Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Реферат

РЕФЕРАТ
итогового отчета по проекту
«Исследование и разработка предложений по совершенствованию
нормативно-правового обеспечения в сфере образования в условиях
модернизации, включая научный анализ законодательства
Российской Федерации в сфере образования на предмет полноты регулирования и необходимости внесения изменений, признания
утратившими силу и принятия новых нормативных актов в сфере образования»



Ключевые слова: образовательное законодательство, систематизация, концепция систематизации, инкорпорация, консолидация, кодификация, учет действующего законодательства, юридический термин.
Объект исследования: законодательство Российской Федерации в сфере образования в условиях его модернизации.
Цель работы: упорядочение действующего российского законодательства об образовании, приведение его в систему с учетом задач модернизации российского образования.
Задачи реализации проекта:
- выбор и обоснование оптимальной формы систематизации правовых норм в сфере образования;
- ревизия законодательства и нормативных правовых актов в сфере образования для дальнейшей работы по его систематизации в форме инкорпорации;
- выявление нормативных правовых актов в сфере образования, находящихся в противоречии с действующим законодательством Российской Федерации, и определение юридической судьбы таких актов (составление проекта перечня нормативных правовых актов на отмену, подготовка проектов ведомственных правовых актов о внесении изменений и дополнений в данные нормативные правовые акты);
- составление перечня нормативных правовых актов, фактически утративших силу и подлежащих отмене;
- выявление коллизий между нормами образовательного законодательства и смежных отраслей права, как-то: административного, муниципального, бюджетного, гражданского, семейного и др.;
- выявление норм образовательного законодательства, противоречащих сформировавшейся судебно-арбитражной практике, в т.ч. правовым позициям Конституционного Суда РФ;
- выявление норм образовательного законодательства, противоречащих международным договорам и соглашениям Российской Федерации;
- мониторинг действующего образовательного законодательства на предмет соответствия требованиям, обусловленным участием Российской Федерации в Болонском процессе;
- устранение «скрытых коллизий», т.е. коллизий, возникающих из-за неодинакового понимания отдельных категорий и понятий в разных актах образовательного законодательства; унификация понятийного аппарата образовательного законодательства;
- анализ базовых категорий образовательного законодательства: «законодательство об образовании», «система законодательства об образовании», «принципы (общие начала) законодательства об образовании», «вступление акта законодательства об образовании в действие», «обнародование (официальное опубликование) акта законодательства об образовании»;
- разработка словаря юридических терминов в образовании.
В ходе выполнения работ по Государственному контракту были проведены следующие мероприятия:
1 ЭТАП – сентябрь 2006 г.
1.1. Разработка концепции систематизации законодательства РФ об образовании, включая:
1.1.1. определение роли и места образовательного законодательства РФ об образовании в условиях его модернизации;
1.1.2. исследование предложений по совершенствованию нормативного правового обеспечения в сфере образования, научный анализ законодательства РФ в сфере образования (в свете Концепции развития российского законодательства в целях обеспечения единого правового пространства в России) на предмет полноты регулирования и необходимости внесения изменений, признания утратившими силу и принятия новых нормативных актов в сфере образования;
1.1.3. исследование опыта систематизации в сфере образования, ее нормативной правовой базы;
1.1.4. обоснование необходимости систематизации законодательства РФ об образовании;
1.1.5. определение основных принципов, разработка общего плана систематизации законодательства РФ об образовании, определение объема нормативного правового материала, подлежащего обработке, обоснование модели объединения нормативных правовых актов в сфере образования;
1.1.6. обоснование критериев отбора нормативных правовых актов, подлежащих систематизации (по юридической силе, по относимости к образованию и по действию во времени и пространстве), схемы группировки;
1.1.7. предложения по инкорпорации, консолидации и кодификации образовательного законодательства.
1.2. Учет (сбор) действующего законодательства и нормативных правовых актов об образовании РФ, включая:
1.2.1. учет актов, изданных по вопросам образования в России и СССР в период с 1917 г. и до настоящего времени;
1.2.2. отбор и учет актов, содержащих нормы права;
1.2.3. группировка актов по юридической силе, в зависимости от уровня компетенции органов, их принявших;
1.2.4. внесение отобранных актов в журнал;
1.2.5. формирование системных перечней нормативных правовых актов, группировка актов по уровням образовательной системы.
1.3. Обработка действующего законодательства и нормативных правовых актов об образовании, включая:
1.3.1. толкование актов с точки зрения терминов, понятий, определений;
1.3.2. корректировка с учетом норм международного права;
1.3.3. использование всех нормативных правовых актов (СССР и Российской Федерации), не отмененных в установленном порядке
1.4. Подготовка словаря юридических терминов в образовании, включая:
1.4.1. отбор норм-дефиниций из учтенных актов;
1.4.2. определение терминологии, понятий для словаря;
1.4.3. предложения по инкорпорации, консолидации и кодификации образовательного законодательств;
2 ЭТАП – октябрь-ноябрь 2006 г.
2.1. Подготовка перечня нормативных правовых актов в сфере образования, находящихся в противоречии с действующим законодательством Российской Федерации. Выделение тех из них, которые должны быть отменены, и тех актов, в которые должны быть внесены соответствующие изменения и дополнения. Выявление пробелов правого регулирования в сфере образования и подготовка предложений по их устранению;
2.2. Подготовка перечня нормативных правовых актов в сфере образования, фактически утративших силу и подлежащих отмене;
2.3. Подготовка перечня актов образовательного законодательства, противоречащих международным договорам и соглашениям Российской Федерации;
2.4. Подготовка предложений по разработке проектов нормативных правовых и законодательных актов, устраняющих противоречия или пробелы правого регулирования в сфере образования;
2.5. Подготовка рукописи словаря образовательного законодательства.
Результаты работ по Государственному контракту:
1 ЭТАП
1.1. Концепция систематизации законодательства РФ об образовании (Объем – 2,3 п.л.) – раздел 1 содержательной части отчета;
1.2. Системный перечень действующего законодательства и нормативно-правовых актов РФ об образовании – Приложение № 1;
1.3. Аналитическая записка «Состояние нормативно-правовой базы образования в Российской Федерации и перспективы развития образовательного законодательства» (Объем – 1 п.л.) - раздел 2 содержательной части отчета;
1.4. Рукопись словаря юридических терминов в образовании (Объем – 1 п.л.) - раздел 31 содержательной части отчета.
2 ЭТАП
2.1. Перечень нормативных правовых актов РФ в сфере образования, в которые должны быть внесены соответствующие изменения и дополнения - раздел 4 содержательной части отчета;
2.2. Перечни нормативных правовых актов РФ в сфере образования, фактически утративших силу и подлежащих отмене – Приложение № 2;
2.3. Перечень актов образовательного законодательства, противоречащих международным договорам и соглашениям Российской Федерации - раздел 5 содержательной части отчета;
2.4. Предложения по разработке проектов нормативных правовых актов, вносящих изменения и дополнения в действующие акты подзаконного характера в сфере образования, предложения по разработке проектов нормативных правовых и законодательных актов, устраняющих пробелы правого регулирования в сфере образования (Объем – 1 п.л.) - раздел 6 содержательной части отчета;
2.5. Словарь юридических терминов в образовании (Объем – 12,85 п.л.) – Приложение № 3.
Область практического использования и применения результатов работ: результаты выполненных работ будут применяться в работе законодательных и исполнительных органов власти Российской Федерации при подготовке нормативных правовых актов в сфере образования, специалистов в области правового обеспечения образования, юридических служб образовательных учреждений.