Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Реферат

РЕФЕРАТ

отчета по проекту

«Разработка правового механизма регулирования экономических отношений с участием федеральных образовательных учреждений»

Ключевые слова – федеральное образовательное учреждение; экономическая деятельность образовательных учреждений; предпринимательская деятельность образовательных учреждений; внебюджетная деятельность федерального образовательного учреждения; право аренды; право оперативного управления; самостоятельное распоряжение доходами и имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов от разрешенной деятельности; правомочия учреждения по владению, пользованию и распоряжение имуществом; договор по закреплению имущества за учреждением; закрепление и изъятие имущества у учреждения; имущественный комплекс; правовой режим имущества; долевое участие учреждения в деятельности других организаций; предпринимательский договор.

Цель работы. Целью проекта является осуществление анализа правовой базы регулирования экономических отношений с участием федеральных бюджетных образовательных учреждений; выработка рекомендаций по совершенствованию законодательства, регулирующего экономические отношения с участием федеральных бюджетных образовательных учреждений; разработка проектов ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих имущественные отношения между учредителем и федеральным бюджетным образовательным учреждением.

Методология проведения работы. Методологическую основу исследования составили как универсальные общенаучные методы: системно-интегративный, структурно-функциональный, так и специальные: сравнительно-правовой и историко-правовой.

Результаты работы. В процессе работы была изучена теоретическая литература о понятийной сущности «экономическая деятельность», «предпринимательская деятельность» и «внебюджетная деятельность», видах экономической деятельности федеральных бюджетных образовательных учреждений, а также осуществлен анализ судебной практики и законодательства, посвященных экономической деятельности образовательных учреждений. Данные результаты позволили: а) определить юридическую сущность экономической деятельности, б) выявить виды экономической деятельности, субъектами которых могут выступать федеральные бюджетные образовательные учреждения; в) исследовать правовой режим регулирования данной деятельности; г) выявить правовую природу доходов и имущества, полученных вузом от осуществления разрешенной учредительными документами деятельности; д) выработать рекомендации по закреплению и изъятию имущества у федеральных образовательных учреждений; е) разработать проекты нормативных правовых актов, направленные на урегулирование экономических отношений с участием вуза; ж) исследовать категорию «имущественный комплекс»; з) проанализировать правомочия вуза по осуществлению предпринимательской деятельностью и др.

Степень внедрения. Основные результаты работы включены в диссертацию на соискание ученой степени доктора юридических наук; выданы в виде лекционного материала слушателям курсов повышения квалификации, проводимых ЮУрГУ; внедрены в учебный процесс ЮУрГУ и Уральского филиала Российской Академии Правосудия по дисциплинам гражданского и предпринимательского права.

Область применения. Результаты работы могут быть учтены в практической деятельности образовательных учреждений, правоприменительной и законотворческой деятельности, а также в учебном процессе высших учебных заведений.

Значимость работы. В условиях реформирования деятельности образовательных учреждений стоит задача по совершенствованию действующего законодательства об образовании, приведении его в соответствии в экономическими потребностями образовательной сферы. Результаты работы могут быть учтены в ходе данного процесса, кроме того, они могут послужить отправной точкой дальнейших научных исследований по заявленной теме.