Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Реферат

РЕФЕРАТ

итогового отчета за 2010 год по проекту

«Совершенствование правового регулирования отношений, связанных с закреплением, реализацией и защитой прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на образование»

Ключевые слова: дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья; право на образование; дошкольные учреждения; конвенция ООН о правах инвалидов; уполномоченный по правам человека; судебные решения; органы управления образованием

Объект исследования: правоприменительная практика в части обеспечения прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования.

Цель исследования: разработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в части обеспечения прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования.

Задачи исследования:

- анализ правоприменительной практики по спорам, связанным с правом детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования;

- разработка предложений по совершенствованию правового регулирования отношений в области прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на образование с учетом проводимых реформ и процесса модернизации образования.

Актуальность проекта и научная значимость его результатов состоит в том, что ранее обобщение судебной практики в связи с защитой прав детей-инвалидов на образование с учетом перспективных направлений совершенствования образовательного законодательства не проводилось. Впервые в исследовании акцент сделан на необходимости совершенствования нормативной правовой базы в контексте Конвенции ООН о правах инвалидов с учетом возможных изменений правового регулирования в рамках модернизации образовательного законодательства.

В соответствии с распоряжением Президента РФ от 05.08.2008 № 450-РП «О подписании Конвенции о правах инвалидов» необходимо провести комплекс работ в связи с ратификацией Конвенции, включая анализ соответствия законодательства Российской Федерации об образовании требованиям статьи 8 Конвенции «Просветительно-воспитательная работа» и статьи 24 «Образование», которыми устанавливаются особые принципы и обязательства государства в части обучения и воспитания в интересах детей-инвалидов. Предложения по оптимизации правового регулирования и гармонизации российского законодательства и норм международного права должны быть разработаны с учетом проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Необходимо разработать предложения по гармонизации норм российского права (в части права детей-инвалидов на образование) и Конвенции ООН о правах инвалидов, а также провести анализ учебных программ высшего профессионального образования для лиц, обучающихся по специальностям «юриспруденция» и «педагогика» и подготовить предложения по их модернизации с учетом прав детей-инвалидов на образование.

Для достижения намеченных целей был выработан метод исследования, направленный на выявление максимально полного перечня нормативных правовых актов, регламентирующих отношения по получению образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; составление рубрикатора данного перечня в зависимости от видов деятельности субъектов отношений в связи с получением образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; формирование комплексного подхода к выработке предложений по совершенствованию правового регулирования отношений в области образования с учетом особых потребностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.