Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

РЕФЕРАТ

РЕФЕРАТ

итогового отчета за 2010 год по проекту

«Анализ судебной и арбитражной практики в сфере образования в 2008-2009 годах»

Ключевые слова: Судебная практика в сфере образования; арбитражная практика по спорам в сфере образования; решения арбитражных судов; налоговые споры в сфере образования; налогообложение образовательной деятельности; финансирование образовательных учреждений; платные образовательные услуги; права педагогических работников; трудовые отношения в сфере образования.

Объект исследования: правоотношения, возникающие между образовательным учреждением и органами государственной власти, осуществляющими контроль и надзор в сфере образования, а также юридическими и физическими лицами, выступающими в роли учредителей образовательных учреждений или собственников переданного им имущества.

Цель исследования: проект нацелен на исследование судебной и арбитражной практики в сфере образования в 2008-2009 годах.

Задачи исследования:

- выявление основных тенденций правоприменительной практики в сфере образования;

- использование правоприменительной практики в целях регулирования образовательных отношений при возникновении пробела образовательного законодательства;

- обзор судебно-арбитражной практики по спорам, связанным с созданием, реорганизацией и ликвидацией образовательных учреждений; с вещно-правовыми и обязательственно-правовыми имущественными отношениями в сфере образования.

Актуальность проекта обусловлена следующими причинами:

- в условиях частых изменений законодательных основ образовательной деятельности судебно-арбитражная практика играет роль цементирующего начала, выявляющего общие начала нормативно-правового регулирования образовательных отношений и тем самым объединяющего различные по своей отраслевой принадлежности (административные, гражданские, финансовые, трудовые и иные) источники образовательного права;

- анализ судебной практики, выявляющий подходы правоприменителя при регулировании конкретных образовательных отношений, позволяет эффективно восполнять пробелы, сложившиеся в действующем законодательстве об образовании;

- исследование судебной практики представляет собой важную гарантию публичности и открытости процесса применения образовательного законодательства, содействует распространению и популяризации соответствующей правовой информации;

- обзор судебной практики помогает обозначить направления совершенствования российского законодательства об образовании.

Результатом проведенного исследования стали выявленные правовые позиции, принципы и подходы, применяемые арбитражными судами к разрешению споров, связанным с созданием, реорганизацией и ликвидацией образовательных учреждений, с вещно-правовыми и обязательственно-правовыми имущественными отношениями в сфере образования. Данные принципы и подходы могут быть использованы законодателем в качестве практического материала рекомендательного характера при дальнейшем совершенствовании законодательства в области образования и восполнении пробелов текущего законодательства, что повысит эффективность принимаемых законодательных решений.