Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Реферат

РЕФЕРАТ

итогового отчета за 2010 год по проекту

«Понятие, предмет, система и источники образовательного права: к формированию учебно-методической базы курса «Образовательное право»

Ключевые слова: учебная программа «Образовательное право»; учебно-методическая база курса «Образовательное право»; источники образовательного права; система образовательного права; международно-правовые стандарты в сфере образования.

Объект исследования: нормативно-правовое регулирование образовательных отношений в Российской Федерации, материалы правоприменительной (административной и судебной) практики, сложившейся в сфере образовательных отношений, образовательное законодательство зарубежных стран.

Цель исследования: подготовка программы учебного курса «Образовательное право» и учебно-методического комплекса по одноименной дисциплине.

Задачи исследования:

· исследование базовых понятий и категорий образовательного права, положений образовательного законодательства Российской Федерации;

· изучение механизма нормативно-правового регулирования образовательных отношений в Российской Федерации, а также международно-правовых стандартов в сфере образования;

· анализ правоприменительной (административной и судебной) практики, сложившейся в сфере образовательных отношений;

· исследование основных характеристик образовательной реформы, проводимой в Российской Федерации;

· исследование основных тенденций развития образовательного законодательства зарубежных стран;

· формирование учебно-методической базы курса «Образовательное право».

Актуальность проекта и научная значимость его результатов определяется динамичным формированием учебной дисциплины «Образовательное право» и необходимостью совершенствования теоретической и научно-методической базы курса.

Для достижения намеченных целей проведены следующие виды работ:

1. Подготовка аналитического отчета «Образовательные системы и управление образованием», включающего:

· исследование категории «образовательная система» и ее основных структурных элементов;

· исследование форм получения образования и основных уровней образования в Российской Федерации;

· исследование системы управления образованием в России;

· сравнительный анализ систем управления образованием на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в Российской Федерации;

· компетенции Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в сфере образования;

· исследование и типологизация моделей управления образованием в зарубежных странах;

· исследование места и роли общественных организаций в системе управления образованием;

· исследование понятия государственного контроля условий и качества образования и его основных инструментов: инспекционно-контрольной деятельности, лицензирования, аттестации, государственной аккредитаций образовательных учреждений (организаций) и др.;

· исследование информационного обеспечения управления системой образования.

2. Подготовка отчета по обобщению и оценке результатов исследований по проблеме «Понятие, предмет, система и источники образовательного права: к формированию учебно-методической базы курса «Образовательное право».

3. Проведение экспертизы результатов научных исследований по 2-ому этапу, предназначенных к открытому опубликованию.

4. Разработка программы учебной дисциплины «Образовательное право» включающей:

· организационно-методический раздел, в котором сформулированы цель и задачи курса, его методическая новизна;

· содержание курса, включающее тематический план учебной дисциплины, содержание каждой темы курса с перечнем основной и дополнительной литературе по теме, перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы, тематику письменных работ, примерный перечень вопросов для оценки качества освоения дисциплины;

· формы контроля (текущего, промежуточного и итогового), включая основные требования, примерный объем и критерии оценки письменной работы (эссе);

· краткие методические рекомендации преподавателю и студента.