Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Реферат

РЕФЕРАТ
отчета по проекту
«Научно-методическое обоснование разработки, конструирования и
практической реализации систем мониторинга в образовании на
разных уровнях управления»



Ключевые слова: система образования, мониторинг, информационное обеспечение, международный опыт, конструирование, практическая реализация, руководители образования, информационно аналитические службы.
Объект исследования: системы мониторинга в образовании на разных уровнях управления.
Цель работы: теоретическое и практическое осмысление феномена мониторинга в образовании, разработка рекомендаций для специалистов в области информационного обеспечения управления образованием по разработке, конструированию и практической реализации систем мониторинга в образовании на разных уровнях управления. разработку понятийно-категориального аппарата мониторинга в образовании на основе рассмотрения феномена мониторинга в различных областях человеческой деятельности, включая смежные к образованию – социологию, психологию и другие;
Задачи исследования:
- проведение классификации систем мониторинга как общей, так и применительно к системе образования;
- выделение методологических и методических проблем измерений в образовании вообще и в системах мониторинга в частности;
- определение принципов и разработка технологии организации мониторинга в управлении образованием;
- определение причин развития мониторинга в системе образования за последние годы, и их взаимосвязь с изменениями в управлении образованием;
- выделение и системное описание моделей подходов к оценке работы образовательных систем их общее и особенное в связи с возможностью использования в системах мониторинга;
- сравнение методов, используемых для обследования образовательных систем применительно к системам мониторинга в образовании;
- проведение методологического рассмотрения образовательной системы как объекта мониторинга;
- определение места и роли мониторинга в системе информационного обеспечения управленческой деятельности.
Методология проведения работ: исходя из того, что актуальность выполнения работы заключается в том, что потребность в объективной информации провоцирует изменения в управлении образованием, социальные изменения, а требование полноценных технологий мониторинга в образовании содержится в появившихся в последнее время работах по менеджменту образования, инноватике, развитию образования был проведен теоретический анализ не только сложившихся систем мониторинга в образовании, но и мониторинга как такового, как сущего, как феномена.
Результаты работы.
В работе был разработан понятийно-категориальный аппарат мониторинга в образовании на основе рассмотрения феномена мониторинга в различных областях человеческой деятельности, включая смежные к образованию – социологию, психологию и другие. Проведена классификация систем мониторинга как общей, так и применительно к системе образования. Выделены методологические и методические проблем измерений в образовании вообще и в системах мониторинга в частности. Определены принципы и разработана технология организации мониторинга в управлении образованием. Определены причины и движущие силы развития мониторинга в системе образования за последние годы, и их взаимосвязь с изменениями в управлении образованием. Проведено сравнение методов, используемых для обследования образовательных систем применительно к системам мониторинга в образовании. Проведено методологическое рассмотрение образовательной системы как объекта мониторинга. Определено место и роль мониторинга в системе информационного обеспечения управленческой деятельности.
В качестве практических результатов подготовлено:
- теоретическое обоснование и разработка основ стандартизации мониторинга в образовании как методологической и методической системы;
- комплект аналитических материалов включающий: классификацию систем мониторинга, понятийно-категориального аппарата мониторинга, принципов и технологию организации мониторинга, сравнение методов, используемых для обследования образовательных систем.
Область применения.
В первую очередь результаты предназначены для руководителей информационно-диагностических служб федеральных и региональных органов управления образованием.
Результаты будут использованы при разработке спецкурсов для подготовки кадров высшей квалификации.
Кроме этого результаты могут быть использованы:
- в управленческой практике в системе образования для руководителей муниципальных и районных органов системы образования;
- в школьной практике для администраторов школ и организаторов школьного образования;
- в системе повышения квалификации педагогических работников;
- в работе с родителями, общественностью.
Значимость работ.
Анализ имеющейся в нашей стране и зарубежной литературы показал, что требование полноценных технологий мониторинга в образовании содержится в появившихся в последнее время работах по менеджменту образования, инноватике, развитию образования и это проблема не только Российской системы образования, но и образования большинства развивающихся систем образования в мире. То есть наряду с развитыми и имеющими определенную историю системами мониторинга в Великобритании, Ирландии, Шотландии, Голландии, Франция и США, которые достаточно широко известны российским спецмалдистам был проанализирован опыт таких стран как Уругвай, Чили, Израиль, Бразилия, Уганда, Замбия, Индия, Новая Зеландия и ряд других. В большинстве книг по управлению образованием есть раздел, посвященный информационному обслуживанию управленческой деятельности, где говорится о существующих недостатках и первостепенной важности изменений в сфере информационного обслуживания на разных уровнях управления. О необходимости построения систем мониторинга косвенно свидетельствует и то, что зачастую в работах определяется тематика сбора информации, в некоторых говорится о том, что надо определить, но очень редко рассказывается, каким образом это сделать, и практически никогда о том, как это оценить.
Анализ реальной практики сложившейся в системе образования дан с обще – методологических, теоретических и дидактических позиций. Впервые в отечественной науке проанализировано место мониторинга в системе образования не с точки зрения выполнения отдельных функций или практических приложений, а в контексте развития систем мониторинге в других сферах человеческой деятельности, в том числе, и в тех, где развитие систем мониторинга в значительной мере опережает развитие мониторинга в образовании.