Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Реферат

РЕФЕРАТ
отчета по проекту
«Анализ судебной и арбитражной практики в сфере образования»



Ключевые слова: судебная практика в сфере образования, правовые позиции Конституционного Суда РФ по спорам в сфере образования, постановление Конституционного Суда РФ, определение Конституционного Суда РФ
Актуальность проведения исследований в данной области обусловлена несовершенством действующего законодательства в области образования, что выражается в значительном количестве судебных споров с участием субъектов образовательных правоотношений, а также постоянной необходимостью его совершенствования и развития. Конституционный Суд РФ играет важную роль в процессе защиты гражданами конституционного права на образование и иных конституционных прав, а также является единственным источником официального толкования конституционных норм, в том числе и составляющих ядро правового регулирования отношений в сфере образования. Обращение в суды общей юрисдикции за защитой нарушенных прав в сфере образования является реализацией конституционного права на судебную защиту.
Целью настоящего исследования является выявление и обобщение правовых позиций Конституционного Суда РФ, содержащихся в его решениях, и затрагивающих правоотношения в области образования, а также выявление и обобщение подходов судов общей юрисдикции к решениям дел о защите граждан, обучающихся в образовательных учреждениях различной формы собственности, типов и видов.
Задачи исследования обусловлены его целью:
- определение понятия правовых позиций Конституционного Суда РФ и их значения для правового регулирования правоотношений в рассматриваемой сфере, выявление основных тенденций конституционного судопроизводства в сфере образования;
- прогноз использования практики Конституционного Суда РФ в целях последующего правового регулирования образовательных отношений, выявление и анализ основных подходов к разрешению дел о защите прав обучающихся в рамках гражданского судопроизводства.
В качестве объекта настоящего исследования выступают правоотношения, возникающие между образовательным учреждением, педагогическими работниками и обучающимся, а также вопросы, касающиеся определения содержания правового статуса вышеуказанных субъектов образовательных правоотношений, в части неоднозначного или коллизионного правового регулирования, получившего выражение в деятельности Конституционного Суда РФ и судов общей юрисдикции.
Предмет исследования составляют судебные решения судов различных инстанций по вопросам, связанным с реализацией конституционного права на образование, созданием и функционированием образовательных учреждений, осуществлением педагогической деятельности.
Методической основой настоящего исследования послужил системный подход к изучению судебной практики по вопросам образования, а также логический, формально-юридический и сравнительно-правовой методы научного познания.
В ходе работы были проанализированы более 3000 решений Конституционного Суда РФ за период с 1992 по 2006 годы, из числа которых были отобраны 38 решений, затрагивающих непосредственно или косвенно вопросы правового статуса участников образовательных правоотношений, которые приводятся полностью или в извлечениях, обусловленных целесообразностью, в качестве приложений к настоящей работе. Также были отобраны 21 решение Верховного Суда РФ и ряда судов общей юрисдикции по вопросам защиты прав обучающихся.
Содержание работы обусловлено целями исследования и включает в себя 2 раздела, отражающих два этапа работы над проектом: первый раздел посвящен анализу правовых позиций Конституционного Суда РФ в различных сферах правоотношений в области образования, второй раздел посвящен анализу практики судов общей юрисдикции по вопросам защиты прав обучающихся, сгруппированных по принципу сходных правоотношений, а также – введение, заключение, список нормативно-правовых актов и библиографический список. В приложениях к отчету содержатся наиболее значимые судебные решения по вопросам в сфере образования.
Результатом проведенного исследования стали выявленные принципы и подходы, применяемые судами к разрешению различного рода дел в сфере образования.
Область применения.
Данные принципы и подходы могут быть использованы законодателем в качестве практического материала рекомендательного характера при дальнейшем совершенствовании законодательства в области образования и восполнении пробелов текущего законодательства, что повысит эффективность принимаемых законодательных решений.