Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Реферат

РЕФЕРАТ

промежуточного годового отчета по проекту

«Разработка модели профильного обучения для школ с этнокультурным содержанием образования для коренных и малочисленных народов»

Ключевые слова: профильное обучение, предпрофильная подготовка, этнокультурный компонент, коренные и малочисленные народы, национальное образование, малокомплектность, этнокультурное содержание образования, профильные курсы, качество обучения.

Объект исследования: образовательный процесс в школах профильного обучения с этнокультурным содержанием.

Цель работы: разработка модели профильного обучения для школ с этнокультурным содержанием образования для коренных и малочисленных народов с целью обеспечения повышения доступности и качества профильного обучения для учащихся школ с этнокультурным содержанием образования.

Задачи проекта:

- анализ ситуации по проблеме реализации этнокультурного содержания образования в старшей ступени школ на территории Российской Федерации;

- изучение оценок учащихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений с этнокультурным содержанием образования удовлетворенности организацией предпрофильной подготовки и профильного обучения; изучение мнений и предложений руководителей и педагогических работников школ с этнокультурным содержанием образования по проблемам осуществления профильной подготовки учащихся старшей ступени;

- разработка модели школы с этнокультурным содержанием образования, реализующей профильное обучение с ориентацией на традиционное хозяйствование коренных малочисленных народов Севера и природопользование;

- разработка методических рекомендаций для директоров и заместителей директоров школ по программно-методическому, дидактическому и техническому обеспечению профильного обучения учащихся старшей школы с этнокультурным содержанием образования;

- разработка проекта учебного плана старшей ступени общеобразовательной школы по реализации профильного обучения с учетом национальных и региональных социально-экономических условий и особенностей.

Актуальность исследования определяется противоречием между требованиями концепцией образования коренных и малочисленных народов, диктующей необходимость социокультурного развития личности в духе традиционного хозяйствования, и реальной педагогической практикой, не обеспеченной необходимыми для реализации этой концепции соответствующими научными, методическими организационно-педагогическими условиями (различными программами, средой, кадрами, материальной базой и т. п.). Если для обычных образовательных учреждений модели профильного обучения хорошо проработаны, как с научной, так и с методической точки зрения, то для образовательных учреждений с этнокультурным компонентом таких работ не выполнялось. Необходимость отдельных моделей для этой группы образовательных учреждений заключается в том, что кроме системы углубления и расширения образовательных предметов базисного учебного плана необходимо решение вопроса о внедрении целого ряда предметов, связанных с культурой традиционного хозяйствования. Соответственно, проведенные исследования помогут выявить аспекты практической деятельности педагогических работников, которые необходимо будет учесть при разработке модели профильного обучения для школ с этнокультурным содержанием образования для коренных и малочисленных народов, а также определить степень удовлетворенности школьников старшей ступени обучения внедрением профильного обучения на старшей ступени.

В ходе выполнения работ по проекту были проведены следующие мероприятия:

- сбор необходимой информации;

- анализ ситуации по проблеме реализации этнокультурного содержания образования в старшей ступени школ на территории Российской Федерации: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, программ школ с этнокультурным компонентом, нормативной и инструктивно-методической документации;

- изучение и анализ передового педагогического опыта работы школ данного статуса;

- проведены социологические исследования изучения мнений учащихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений с этнокультурным содержанием образования с одной стороны и руководителей и педагогических работников школ с другой стороны по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Результаты работ по проекту:

1. Аналитическая справка «Анализ ситуации по проблеме реализации этнокультурного содержания образования в старшей ступени школ на территории Российской Федерации.

2. Аналитическая справка о результатах анкетирования учащихся и педагогических работников по проблемам осуществления профильной подготовки учащихся старшей ступени.

Новизна проекта заключается в разработке с учетом национальных и региональных социально-экономических условий и особенностей:

- проекта учебного плана старшей ступени общеобразовательной школы по реализации профильного обучения;

- методических рекомендаций для директоров и заместителей директоров школ по программно-методическому, дидактическому и техническому обеспечению профильного обучения учащихся старшей школы с этнокультурным содержанием образования.

Область применения полученных результатов: система управления образованием на региональном, муниципальном, школьном и федеральном уровнях, система повышения квалификации работников образования.

Результаты работ будут использованы при подготовке нормативно-правовых, распорядительных методических документов, утверждаемые соответствующими должностными лицами региональных, муниципальных и федеральных органов управления образованием в следующих документах:

- основные направления, программы и перспективные планы развития системы образования;

- технические задания на новые научно-исследовательские работы в области образования;

- нормативно-правовые, руководящие документы;

- учебные пособия.