Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Реферат

РЕФЕРАТ

отчета по проекту

«Научно-методическое обоснование разработки, конструирования и практической реализации систем мониторинга в образовании на разных уровнях управления»

Ключевые слова: система образования, мониторинг, информационное обеспечение, конструирование, практическая реализация, руководители образования, информационно аналитические службы.

Цель работы: теоретическое и практическое осмысление феномена мониторинга в образовании, разработка рекомендаций для специалистов в области информационного обеспечения управления образованием по разработке, конструированию и практической реализации систем мониторинга в образовании на разных уровнях управления.

Работы по заданию исполнителю проекта аналитической ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы» по проекту «Научно-методическое обоснование разработки, конструирования и практической реализации систем мониторинга в образовании на разных уровнях управления» выполнялись соответствии с техническим заданием и в сроки, предусмотренные календарным планом выполнения работ по проекту.

Методология проведения работы:

Анализ имеющейся в нашей стране и зарубежной литературы показал, что требование полноценных технологий мониторинга в образовании содержится в появившихся в последнее время работах по менеджменту образования, инноватике, развитию образования и это проблема не только Российской системы образования, но и образования большинства развивающихся систем образования в мире. То есть наряду с развитыми и имеющими определенную историю системами мониторинга в Великобритании, Ирландии, Шотландии, Голландии, Франция и США, которые достаточно широко известны российским спецмалдистам был проанализирован опыт таких стран как Уругвай, Чили, Израиль, Бразилия, Уганда, Замбия, Индия, Новая Зеландия и ряд других. В большинстве книг по управлению образованием есть раздел, посвященный информационному обслуживанию управленческой деятельности, где говорится о существующих недостатках и первостепенной важности изменений в сфере информационного обслуживания на разных уровнях управления. О необходимости построения систем мониторинга косвенно свидетельствует и то, что зачастую в работах определяется тематика сбора информации, в некоторых говорится о том, что надо определить, но очень редко рассказывается, каким образом это сделать, и практически никогда о том, как это оценить.

Анализ реальной практики сложившейся в системе образования дан с общеметодологических, теоретических и дидактических позиций. Впервые в отечественной науке проанализировано место мониторинга в системе образования не с точки зрения выполнения отдельных функций или практических приложений, а в контексте развития систем мониторинге в других сферах человеческой деятельности, в том числе и в тех, где развитие систем мониторинга в значительной мере опережает развитие мониторинга в образовании.

Результаты работы:

В работе был разработан понятийно-категориальный аппарат мониторинга в образовании на основе рассмотрения феномена мониторинга в различных областях человеческой деятельности, включая смежные к образованию – социологию, психологию и другие. Проведена классификация систем мониторинга как общей, так и применительно к системе образования. Выделены методологические и методические проблем измерений в образовании вообще и в системах мониторинга в частности. Определены принципы и разработки технологии организации мониторинга в управлении образованием. Определены причины и движущие силы развития мониторинга в системе образования за последние годы, и их взаимосвязь с изменениями в управлении образованием. Проведено сравнение методов, используемых для обследования образовательных систем применительно к системам мониторинга в образовании. Проведено методологическое рассмотрение образовательной системы как объекта мониторинга. Определено место и роль мониторинга в системе информационного обеспечения управленческой деятельности.

В качестве практических результатов в ходе выполнения работ по проекту подготовлены:

1. Теоретическое обоснование и разработка основ стандартизации мониторинга в образовании как методологической и методической системы.

2. Комплект аналитических материалов включающий: классификацию систем мониторинга, понятийно-категориального аппарата мониторинга, принципов и технологию организации мониторинга, сравнение методов, используемых для обследования образовательных систем.

3. Пакет рекомендаций для специалистов в области информационного обеспечения управления образованием по разработке, конструированию и практической реализации систем мониторинга в образовании на разных уровнях управления.

4. Рукопись монографии.

5. Учебная программа послевузовского дополнительного профессионального образования.

Область применения и значимость работы:

Результаты предназначены для руководителей информационно-диагностических служб федеральных и региональных органов управления образованием. Результаты использованы при разработке спецкурсов для подготовки кадров высшей квалификации. Кроме этого результаты могут быть использованы:

- в управленческой практике в системе образования для руководителей муниципальных и районных органов системы образования;

- в школьной практике для администраторов школ и организаторов школьного образования;

- в системе повышения квалификации педагогических работников;

- в работе с родителями, общественностью.