Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Реферат

РЕФЕРАТ

итогового отчета за 2010 год по проекту

«Разработка модели профильного обучения для школ с этнокультурным содержанием образования для коренных и малочисленных народов»

Ключевые слова: профильное обучение; методические рекомендации; этнокультурное содержание образования; модель школы; профильное обучение; национально-региональный компонент, профильные курсы, элективные курсы.

Объект исследования: фактический, научно-методический и правовой материал, определяющий модели построения профильного обучения для школ с этнокультурным содержанием образования для коренных и малочисленных народов.

Цель исследования: разработка модели профильного обучения для школ с этнокультурным содержанием образования для коренных и малочисленных народов с целью обеспечения повышения доступности и качества профильного обучения для учащихся школ с этнокультурным содержанием образования.

Задачи исследования:

- анализ ситуации по проблеме реализации этнокультурного содержания образования в старшей ступени школ на территории Российской Федерации;

- изучение оценок учащихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений с этнокультурным содержанием образования удовлетворенности организацией предпрофильной подготовки и профильного обучения;

- изучение мнений и предложений руководителей и педагогических работников школ с этнокультурным содержанием образования по проблемам осуществления профильной подготовки учащихся старшей ступени;

- разработка модели школы с этнокультурным содержанием образования, реализующей профильное обучение с ориентацией на традиционное хозяйствование коренных малочисленных народов Севера и природопользование;

- создание методических рекомендаций для директоров и заместителей директоров школ по программно-методическому, дидактическому и техническому обеспечению профильного обучения учащихся старшей школы с этнокультурным содержанием образования.

Актуальность проекта определяется необходимостью проведения содержательного анализа дополнительных образовательных курсов профильных образовательных учреждений, проектирования их места в учебном плане и создания специфической модели профильного обучения. Природосообразная, гуманистическая концепция образования коренных и малочисленных народов диктует необходимость социокультурного развития личности в духе традиционного хозяйствования. Однако реальная педагогическая практика не обеспечивает необходимыми для реализации этой концепции научными, методическими организационно-педагогическими условиями (различными программами, средой, кадрами, материальной базой и т. п.). Если для обычных образовательных учреждений модели профильного обучения хорошо проработаны, как с научной, так и с методической точки зрения, то для образовательных учреждений с этнокультурным компонентом такие работы выполнены впервые. В результате выполненных работ разработаны отдельные модели для этой группы образовательных учреждений. Их отличительная особенность заключается в том, что кроме системы углубления и расширения образовательных предметов базисного учебного плана необходимо решение вопроса о внедрении целого ряда предметов, связанных с культурой традиционного хозяйствования.

Для достижения намеченных целей выполнены следующие работы:

– разработка модели школы с этнокультурным содержанием образования, реализующей профильное обучение с ориентацией на традиционное хозяйствование коренных малочисленных народов и природопользование;

– разработка методических рекомендаций для директоров и заместителей директоров школ по программно-методическому, дидактическому и техническому обеспечению профильного обучения учащихся старшей школы с этнокультурным содержанием образования.