимость проекта и его результатов:
Научная новизна проекта определяется новизной его целевой установки – разработка итоговой аттестации выпускников основной школы в условиях возможности конкурсного приема в профильные классы и школы. К числу наиболее существенных и принципиально новых аспектов предлагаемой системы аттестации следует отнести:
а) в организационном плане – ориентацию на проведение проверки и оценки учебных достижений школьников межшкольными или муниципальными экзаменационными комиссиями, возможность сочетания результатов экзаменационной оценки с результатами «портфолио» (портфелем индивидуальных учебных достижений) как одной из составляющих образовательного рейтинга выпускника;
б) в содержании контрольно-измерительных материалов – в сочетании проверки на уровне требований образовательного стандарта с продвинутым уровнем требований к учебной подготовке, что создает возможность оценки подготовки школьников, выходящей за рамки минимальных требований стандарта (например, за счет содержания предпрофильной подготовки);
в) в оценке результатов проверки – использование многобалльной шкалы оценивания, расширяющей возможности ранжирования уровня учебной подготовки, составления образовательного рейтинга выпускника (для повышения объективности решения вопроса о приеме в классы с определенной специализацией содержания образования на старшей ступени).

Практическая значимость результатов НИР определяется его направленностью на совершенствование практики итоговой аттестации выпускников основной школы и перспективой их массового использования для объективной и «прозрачной» процедуры формирования комплектования десятых классов образовательных учреждений (Методическое письмо Минобразования РФ № 14-51-123/13 от 06.05.2004 г.) в условиях возникновения ситуации конкурсного отбора.

Внедрение и практическое использование результатов проекта заключается в том, что разработанная система итоговой аттестации будет использована в ходе эксперимента по введению профильного обучения, проводимого в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 334 от 09.06.2003 г. в 10 регионах страны.